Заповедь любви к врагам (II)

Заповедь любви к врагам (II)

Читать часть I

Беззаконие – главное внешнее препятствие, мешающее исполнению заповеди любви к врагам.

Иисус Христос предупреждал, что неизбежно наступят времена, когда по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф.24:12). Судя по всему, эти времена давно наступили. В мире, лежащем во зле, не только умножились индивидуальные беззаконники всех мастей, но и размножились коллективные беззаконники – государства-мошенники, государства-бандиты, государства-террористы, играющие роль гигантских мировых «морозильников», целенаправленно и повсеместно охлаждающих любовь, т.е. убивающих её, поскольку она может быть только теплой или горячей, но не холодной.

После символического упразднения Бога (о чем мир был извещен Фридрихом Ницше) планету стал затапливать великий потоп беззакония — катастрофы гражданских, локальных и мировых войн, катаклизмы революций, потрясения фашистских переворотов с вырвавшимися на широкий исторический простор темными силами ненависти, самоуничтожения, небытия. Абсолютное большинство населения земли всерьёз поверило, что Бог-Отец «умер», а Христос не воскрес, так что уже неоткуда было явиться инициативе всеобщего примирения. Некому было сказать враждующим народам, погрузившимся в глобальные войны всех против всех: «Любите врагов ваших». Не стало всеобщего, безусловного Авторитета, перед которым могли бы покаянно склониться миллиарды голов, восклицая: «Прав ты, Господи! А мы не правы. Да, мы злы и ничтожны. Но мы пробуем жить по Слову Твоему, пытаемся исполнять Твои заповеди – любить друг друга, ближних, дальних и врагов своих».

Ныне самым жестоким беззаконником, самым ярым врагом христианской любви и наиболее страшным врагом современного человека и всего человечества выступает мировой фашизм. Фашисты умножают беззакония и взаимное ожесточение между людьми всех стран. Они живут враждой, а не любовью, пропагандируют насилие, а не любовь, говорят на языке вражды, ненависти и насилия, а не любви.

В условиях расползания глобального беззакония, распространения чумы мирового фашизма, планетарного оскудения любви людям становится всё труднее любить даже родных и ближних, не говоря уже о любви к врагам.

В миллионах голов резонно возникают вопросы: приложима ли миролюбивая заповедь Христа о любви к врагам к представителям дьявольского племени фашиствующих злодеев? Можно ли любить непримиримых врагов Божьих, попирающих евангельские заповеди и растаптывающих человеческие законы? Должен ли был христианин-антифашист Дитрих Бонхёффер любить своего врага Адольфа Гитлера? А христианин, которого за его веру швырнули на Колыму и медленно убивали там голодом и холодом, обязан ли он был любить начальника своего концлагеря? Обязаны ли жертвы повсеместных агрессий любить тех, кто уничтожает их огнем и железом? Как быть тем цивилизованным народам, которых враги хотят полностью уничтожить – одних путем тотального геноцида, а других, «сбросив в море»? Неужели христиане должны призывать эти народы уподобиться жертвам, предназначенным на убой, то есть не противостоять, не бороться, а смириться, покориться и с мольбами протягивать руки к озверевшим насильникам, уверяя тех в своей любви к ним? Такая «любовь» бессмысленна. Бесполезно встречать врагов, вторгающихся в твой город, хлебом-солью или шашлыками. Враги и злодеи так и останутся врагами и злодеями. А хлебосольные «шашлычники» станут коллаборантами, изменниками родины, позором своего города и народа.

Христианам отвечать на эти и подобные им вопросы необычайно трудно, поскольку в их сознании слова «враги» и «любовь» в абсолютном большинстве случаев категорически не желают рифмоваться. Эти вопросы подобны камням, летящим из огнедышащих вулканов войн. Они выбивают почву из-под ног, немилосердно ударяют в души, обжигают мозг, сотрясают до основания человеческие существа.

Но как же тогда быть с призывом Христа?

Ведь получается, что когда современный христианин начинает размышлять о заповеди любви к врагам и об её исполнении, то, как правило, обнаруживает, что она безмерно выше его человеческих сил. И это обстоятельство заводит его в тупик. Однако, поскольку Слово Господа абсолютно, непреложно, то у христианина нет ни малейшей возможности отодвинуть его в сторону. Если же он сделает вид, что оно не существует, то его христианская идентичность окажется под угрозой разрушения.

