“Миссия переворот”

“Миссия переворот”

Украинское послесловие

От редакции: Предлагаем Вашему вниманию материал Дениса Горенькова из Украины. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения.

На прошлой неделе стало известно о появлении сюжета российского телевидения, посвящённого деятельности студенческих христианских движений России и Украины. Оба движения имеют одинаковую аббревиатуру «ССХ», хотя организационно они напрямую не связаны и названия у них не вполне одинаковые: «Содружество студентов-христиан» в Украине и «Сообщество Студентов Христиан» в России.

Концепция сюжета была выбрана следующая: гостеприимная Россия с распростёртыми объятиями встречает беженцев из украинского хаоса. Среди этих людей попадаются и те, кто платит злом за причинённое добро. Это сектанты — протестанты, которые в Украине, как известно, давно уже агенты Госдепа США, враги России, одержимые жаждой разрушительного влияния на общество. Разумеется, в фокусе оказываются молодёжь и студенчество. Взяты вырванные из контекста кадры обращения светских украинских студентов к их российским коллегам. Ниточка тянется и к «ССХ».

Что это такое, авторы видео толком не знают: в сюжете два движения представлены как одна организация с центром в США (разумеется, он должен там быть, иначе рушится идея авторов сюжета), упоминаются засекреченные “тренинги”, национальная украинская конференция ССХ “Соль” подаётся как “предел мечтаний” российских студентов. Мелькают пруфы (proof) страниц в социальных сетях: неразборчиво, зато на фоне тревожного голоса диктора, который убеждает зрителя, что дело нечисто. Российское ССХ показано агентом ССХ Украины: есть пруф сайта ССХ Украины, страниц “В Контакте” опять-таки украинцев, в том числе и вашего покорного слуги. Лиц российских активистов не видно, данных по ним не представлено.

Желающие могут увидеть сюжет “Миссия переворот” в YouTube (для экономии времени можно смотреть с 18 минуты).

Если найдутся ещё несколько свободных минут, можно вспомнить историю подобных сюжетов в советское время.

Возвращаясь к современности. Очевидно то, что цель сюжета классическая: поддержать информационную истерию на тему Украины, Америки и всех, кого России нужно изобличить, как врагов и пособников. Под солнцем нет ничего нового. Подобные сюжеты уже были созданы по фактам существования более масштабных и влиятельных религиозных групп в РФ: досталось Свидетелям Иеговы, харизматам, пятидесятникам и, кое-где, баптистам. Не помогли ни исполнение гимна на союзных конференциях, ни связи с С.Ряховским, ни декларации о решительном размежевании с украинскими христианами по политическим и социальным вопросам, ни публичное отречение от Мохненко и Турчинова. Держатся в относительной безопасности пока пензенские христиане во главе с Серовым, издавшие книгу “Протестанты на службе России” и, в их понимании, «послужившие России» братским общением с главой террористов “ЛНР” Плотницким.

Что же делать нам? Что остаётся делать ССХ России и захваченным информационным погромом ССХ Украины? Видится ряд вариантов:

(1) Уйти в подполье. Зачистить все паблики (и российский, и украинские), которые бы касались проблемных и провоцирующих зон. Не отвечать на обращения “корреспондентов”. Любую активность в Челябинске, о котором был сюжет, заморозить. Попытаться переждать.

(2) Опубликовать и, в целом, предать максимальной огласке обращение о том, что ССХ РФ не поддерживает, не разделяет и не ретранслирует взгляды, позиции и практики ССХ Украины. Попытаться, всё же, провести границы и указать на аполитичность ССХ РФ в этих границах.

(3) Опубликовать и, в целом, придать максимальной огласке, наряду с первым обращением, второе обращение, в котором можно использовать некоторые моменты материала М.Черенкова “Дело ВСЕХБ живет и побеждает доныне”. В этом случае, речь будет идти не только об ограничениях, но и об отрицательной оценке россиянами позиций украинского ССХ.

