Что делать с характером?
Наверняка многим доводилось слышать фразу: «Примите человека таким, какой он есть». В церквях на богослужении или на молодёжных встречах проповедники говорят: «Бог вас любит такими, какие вы есть»; ну, или кто-то, благовествуя своему неверующему коллеге или товарищу в школе/университете/на работе или службе, произносит эту же фразу. Но мне вот не дают покоя размышления о том, как эта установка вяжется с божественными истинами, закреплёнными в Священном Писании. Библия учит, что после грехопадения человеком теперь обладает грех, он родился в грешном мире, а значит априори является грешником, даже находясь ещё в утробе матери:
«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» [Пс.50:7];
«Все согрешили и лишены славы Божьей» [Рим.3:23];
«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» [Иер.17:9];
«…ибо из сердца исходят злые помыслы…» [Мф.15:19];
«…ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы…» [Мк.7:21].
Так какой же он, человек? Каков он в глазах Господа?
Давно я думаю о том, как Бог смотрит на человеческий характер, на его склонности и очертания. Например, меня волновала целая череда вопросов: почему Он одних делает патриархами, меняющими весь ход истории и родословной, а других может «возненавидеть» (я намекаю на Исава и его характеристику из Римлянам 9:13)? Почему грешащий Давид назван «мужем по сердцу Божьему», а в целом ничего себе такой Саул отринут от Божьего Духа навсегда без «права на восстановление»? Почему предавший Христа Пётр был поставлен Богом апостолом и стоял у истоков Церкви, а «сын погибели» Иуда Искариот был обуян сатаной и впоследствии ушёл к нему же?
Посмотрим на характеристики всех этих героев Библии более подробно, чтобы найти подробные ответы на эти вопросы.
Исав и Иаков. Что мы о них узнаем, читая Писание? Их мать – Ревекка, когда была беременна двойней, Исавом и Иаковом, как-то разговаривала с Господом о своих мальчиках, толкающихся у неё в утробе, и Господь её предупредил: «…два племени во чреве твоём, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» [Быт.25:23].
Кто из близнецов больший, а кто меньший?
«И настало время родить ей: и вот, близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков…» [Быт.25:24-26].
Дети росли, формировались как личности. Тут интересно отметить, какие черты характера эти два парня стали приобретать, и что за этим следует. Об Исаве сказано, что он «стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей», а об Иакове сказано, что он был «человеком кротким, живущим в шатрах» [Быт.25:27]. Проще говоря, один брат сильный и смелый, а другой умный и домашний. Это будет видно из дальнейшей истории с первородством и похлёбкой из чечевицы [ст.29-34]:
«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. (От сего дано ему прозвание: Эдом.) Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородство».
Какой мы можем из этого сделать вывод? Иаков, хоть и преподносится здесь продуманным и коварным человеком, обманувшим своего не очень дальновидного и беспринципного братца, предаёт большое значение первородству, потому что понимает, какое благословение оно может принести в дальнейшем. Да, это неправильно, но подумайте сами, каким бы был Исав патриархом, если для него не важны крайне важные вещи, если он своим поведением собственную мать подтолкнул на обман Исаака, своего отца:
«и был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хеттеяниина, и Васемафу, дочь Елона Хеттеянина; и они были в тягость Исааку и Ревекке» [Быт.26:34-35];
«И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?» [Быт.27:46].
Исав здесь поступил неразумно не потому, что взял себе в жёны женщин, которые по каким-то причинам не нравились его родителям. Нет, дело не в этом. Ранее, его дедушка Авраам обозначил важный критерий при выборе спутницы жизни для своего сына Исаака:
«И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку. Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда…» [Быт.24:2-7].
Авраам жил среди Хананеев и знал, что это за народ, и насколько пагубен его образ жизни для народа Божьего. Хоть чёткая позиция Бога и Его взгляд на межплеменные союзы обозначены уже после выхода Израильского народа из Египта, но в целом принцип понятен: чистоту рода и традиций нужно сохранять при выборе жены или мужа и заключении брака, иначе отказ Израиля от Господа, его отход к идолопоклонству и варварским традициям других племён обеспечен. Исав пренебрёг этим, взяв в жёны чужеземок, которым Божьи установления ни о чём не говорили, а стало быть, и самому Исаву тоже. После того как Ревекка научила Иакова, как прийти к Исааку за благословением вместо брата, обман вскрылся, а потом Иакова снарядили в путь-дорогу, напомнив ему заповедь «не брать жены из дочерей Ханаанских» (Быт.28:1-2). Исав снова взял себе жену не из своего народа. Как будто бы назло, в знак протеста и из зависти к младшему брату (это уже моё представление, не претендующее на истинность, но, как по мне, выглядело именно так):
«Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и, благословляя, послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: «не бери жены из дочерей Ханаанских»; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих» [Быт.28:6-9].
