В чем состоит задача Церкви?
От редакции: Вячеслав Фурсов, христианин-славянин, проживающий в США, размышляет об основной задаче современной Церкви Иисуса Христа, а именно: славян евангельского толка, проживающих в Америке.
Я всегда с подозрением и, можно сказать, с каким-то недоумением относился к тому, какое место религия занимает в жизни американцев: с одной стороны многие в какой-то степени религиозны: повсюду можно видеть религиозные символы, традиции, праздники, с другой – это всё зачастую совмещается с совершенно бездуховным образом жизни. Я никак не мог понять суть связи христианства с политикой, общественной жизнью и социальной деятельностью.
Конечно, с одной стороны есть такие, как мы, “отделённые”, “нерегистрированные” [1], которые возможно где-то и перегнули палку в том, насколько удалялись и отделялись, так что оказались слишком закрытыми или частично изолированными.
Теперь я начинаю видеть противоположную сторону спектра. Недавно в Нью-Йорке с неожиданной программной речью о проблемах современной американской демократии выступил бывший президент США Джордж Буш, младший. [2]
Основная проблема американской демократии, по мнению Буша, — это дефицит доверия. [3] Я подозреваю, что в переводе на простой язык это означает, что, как никогда раньше, люди все меньше верят в предлагаемые им “демократические ценности”. В своей речи президент Буш винит в этом и русских, которые вмешивались в выборы, и китайцев, которые потихоньку меняют устройство глобального миропорядка, но в первую очередь американцев, которых он укоряет в национализме (а именно — в непринятии мультикультурализма), фанатизме (отсутствии толерантности), и в том, что они верят лжи. [4]
Как же Буш предлагает решать проблемы современного общества? Он утверждает, что обществу нужны: честная пресса, правдивые и открытые для дискуссий университеты, но что интереснее всего – нужны религиозные организации (церкви), которые покажут пример честности и способности вести гражданский диалог. Вот, оказывается, зачем нужна церковь. [5]
Для этого дела Буш призывает помощь Бога: “С Божьей помощью, мы, американцы, победим проблемы нашей демократии”. [6]
Эта речь — ещё один пример, иллюстрирующий, что главный мотив в отношении американцев к церкви, к религии – цинизм. Отношение к религии зачастую начинается и заканчивается вопросом: а какая польза, выгода будет мне, нам, “нашей демократии”? В данном случае Дж.Буш идёт ещё дальше – он считает целесообразным ставить цели перед религиозными институтами (церквями). Это цели, которые имеют смысл в стремлении американцев к демократическому обществу. О том, что у Церкви могут быть другие цели, иное призвание, похоже, никто не задумывается.
Я не знаю, что хуже – атеисты и коммунисты, которые преследуют верующих, или идейные демократы, которые хотят видеть церковь в качестве служанки в погоне за демократическими преобразованиями общества. Ради этого они готовы за выдавать гранты, освобождать религиозные организации от налогов и др.
Воинствующий атеизм дал импульс к появлению “отделённых” церквей со своими героями, примерами, традициями. Демократическое общество столь сильного сопротивления не вызывает. Однако в таких условиях всё более критичным становится вопрос наличия у нас самих внутреннего движущего импульса. Другими словами, если перед нами стоит вооружённый противник, то это серьёзно стимулирует нас на готовность к борьбе. Если же перед нами стоит богатый владелец с мешком денег, то велико искушение думать о построении выгодных отношений; другие же, зачастую более важные вопросы могут отойти на второй план. И даже если это понимают старшие и впереди идущие, то нередко видно, как этот условный богач, минуя их, напрямую старается строить выгодные отношения с младшими членами.