(4) Пойти по траектории пензенских христиан, со всеми вытекающими последствиями. История СССР, в частности, показывает, что все эти варианты не будут эффективными.

(5) На мой взгляд, остаётся пятый вариант: формирование на уровне российского движения собственной открытой позиции и стратегии выживания в сложившихся условиях. Стратегия будет включать чёткое понимание того, как Сам Бог и Писание формируют характер лидеров движения ССХ, ответы на острые социальные и политические вызовы, в целом богословие студенческой миссии, преобразовывающей страну в условиях существующего контекста.

Вновь должен прозвучать вопрос лидеров студенческого христианского движения начала двадцатого века В.Марцинковского и В.Амбарцумова: “Готов ли ты (готова ли ты) умереть за Христа?” Вновь лидеры движения должны быть готовы к публичным диспутам с современными Троцким и Луначарским, за которые вполне могут последовать арест и тюремное заключение. Вновь правила информационной безопасности и коммуникации с откровенно ангажированными СМИ должны быть сформированы и начать действовать. Необходимо вспомнить опыт Г.Винса и протестного движения евангельских христиан в СССР: 1966 год — демонстрация у здания ЦК КПСС, 1979 год — невероятно мощное молодёжное движение, которое не властно было подавить КГБ, 1991 год — распад СССР.

К сожалению, российские протестанты, в целом, позволили обмануть себя пропагандистской машине государства. Главным тезисом этой пропаганды, направленной на христиан, было: “Не нужно вмешиваться в политику, это грязное дело. Нужно строить свои форматы отношений государством, так как западные демократические модели неэффективны и опасны”. Каковы эти, собственно российские форматы, до сих пор неясно: кто-то маргинализируется, кто-то ищет доступа к властным кабинетам, а лидер «пензенских протестантов» Серов, по-сути, повторяет модель «немецких христиан» эпохи А.Гитлера.

Сегодня мы видим очередную фазу воздействия окрепшей и обезбоженной российской государственности на евангельские церкви: террор (пока информационный, подготовительная фаза) против всех, кто не стал “пензенскими христианами”. Уверен, что “вас, профессор, я убью последним”, — уничтожат и пензенских, когда перестанут быть нужными.

Я достаточно хорошо понимаю свою роль во всей этой истории (выступить в качестве пугала), но не могу отождествлять себя с концепцией “Миссия переворот”. Я могу сопереживать российским братьям, но не могу согласиться с тем, что вся ответственность лежит на украинцах. Если бы мы, как пишут часто наши российские друзья, не “лезли в политику”, не “прыгали на Майдане”, не устраивали там “кощунственных молебнов”, не кидали шины, не проводили круглых столов и конференций о роли Церкви в обществе, не издавали книг, в конце концов, просто не поддержали бы жаждущих справедливости людей, сегодня все “наслаждались” бы сюжетами украинского телевидения о нас — вредоносных сектантах.

Но преступная клика В.Януковича, принявшая, в нарушение всех норм, январские законы в 2014 году, бежала. Согласно этим законам, если бы они стали частью украинского законодательства, активная и эффективная деятельность христианских церквей, миссий, движений была бы в начале существенно затруднена, а потом и остановлена. Эти «драконовские» законы, которые, по словам их создателей, писались задолго до Майдана и включали элементы законодательства РФ, были отменены правительством А.Турчинова, которого привёл в власти Майдан.

Жив Господь. Аннексирован Крым, развязана война, но церковь в Украине свободна молиться, служить студентам, говорить то, к чему призывает Господь. Христиане Украины, возвысившие голос против преступной и богоборческой политики режима Януковича, пошли на риск, но риск оказался оправданным. Я понимаю всю сложность ситуации, равно как и то, что мы в ней уже не главные игроки, что за дело взялся “Левиафан”, но я уповаю на силу и милость нашего Господа и верю, что этот тяжёлый период наши движения пройдут достойно.

© 2015 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.