Как русские баптисты “рынок” обвалили
Конечно, не только баптисты. И не совсем тот рынок. Вернее, речь не идет о рынке недвижимости. С ходу скажем, что под баптистами здесь нужно подразумевать вообще славянских евангельских христиан (евангелики), а под рынком – богословское образование в бывших республиках СССР.
В этой связи важно отметить, что о богословском образовании написана масса статей, но дела в нашем “датском королевстве” по-прежнему плохи. Как правило (согласно, естественно, моей субъективной оценке), большинство публикаций подразделяется на два типа: (1) доказывается важность образования и (2) описываются трудности реализации академической результативности. Вкладывать свою творческую энергию в оправдание важности семинарий и описание невзгод на пути ученого/школы – означает ломиться в открытую дверь. Перефразирую премьер-министра России Д.Медведева: «Знание лучше, чем незнание…» Вряд ли найдутся такие люди, которым нужно объяснять важность учебы. Одновременно, постоянно говорить об этом, значит заниматься растратой нравственных и интеллектуальных сил, т.е. пустой демагогией. Но есть и третий тип, который пожалуй описывается скорее мимолетно: (3) во всем виноват Советский Союз. Но как он виноват, конкретно, и в чем заключается вина нашей доморощенной «совдепии»? Об этом и пойдет речь а данной публикации.
В некотором смысле, совок и весь его референтный круг за последнее время оказался в баптистских кругах мальчиком для битья. Автор этих строк сам готов всем сердцем и душой присоединиться к этому избиванию таких вот вавилонских младенцев. Но с одной оговоркой. Проблема в том, что заниматься подобной деятельностью в 2016 году кажется весьма сомнительным занятием. Со времени августского путча 1991 года прошло 25 лет. Это большая часть жизни всех тех школьников, которые воспринимали такое политическое событие совершенно нейтрально, поскольку не понимали ровным счетом ничего из того, что происходило на политической авансцене страны. И я был среди таких ребят. С другой стороны, я не был ребенком верующих родителей, поэтому проблемы существовавших братств, о которых тут и пойдет речь, меня прямо не касались. Следовательно, со своими сверстниками я не могу прятаться за широкую спину советского чекиста, оправдывая свою некомпетентность и нехватку знаний.
На мой взгляд, для славянского постсоветского контекста существует одна, всего лишь одна простая причина, которая объясняет «кризис» богословского образования. При этом под кризисом можно подразумевать все (!) четыре узла в логической цепочке образовательного процесса: (1) саму работу богословских ВУЗов, (2) их продуктивность (результативность), (3) результат и (4) влияние (о данных категориях я узнал благодаря сотрудничеству с Т.Дятликом (ЕААА) и работам таких педагогов/инструкторам по образованию, как Перри Шау и Рупен Дас).
Под работой ВУЗа подразумевается весь суммарный процесс образовательного производства, начиная с набора абитуриентов, последующего процесса обучения и др. Продуктивность/результативность – это качество усвоенного образования и знаний студентами, что происходит благодаря работе ВУЗа. Результат – это профессионально подготовленные выпускники, которые пришли на миссионерское поле. И, наконец, влияние/воздействие – это красноречиво говорящие индикаторы, свидетельствующие о том, что произошло изменение общества.
Дело в том, что эти категории весьма полезны тем, кто профессионально вовлечен в преобразования и реформы богословского образования, как за рубежом, так и в странах СНГ. Можно много говорить об академической работе семинарий, об их программах, специалистах и влиянии. Церкви и, в широком смысле, союзы и братства, напротив, к подобным индикаторам для оценки своей деятельности не прибегают. Именно поэтому полезно пролить свет на то, как сами общины и их лидеры относятся не столько к этим вышеупомянутым процессам – и даже не столько к образованию вообще – сколько к самим себе, то есть к своему собственному труду, который, как считается, они совершенно профессионально совершают на благо общества. Но с неблагодарным обществом почему-то не повезло. При этом не упустим выразить определенный тезис: на данный момент евангельское братство в России представляет собой чрезвычайно субкультурное явление, основывающееся на прочных традициях (идентичностях) кумовства и церковно-приходских понятиях. На чем это сказывается?