Внутри этого проблемного контекста возникает еще один непростой вопрос: много ли среди христиан тех, кому удаётся достойно и в полной мере исполнять заповедь любви к своим врагам? Задавая его, следует помнить, что евангельский Иисус никогда не требовал от людей невозможного. У Него было немного земного времени, чтобы тратить эти драгоценные годы, часы и минуты на призывы к человеку выполнять то, что в принципе невыполнимо. А это означает, что когда люди считают какую-то из Его заповедей невыполнимой, то корни этой невыполнимости им следует искать прежде всего в самих себе, в неготовности, неумении, неспособности включать на полную мощность своё духовное зрение, умение размышлять и пробиваться к адекватному пониманию того, что поначалу не поддается пониманию.

О «любви» масс к своим главным врагам – фашистским диктаторам 

Между тем, дьявол способен в условиях фашистских режимов проделывать с заповедью любви к врагам самые немыслимые превращения. Один из загадочных феноменов политической жизни последнего столетия – извращенная любовь масс к фашистским диктаторам. «Советские люди» любили Сталина, своего лютого врага, беспощадно истреблявшего их. Немцы любили своего главного врага Гитлера. Немало читателей романа «Мастер и Маргарита», преимущественно людей с незамысловатой внутренней жизнью, признаются в своей чуть ли не влюбленности в булгаковский образ мессира Воланда, могущественного духа зла, разрушения и небытия.

Невозможно говорить, что все эти люди выполняли заповедь Христа о любви к своим врагам. Парадоксы их извращенной квази-любви — не от Бога. Они — из репертуара дьявольского театра абсурда наших времен, научившегося изуверски уродовать человеческие души и мозги, превращать их в подобия кривых зеркал.

Заповедь Христа о любви к врагам трудна в исполнении, поскольку побуждает людей действовать наперекор своему первородному греху, идти против поврежденной грехом человеческой природы.

Но эта же заповедь любви к врагам, исковерканная дьяволом, подогнанная под мерки и требования сатанинских сил, исполняется крайне легко, потому что соответствует самым примитивным и низменным греховным побуждениям людей, внутренне далеких от Бога, дорожащих лишь своей физической жизнью, но не жизнью духовной. Их «любовь» к деспотам-душегубам напоминает ту «собачью любовь», о которой писал В. Маяковский в поэме «Облако в штанах»: «Видели, как собака бьющую руку лижет?»

Подобные превращения людей в «тварей дрожащих» совершаются по воле не Бога, а дьявола. И поддаются им те, в чьих душах, сердцах, умах нет Бога, кто не на Его стороне, а на стороне князя мира сего.

Возрожденный христианин, в чьем сердце господствует истинная вера в триединого Бога, никогда не поклонится врагам Божьим, не станет целовать руки приспешникам дьявола, не подставит свой лоб палачу под клеймо “666”, даже если ему будет угрожать смерть.

Противоестественная, извращенная, бесконечно уродливая любовь миллионов людей с рабским сознанием к убивающим их деспотам – одно из самых сильных свидетельств сатанинской сущности фашистских режимов. Эти диктатуры абсолютного зла с учреждающими их «белокурыми зверями» и обслуживающими их «политическими животными» состоят из богопротивного материала. Они скроены из человеческих грехов, пороков, преступлений, склеены слезами и кровью миллионов жертв. Зверогосударства-левиафаны, созданные человеко-зверями и человеко-животными, категорически отвергли, упразднили, «убили» Бога. Но Он не умер, не исчез, не устранился, не замолчал. Он поступил с нечестивцами как истинный джентльмен, остающийся джентльменом даже после нанесенного ему оскорбления: предоставил им свободу действовать так, как они считали нужным. Если они не хотят иметь в центре своих картин мира любящего, благого и справедливого Бога, то это их выбор и их ответственность за него. Так пусть же живут под властью злого, ненавидящего их, лживого беззаконника-убийцы дьявола.

Им была трудна Божья концепция любви к своим врагам? Пусть получат её дьявольскую версию, вывернутую наизнанку и не удивляются, что в соответствии с ней враги будут оскорблять, унижать и убивать их с еще большей беспощадностью.