Думаю, что в заслугу современным политикам можно поставить то, что они чётко знают, какие у них цели, и что им нужно от нас. К сожалению, я не вижу, чтобы это можно было сказать о нас, верующих. Призыв к служению или к посвящению в жизни молодых людей зачастую сводится к посещению собраний и участию в хоре, оркестре, проповеди. Иногда к этому добавляются поездки на миссию в Мексику или другие страны. Это всё неплохо, вот только зачастую это похоже на хаотичные движения, и при угасании юношеского пыла всё зачастую “проходит”. А тут рядом – богатый владелец с продуманной и профинансированной программой. Да и выглядит эта программа порой довольно респектабельно.
Недавно я ознакомился с историей о том, как крупная американская нефтедобывающая компания искала в Китае кандидата на работу в своем предприятии. Он должен был удовлетворять следующим требованиям: иметь техническое образование, знать английский и китайский языки, быть честным, молодым. Представители компании нашли в Шанхае подходящего человека. Это был проповедник Евангелия, который, получая скромную финансовую помощь, самоотверженно распространял христианство среди китайского народа. Представитель фирмы посетил его. Он предложил ему новую, выгодную работу, за которую он будет получать большую зарплату. Проповедник молчал. «Что? Разве этого жалованья мало вам?» – спросил бизнесмен? «Жалованье-то большое, да дело маленькое!», – ответил проповедник.
Очень хорошо, когда есть большое дело. К сожалению, сегодня ситуация такая, что, с одной стороны, богатые фирмы ищут кандидатов, а с другой – есть мы с нашим дефицитом больших дел.
Суть моего призыва к Церкви в следующем: сегодня и здесь, как никогда и нигде, нам нужно усиленно искать ведения от Бога в том, чтобы: (1) видеть цели, которые Бог ставит перед Церковью в том обществе, в котором мы живём и (2) показывать эти цели новообращенным и неопытным христианам в наших общинах, привлекать их не просто к церковной деятельности, а к достижению осмысленных целей.
Хотел бы подчеркнуть, что я не призываю оставить то, что я здесь назвал “небольшими делами”. Конечно, нам нужны и посещение собраний, и хоры, и оркестры, и участие в краткосрочных поездках. Переживаю я о том, что зачастую многие считают, что это и есть то, зачем нужна Церковь. Или, к примеру, считают миссией славянских общин сохранение славянской культуры и русского языка. Действительно, в этом есть определенный смысл, но разве это есть большое дело Церкви?
Примечания
[1] Термин “отделенные” использовался в СССР верующими, принадлежавшими к братству ВСЕХБ, по отношению к братьям и сестрам из церквей “инициативников”. В настоящее время — это братство Международного совета церквей евангельских христиан-баптистов.
[2] A.Blake, “George W. Bush’s Anti-Trump Manifesto Annotated.” The Washington Post. 19 October 2017. Available from https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2017/10/19/george-w-bushs-anti-trump-manifesto-annotated/?utm_term=.c130987fe54d (Accessed 24 October 2017).
[3] “Call to Action calls on the major institutions of our democracy, public and private, to consciously and urgently attend to the problem of declining trust. Our worst national problem is a deficit of confidence.” (См. A.Blake, “George W. Bush’s Anti-Trump Manifesto Annotated.”)
[4] “Bigotry seems emboldened. Our politics seems more vulnerable to conspiracy theories and outright fabrication. Bigotry or white supremacy in any form is blasphemy against the American creed.” (См. A.Blake, “George W. Bush’s Anti-Trump Manifesto Annotated.”)
[5] “Our democracy needs a media that is transparent, accurate and fair. Our democracy needs religious institutions that demonstrate integrity and champion civil discourse. Our democracy needs institutions of higher learning that are examples of truth and free expression.” (См. A.Blake, “George W. Bush’s Anti-Trump Manifesto Annotated.”)
[6] “American spirit says: “We shall overcome [deficit of confidence]” and that’s what we are going to do with God’s help.” (См. A.Blake, “George W. Bush’s Anti-Trump Manifesto Annotated.”)
********************
Photo Credit: Pixabay
© 2017 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора.
Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.
При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.