Какой можно сделать вывод? Думаю, несправедливо демонизировать Иакова и преподносить ситуацию, словно он, такой весь продуманный и прагматичный, воспользовался наивностью своего старшего брата-двойняшки и несправедливо забрал право быть в числе патриархов Израильских. На мой взгляд, то, как Иаков отнёсся к Богу, как поверил Ему и боялся Его, и расположило Господа к нему [Быт.30:10-22; 32:9-12]. Господь об этом знал заранее, прежде того, как Иаков взмолился Ему, иначе, как я полагаю, выбор Бога не пал бы на Иакова. И если бы Бог стал «Богом Авраама, Исаака и Исава», то, кто знает, возможно, история и родословная Мессии, Иисуса Христа, была бы другой, и Его приходу на Землю предшествовали бы совсем иные события.
Саул и Давид. В отличие от Исава, Саула так не выгораживают в статьях и проповедях. Тут как-то всё понятно и однозначно. Однако, мне, например, было интересно, почему череда действий Саула привела его к тому, что Бог его оставил, а цепь в целом-то страшных согрешений Давида не отвратила Господа от него?
Следует понимать, что Саул был выбран царём не с молчаливого согласия Бога. Господь не особо хотел, чтобы Его народ подражал другим народам, выстраивая иерархию власти [1Цар.8гл.]:
«И созвал Самуил народ к Господу в Массифу, и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: «царя поставь над нами». Итак, предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим» [1Цар.10:17-19].
Как происходила «коронация» Саула?
«И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот, он скрывается в обозе» [1Цар.10:20-22].
Создаётся впечатление, что Саулу не очень-то и нужно это царствование, что он его побаивается и буквально прячется от ответственности, к которой в предыдущих главах подготавливал его Самуил. То есть изначально его восхождение на трон выглядело как что-то очень “притянутое за уши” и вынужденное.
Дальше жители Иависа Галаадского отправляют послов к Саулу, чтобы он спас их от Аммонитян. Битва проходит успешно, войско Саула побеждает, и Саул открыто признаёт эту победу за Господом, говоря: «…ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле» [1Цар.11:13]. Вот оно, казалось бы, оправдание своей власти, признание, что Бог за всем стоит. Но потом всё же, Саул, поцарствовав год, проявляет непослушание пророку Самуилу, считавшемуся в то время одним из посредников между божественной волей и народом, поскольку тогда люди слышали слова Бога через пророков и жертвы приносили через пророков и левитов. Выше Самуил говорит Саулу дождаться его для принесения жертв:
«И ты пойди прежде меня в Галгал, куда и я приду к тебе для принесения всесожжений и мирных жертв; семь дней жди, доколе я не приду к тебе, и тогда укажу тебе, что тебе делать» [1Цар.10:8].
«И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было велено тебе Господом» [1Цар.13:8-14].
Затем снова Саул проявляет непослушание:
«И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла <…> Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь» [1Цар.15:1-3, 9-11].
Читая 15 главу 1 книги Царств далее, мы можем видеть, как Саул нарушает повеление, которое Бог ему дал устами Самуила, пренебрегает им, спорит с ним, утверждая, что всё сделал правильно. И каковы были последствия этого препирания?
«И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу, Богу твоему, в Галгале. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. И обратился Самуил, чтобы уйти. Но Саул ухватился за край одежды его и разодрал ее. Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. И сказал Саул: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу, Богу твоему» [1Цар.15:20-30].
«Богу твоему …», — говорит Саул Самуилу. То есть, он не признаёт Господа как своего Бога, он как бы поодаль стоит от Того, Который удостоил его чести быть царем над Израилем. Видя такое отношение, Бог отдаёт царство Давиду, который грешит [2Цар.11-12 гл., 1Пар.21 гл.], оступается, но отстаивает доброе имя Господа в сражении с Голиафом, внимает обличениям после греха, сломавшего жизнь, как минимум, трём людям, кается, искренне плачет перед Богом и любит Его.
«Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня, ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне <…> Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» [Пс.37:1-3,22-23];
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем…» [Пс.50:1-6];
«Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» [Пс.102:1-2].
За посвящение и искренность Давида, Бог наделяет его правом быть предком Иисуса Христа, Который однажды придёт на Землю и Своей смертью даст людям пропуск в вечную жизнь.
Иуда Искариот и Пётр. Казалось бы, было два предательства, два отречения от Иисуса. Но какие действия и того, и другого персонажа Нового Завета предшествовали этим предательствам?
Иуда был вором:
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» [Иоан.12:3-6].
Все Евангелия начинаются с представления учеников Христа. Характеристика Иуды – предатель. Нас, будто бы, заранее готовят к тому, чтобы мы, читатели Библии, уже заведомо негативно к нему относились. Есть за что, надо сказать. Другие ученики тоже не были идеальными: они сомневались в божественности Христа, порой не слушали того, что Он говорил, относились со скептицизмом к учению, Которое Он нёс людям и, в конечном итоге, разбежались в тот момент, когда их дружеское плечо особенно нужно было Иисусу. Тем не менее, Иуду Искариота Библия преподносит, как предателя с самых первых стихов во всех четырех Евангелиях:
«… Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его…» [Мф.10:4];
«…и Иуду Искариотского, который и предал Его» [Мк.3:19];
«…и Иуду Искариота, который потом сделался предателем» [Лк.6:16];
«Иисус отвечал им: не двенадцать и вас избрал Я? Но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» [Иоан.6:71].