Они захотели свободы без Бога? Пусть получат её, но при этом не жалуются, что остались без Его защиты от лавин дьявольского зла, от убийственных шквалов невиданных катастроф, войн, страданий, от сатанинских бичей преждевременной насильственной смерти.

Они относятся к фашистской диктатуре, придавившей их своим каблуком, как к неведомо откуда свалившемуся несчастью? Но рано или поздно им придется увидеть в ней заслуженное ими проклятие и воздаяние за то, что они пошли путями Каина, Хама, Искариота, предали Господа и возлюбили дьявола в образах фюрера, генералиссимуса или в литературной маске мессира Воланда.

Не пожелав любить врагов своих в соответствии с евангельскими требованиями Христа, они дождались того, что эти враги ворвались в их жизнь и растоптали её. Если же кто-то из них пожелает увидеть виновника своих несчастий, то пусть подойдёт к зеркалу, взглянет в него, внимательно всмотрится в темное марево за своими плечами и не удивляется маячащей там тени лукавого лжеца и палача.

Лжепастыри и лжехристиане о любви к врагам

Существует еще одна дьявольская проделка с заповедью любви к врагам. Она лежит на совести лжепастырей и лжехристиан, позволивших ей проникнуть в христианские церкви. Руководители и члены таких церквей не склонны исполнять эту заповедь Христа либо по нежеланию, либо по неспособности постичь её сущность, важность и глубину. Они с готовностью проповедуют покорность злу, господствующему в условиях авторитарных и фашистских режимов. Это они когда-то охотно признавали Гитлера своим фюрером и принимали идеологию Третьего Рейха. Сегодня они не возражают против проповедей на темы «Всякая власть от Бога» и «Любите врагов ваших». Но в их проповедях, как правило, совершаются дьявольские передёргивания смыслов: евангельский дух подменяется дифирамбами в адрес человеконенавистнических властных структур. Тотальная власть того или иного автократа или диктатора объявляется властью от Бога, а евангельская заповедь любви к врагам превращается в пропаганду покорности и смирения перед абсолютным, запредельным злом, творимым непримиримыми врагами Божьими. В результате в той же нацистской Германии получалось, что пастыри-перерожденцы, сами ставшие врагами Божьими, устанавливали в церквах знамена со свастиками, клали на кафедры рядом с Библией книгу «Майн кампф», призывали в своих проповедях любить фюрера, наибольшего и опаснейшего из врагов, любить пастырей, ставших нацистами, беспрекословно исполнять все их поручения.

Явные богоотступники, обладающие крайне сомнительными духовными физиономиями, нечистыми устами и лукавыми языками, и сегодня произносят по всему миру злокачественные проповеди, подрывают основы христианства, разрушают изнутри христианские церкви. Они с готовностью адаптируют христианство к диктаторским режимам. Придавая своим проповедям христианскую внешнюю форму, они одновременно наполняют их антихристианским содержанием и тем самым создают в церквах смертельно опасную обстановку, похожую на то, когда в бою враги захватывают наши орудия, разворачивают их и начинают обстреливать нас нашими же снарядами. При этом они успевают, подобно сатане, искушавшему Христа в пустыне, начинить каждое слово ядом абсолютного зла, духом дьяволодицеи (оправдания дьявола) и апологии фашистских режимов.

Далеко не все лжепастыри решаются откровенно демонстрировать свой переход на сторону князя мира сего, то есть лгать, защищать явных врагов Божьих, призывать ко злу и разжигать ненависть к врагам. Большинство из них предпочитают иной путь — теологически невнятные «рассужденческие рассуждения», из которых невозможно вывести, к чему зовут и куда ведут проповеди, рассказывающие, казалось бы, о любви к врагам. А это именно то, об опасности чего предупреждал апостол Павел: «Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?» (1Кор.13:8). Теологическая и морально-этическая «неопределенность» лжехристианских проповедей может быть умышленной, злокозненной. И она же может быть непроизвольной, возникающей в силу либо необразованности проповедника, либо его бездарности и интеллектуальной немощи. Но в обоих случаях это несомненное зло. Оно не сокрушает церковь явно, но медленно подтачивает её духовную архитектуру. Подобно древесным жучкам, съедающим деревянные строения и мебель, оно проделывает ту же дьявольскую работу по духовному ослаблению, разрушению Церкви Божьей. Так дух абсолютного зла разными способами провоцирует невозрожденных христиан двигаться путем Иуды, изменять Христу, предавать Его, сквернить Благую Весть, становиться антихристианами, антихристами, содействовать расширению и углублению великой христианской депрессии.