Вернемся снова к понятию «обвал рынка», которое содержится в нашем заголовке. Вы помните, наверное, фрагмент из 19 главы книги Деяний апостолов, когда Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиде, понял, что миссионерская кампания Павла оставит его без работы. У него исчезнут заказчики. Предложение перерастет спрос, и все работники культовых и ритуальных услуг останутся с носом. В нашем случае ситуация иная, хотя проблема такая же. Дело в том, что СССР выхолащивал в советском народе всякое стремление к самоорганизации, да и вообще любую инициативу. Народ обманули. Земли не дали, устроили коллективизацию. Все объясняет «плановая экономика», задачи партии. Земства (само-управления) и права/свободы худо-бедно организовывала реформаторская команда Александра II, а, спустя несколько десятилетий, большевики их уже успешно уничтожали (красный террор). Элиты расстреливали. В стране царила нищета. Люди экономили на всем. Колхозы. Вторая мировая война. Восстановление. Существовал чрезвычайно низкий уровень сервиса-обслуживания. Было совершенно нормально, что глава семьи сам мог ремонтировать и совершать монтаж проводки и электроснабжения. Обращались к специалистам крайне редко и в особых случаях (например, отремонтировать телевизор). Собственно, желание овладеть какой-то жизненно важной деятельностью было характерно для людей со складом ума “технарей”, а также для тех, кто не мог себе позволить обратиться в сервис. И только люди образованные, редкие, принадлежащие к высшей касте советской номенклатуры в своей массе обращались за помощью к специалистам. Нетрудно догадаться, представители каких групп составляли могущественные ряды баптистского братства (рабочие и крестьяне). Они и составляли собой закрытое религиозное сообщество со своими понятиями и интересами. Об этом написано много исторических трудов. К этому прибавляется еще одна дополнительная историческая и социальная проблема.
На западе, по другую сторону Дуная в течение долгих лет формировалось особенное отношение к тем людям, которые тот или иной род деятельности сделали своим профессиональным призванием. Если человек закончил профессиональное училище, он также будет профессионально решать встающие перед ним вопросы, будь они технической или гуманитарной природы. Однако советский человек убежден, что любую задачу можно выполнить кустарным приемом. Ведь не нужно становиться профессиональным автомобилистом, чтобы поехать на “Жигулях”! Логика распространялась и на другие сферы: не нужно быть профессиональным электриком, чтобы штробить стену! Не нужно учиться в техникуме, чтобы в туалете поклеить кафель. И в каком-то смысле – все это так.
А теперь внимание: таким же образом русский баптист мыслит в отношении богословия: для того, чтобы проповедовать Слово, – «не нужно кончать академиев». Действительно, человек может буквально сразу после покаяния и крещения оказаться за кафедрой и учить невежд, стать “светом и солью”, тогда как выпускник ВУЗа должен некоторое время пройти проверку “на вшивость” и пропеть в хоре год, так, другой (читайте мои фельетоны про пресвитера Кузьму). Такая реальность в действительности способствует обвалу рынка труда среди выпускников, то есть, среди профессионалов. На них нет спроса, так как русские баптисты продолжают штамповать проповедников и пасторов испробованным и найденным верным кустарным методом. Впоследствии узлы образовательной цепочки (см. выше) дают сбой, а отсутствие результатов и влияния оказывает негативное воздействие на, скажем, набор абитуриентов и поиск финансовых средств. Если выпускник не может трудоустроиться, зачем поддерживать семинарию?
В результате наблюдений со стороны, мы видим ситуацию, когда руководство баптистского братства и прочие лидеры церковных элит формируют и задают тон в общем умозрении и мировоззрении, что любая работа в церкви должна быть сделана не столько профессионально, сколько «от души». Не важно, как читает стихотворение церковная “кумушка”, важно, чтобы она это делала искренне, как для Бога. Это распространяется и на пресвитеров. Какой-нибудь баптистский пастор может иметь за спиной техникум по «телегостроению», но иметь высокую котировку среди евангельских проповедников, т.к. «топит» правду-матку в Фейсбуке. Причем, последнее не имеет отношение к его прямым обязанностям. Повторю: нашим западным собратьям подобная логика покажется странной: если ты хочешь сделать что-то для Бога, научись этому и делай это качественно, то есть, профессионально.
Еще раз: как можно обваливать рынок? Сделать так, чтобы на специалиста исчез спрос. Например, на YouTube можно узнать, как покрасить стену, как класть кафель и пришивать гипсо-картон. Представим, что все в условном городе учатся этому в Интернете. Специалист с его инструментами и навыками теряет доходы. Это же распространяется на богословский рынок. Конечно, чтобы спасти чью-то окаянную душу, можно просто читать и проповедовать Евангелие. Но существуют два «но». Саму информацию в Интернете о прокладке труб выложили специалисты, а русскую Библию перевели богословы духовных училищ, семинарий и академий (даже тут не обходится без специалистов). Во-вторых, чем трудней выглядит творческая, практическая или академическая задача, тем трудней достичь качественного результата. Другими словами, можно организовать работу библейской или миссионерской школы без профессиональных теологов, купить цветной принтер и печатать непризнанные дипломы. Все это на самом деле можно обозначить работой (а-ля Шау и Дас). Но результативность и производство (на уровне усвоения знаний и формирования навыков) будет весьма слабым и поверхностным. На выходе (результат) будут боевые солдаты евангелизма, грубые и нахрапистые, но не тонкие специалисты-гуманитарии. Соответственно, влияние на общество будет весьма слабым и церкви русских баптистов будут оставаться, по сути, маргинальным явлением для большинства россиян (или граждан Белоруссии, Украины и славянской диаспоры).