Подобные массовые духовные падения — это уже не просто драма, но трагедия мира, который когда-то пытался стать христианским, но так и не смог этого сделать, лежа во зле и духовно погибая.

Что делать?

Сатана, враг Бога и людей, желает, чтобы из искр ресентиментов повсеместно возгоралось пламя ненависти, агрессии, войн всех против всех, чтобы пожары неугасимой взаимной злобы уничтожали духовно и физически как можно больше людей.

У Бога противоположная цель: Он желает гасить очаги вспыхивающей вражды и спасать враждующих от духовной и физической гибели. Бог способен выхватывать враждующих из пламени ненависти как головни из огня и гасить их. «Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Иоан.4:16). Его любовь многогранна, способна обретать бесконечное множество форм. Но самое главное в ней то, что она не разделяет, а сближает людей. Макс Шелер, размышляя о евангельской притче о блудном сыне, приводит чье-то давнее высказывание о том, что одинаковая любовь отца к обоим сыновьям – это «пощечина» античной идее справедливости, разделявшей людей на правых и неправых, достойных и недостойных, заслуживающих любви и не заслуживающих. Великий Бог готов даровать человеку способность любить и правых, и виноватых, единомышленников и оппонентов, друзей и врагов.

Заповедь о любви к врагам не может быть избирательной. Она относится ко всем врагам без исключения. Бог, Чья сущность заключается во всеобъемлющей любви, не оставляет места для ненависти к кому бы то ни было, даже если это явные враги.

Иисус прибавляет к заповеди «любите врагов ваших» важное уточняющее пояснение об исходящем от Отца Небесного всеобщем охвате любовью всех людей, злых и добрых, праведных и неправедных. Это означает, что и люди, стремящиеся следовать за Богом, обязаны подражать Ему в своем намерении быть совершенными, то есть они способны и должны любить не только друзей, но и врагов.

Когда же христианин убеждается, что у него нет духовных сил для любви к врагам, то лучшее, что он может сделать, — это вспомнить о том, что у него есть право обращаться с нуждами о своих немощах непосредственно к Спасителю, а также опыт получения щедрого дара веры от Бога. Этот дар для того и предоставлен человеку, чтобы не дать ему духовно погибнуть не только в обычных, повседневных ситуациях, но и в самых экстремальных обстоятельствах предельных испытаний. Максималистское требование, категорический императив Бога, настаивающий на необходимости любить врагов своих, ставит человека в ситуацию такого испытания.

Исключительный драматизм этой коллизии состоит в том, что у христианина нет ни малейшей возможности уклониться от исполнения этого повеления. Он обязан своим деятельным послушанием выказать ответную любовь к любящему его Отцу Небесному. Он должен любить своих врагов, чтобы не утратить своей христианской сущности и должных личных отношений с живым Богом.

Какой должна быть христианская любовь к врагам?

Что следует делать христианам, чтобы исполнять Божью заповедь о любви к врагам? Христос не оставляет эти вопросы без ответов. Из них состоит Его евангельское учение, Благая Весть. Суть этих ответов выглядит как ряд ключевых условий и требований:

  • Всегда помнить, что христианская вера — это прежде всего свобода от грехов, в том числе от греха ненависти к кому бы то ни было, в том числе к врагам.
  • Ясно понимать, что любовь к врагам невозможна без участия Бога, без помощи и поддержки Христа, что Он её главный источник, единственное основание и абсолютный, безусловный гарант.
  • Принять как непреложную данность, что любовь к врагам невозможна для естественного, плотского, секулярного человека, не верующего в Христа Спасителя, что её бесполезно ожидать и требовать от атеистов и от невозрожденных христиан, не имеющих личных отношений с живым Богом, т. е. от абсолютного большинства католиков, православных и протестантов.
  • Относиться к заповеди любви к врагам как к: (1) важному средству поддержания в мире Божьего порядка; (2) одному из главных условий сохранения своей христианской сущности; (3) критерию, указывающему на право христианина надеяться на возможность собственного грядущего спасения.
  • Любить врагов — значит всегда, при любых обстоятельствах желать им добра, благих духовных и практических перемен в их жизнях и судьбах.
  • Желание врагу блага — это не столько чувство и разумение, сколько духовно-практическое действие. Таковым является в первую очередь молитва за врага: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).
  • В молитвах христианин: (1) просит Бога научить его молиться о любви к врагам;  (2) благословляет врагов, проклинающих и ненавидящих его (Мф.5:44); (3) просит Бога образумить врага, запретить ему творить зло, разрушить его дьявольские замыслы, привести к вере, покаянию и спасению. Но поскольку спасение — прерогатива Бога, то таким  молитвенным пожеланием жизнь и судьба врага предаётся в руки Господа.
  • Молитва переносит внутреннее «я» молящегося с территории вражды и ненависти на территорию христианской любви к врагам и тем самым помогает верующему сохранить свою верность Богу, чтобы возможность грядущего спасения не утратила для него свой статус наивысшей экзистенциальной целевой причины. Макс Шелер писал “Смысл заповеди любви к врагам заключается в том, «чтобы мой самый заклятый враг, считающий меня таким же заклятым врагом, враг, против которого я борюсь за правое дело всеми доступными средствами, стал «в Царстве Божием» братом, чтобы в ходе борьбы между нами не вспыхнула ненависть в той ее крайней форме, когда она обращена против самого спасения души” [М.Шелер, Ресентимент в структуре моралей. С.-Пб. «Наука»—«Университетская книга», 1999, стр.109].
  • Бог, откликающийся на молитву христианина, помогает и врагу, выводя его душу из состояния дьявольского ресентимента, из царства тьмы, зла, ненависти, побуждая врага творить меньше зла, совершать меньше злодейств, задуматься о сути того, что происходит вокруг и внутри него. Воспользуется ли враг этой возможностью или нет, об этом молящемуся не следует беспокоиться. Он выполнил свой долг, сделал всё, что мог, а далее для врага наступает время его личного выбора. Он входит в ситуацию личной ответственности перед Богом за свои решения и действия. Тех, кто сделает отрицательный выбор, откажется от пути веры и покаяния, ждут суд и расплата, Божьи проклятия и инфернальная перспектива. Если Иисус на кресте простил одного распятого вместе с Ним разбойника и не простил другого, это не означает, что Его любовь оказалась избирательной. Второй разбойник, несмотря на то что в последние часы перед смертью находился рядом с Господом, так и не раскаялся в своих злодеяниях, не уверовал и потому не заслужил спасения. Вся мера ответственности за его отрицательный, самоубийственный выбор легла целиком на него.
  • Христианам не следует бояться, что Бог будет излишне мягок к тем, кто причинил им много зла, ибо Господь — это не только любовь, но и абсолютная справедливость, которая превыше человеческого разумения. Враги получат в полной мере только то, что заслужили, ни больше, ни меньше.
  • Всё это не мешает христианину относиться резко отрицательно к фашистским военно-политическим режимам, демоническим структурам, вражеским социальным институциям, идеологическим, пропагандистским службам, распространяющим «развратительные» идеи и предпринимать соответствующие усилия к их ликвидации или обезвреживанию. Когда Иисус увидел, что менялы и торговцы превратили храм Божий в «вертеп разбойников» (Мф.21:12-13), Он опрокинул их столы, лишил их возможности торговать, но их самих пальцем не тронул. И это тоже важный урок для христиан.
  • Там, где заповедь любви к врагам начинает действовать, дьявол терпит поражение. С помощью Бога, при Его непосредственном участии гасится пылающий очаг вражды, ликвидируется разрушительный заряд конкретного, локального ресентимента. В море ненависти становится одной каплей зла меньше.

Результаты такого рода — высший духовный максимум из того, что христиане способны достигать в ситуациях вражды. При всей их внешней простоте, они многим представляются труднодостижимыми и даже недоступными. Но эта недоступность — кажущаяся. Она исходит не от Бога, а из темных глубин того первородного греха, того дьявольского ресентимента, который присутствует внутри каждого человека и плодит богопротивные иллюзии о недостижимости праведности и спасения. Но у Бога и с Богом, с верой в Него всё кажущееся недоступным, становится достижимым, а всё трудное — легким.

Владислав Бачинин – профессор, доктор социолог. наук.

Фото: Pixabay.

© 2024 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.

There is 1 comment for this article