Я вижу проблему следующим образом: не только российская политическая элита готова жить в политической изоляции и под санкциями, но и церковные элиты братства готовы мириться со своим маргинальным происхождением. Почему? Полагаю, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности: власть. Элиты (старшие пресвитеры, представители кланов) не хотят терять власть и влияние, которые распространяются на весь баптистский союз. Во-вторых, любые перемены и реформы будут восприниматься весьма болезненно (кстати, российский президент В.Путин именно по той же причине не хочет проводить политических реформ – они в любое время и в любом сообществе порождают тёрки команд, расколы элит и конфликты интересов). В таком же духе баптистское братство (тут и пятидесятническое, харизматическое и др.) по всей видимости не захочет переживать раскол. Другими словами, существующий статус-кво является для элит удовлетворительным: никто не хочет менять и реформировать кустарный метод по штамповке и подготовке проповедников: пасторов и миссионеров. Реформы повлекут конфликты, а в российской политической и религиозной традиции единство важней эффективности.
Что происходит в этой сфере на западе? В западных церквах, например в Швейцарии и Германии, именно совет старейшин руководит общиной и принимает решения по поиску и нахождению пастора. Старейшины на самом деле могут проповедовать и учить других в силу опыта и компетенции. Но никто из них не выйдет за кафедру (кроме редких исключений). Для этого существуют профессиональные проповедники союза церквей, а также те богословы, которые работают в профессиональных богословских школах соответственных церковных объединений. За каждую проповедь они получают гонорар (80-100 евро или, соответственно, франков). Поступить иначе, т.е. начать проповедовать, не имея квалификации и образования, означает по сути обваливать рынок сбыта семинарий собственного Союза, т.е. девальвировать рынок выпускников и сделать занятие богословием бессмысленным и дешевым трудом. «Велик Вася Пупкин», – кричат баптисты России. «Не отдадим рынок ботаникам! Пусть в хоре поют», – вопиет церковная брусчатка.
По сути, какой-нибудь немецкий или американский союз баптистов – это высокоорганизованный профсоюз. Это организация, состоящая из квалифицированных пасторов и теологов, которые (внимание!) защищают самих себя от церкви. Для российских баптистов все это может звучать дико. Но именно такие союзы защищают свои интересы, например, в пенсионной сфере, в сфере социальных обязательств и гарантий. Однако философия существования союза среди восточных славян совершенно идеологическая и лишена всякой практической составляющей. Это, в каком-то смысле, «Франкенштейн».
Российские баптисты поступают совершенно иначе и поэтому не могут понять, почему их работа совершенно неэффективна. В их церквах за кафедру выходит любой человек, которому Бог что-то такое «на сердце положил». К тому же, церкви будут только за редким случаем передавать свои отчисления в свой собственный союз для его развития, что для немца было бы совершенно неслыханным! Нет отчислений? Тогда община вылетает из своей организации.
Поймите меня, дорогие читатели, правильно: вопрос заключается не в том, что христианам нельзя проповедовать. Западный рынок богословия понял одну важную вещь: большинством процессов в человеческом обществе руководят рыночные факторы и культурно-социальные конвенции. Они определяют успех и развитие церковных программ. Другими словами, проповедуйте без всякого богословского образования столько, сколько вы считаете необходимым, но договоритесь кто, где, когда и насколько ценен ваш труд. Если эти вопросы не получат должного освещения, не жалуйтесь, что: (1) среди ваших служителей нет признанных интеллектуалов и проповедников, (2) в вашем братстве никто так и не перевел Библию на современный русский или украинский язык, (3) с вами не считаются городские власти и общество, т.е. вы остаетесь маргинальным явлением для собственного народа и (4) ваши российские или украинские выпускники уезжают в США. Это и есть намеренный (или ненамеренный) обвал и девальвация богословского образования, которых стараются избегать наши западные собратья. Именно поэтому главным спонсором и идеологом протестантизма или евангеликализма в России по прежнему является запад. Почему? Потому что они платят своим профессионалам, а мы – нет.
© 2016 В.Шленкин и “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с разрешения автора.
Photo: Pixabay
Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.
При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.