А ещё сказано, что Иуда «искал, как бы в удобное время предать Его» [Мк.14:11; Лк.22:6], и предал он Иисуса весьма циничным и подлым способом. Надо сказать, что сатана почему-то выбрал именно Иуду Искариота для предательства. Не кого-то другого из учеников, а именно Иуду. Меня волновало всегда, почему? У него была какая-то особая предрасположенность к этому? Из всей характеристики Иуды, данной выше в Евангелиях и других местах Священного Писания, понятно, что перед нами предстаёт образ ушлого, подлого и нечестного человека. Хоть он вдогонку стал каяться, признал свою вину, вернул в храм тридцать сребреников, в которые оценена была жизнь Христа, но это уже значения не имело. Дело сделано. И, не смогший с этим жить дальше, Иуда «пошёл и удавился» [Мф.27:3-5]. Но он не раскаялся перед Богом, он не искал Его, не пытался Его умолить о прощении и очищении от этого греха, и его действия воспринимаются читателем так, словно он все годы, которые проходил вместе с Христом, так и не понял, Кто его Господь, потому что Он не был ему нужен.
Пётр тоже предал Христа, и тоже об этом упомянуто во всех четырёх Евангелиях, однако, нам не указывается на данный факт с первых глав и страниц. Наоборот, при знакомстве Петра с Иисусом описано, как он поверил Ему, закидывая сеть по Его указанию, хоть он и другие рыбаки долго не могли до этого ничего поймать:
«Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». [Лк.5:5].
А потом Пётр смирился перед Христом, признал в Нём Господа и воскликнул, что сам он грешен:
«Увидев это, Симон Пётр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный» [Лк.5:8].
И даже после публичного отречения от Христа, как минимум в двух Евангелиях сказано, что он «горько плакал» [Мф.2:75; Лк.22:62].
Ранее Пётр клялся, что будет всегда со Христом, он искренне в это верил, судя по тону повествования об этом в Библии [Мф.26:33,35; Мк.14:29; Лк.22:33]. После искренних слёз раскаяния, Бог вверил ему церкви, души людей, которых он наставлял в христовом учении:
«… и Я говорю тебе: ты – Пётр (греч. «скала»), и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» [Мф.16:18].
Как это применимо к нам? Я могу сказать, что тема зависимости характера человека и отношения к нему Бога для меня до сих пор остаётся открытой, и вот, почему. Написано: «Возмездие за грех – смерть», и с момента грехопадения эта санкция настигла всё человечество [Рим.3:23; 5:12; 6:23], но, в то же время, по Своей милости Господь предложил спасение всему человечеству, то есть, возможность быть прощёнными касается всех людей [Еф.2:4-9; Рим.6:23]. Зависит ли от человека решение Бога? По идее, нет [Рим.9:16], но, тем не менее, человек, обладая свободой воли, может развивать в себе богоискание и помогать себе всякий раз вставать на путь истинный, даже если где-то споткнётся или согрешит [Иоан.13:10; Иак.3:2; 1Иоан.1:9]. Самое главное при всём при этом, искренне искать Бога, осознавать свою неидеальность и полную зависимость от Него [Ис.55:6].
Помимо всего прочего, на эти мысли меня натолкнула одна статья в Твиттере формата «вопрос/ответ». [1] Там человек задаёт священнику следующий вопрос: «Как поверить в Бога и Его существование, если ты не веришь?». Интересно, как по мне, раз человек задаётся таким вопросом, значит, он уже верит в Бога, просто не может понять, правильно ли верит? Священник ему отвечает: «Вера не берется из ничего. Вера приходит от “слышания”. Потому нужно выбирать что и кого слушать. Молитвенная практика и христианская жизнь может созидать веру. А несбалансированное в практике христианство наоборот может приводить к разочарованию. Ищите то, что будет Вас духовно созидать во Христе». То есть, при искреннем желании найти Бога, при поиске истины в Священном Писании, при искреннем покаянии и признании себя грешником, нуждающимся в спасении, при искренней молитве и просьбе Господа помочь в развитии веры в Него же, человек сможет как родиться свыше, так и найти ответы на многие свои жизненные вопросы. Если всё зависит от призыва Бога [Лк.16:16, Рим.9:10-12], то человек может готовить себя к тому, чтобы откликнуться на этот призыв и обрести спасение, просить Бога помочь ему Себя увидеть, развить в себе качества, которые ему помогут лучше узнавать Иисуса и идти с Ним по жизни.
Я этим хочу сказать, что хоть Божья справедливость и Божья любовь беспристрастна, и Он однажды на Голгофском кресте протянул руку помощи и искупления всем людям без исключения, однако, от человека тоже зависит многое. Кто-то с детства слышал о Боге, посещал воскресные собрания, но свой жизненный путь окончил без Него (и достиг печального итога, встретив вечность в мучениях), а кто-то всю жизнь прожил порочно, но на её закате нашёл в себе силы сказать Христу: «Прости меня, Господи, я в Тебе нуждаюсь…», и таковой, без сомнения, будет прощён Христом и принят в вечную радость. Вся Библия пронизана мыслью о том, что Бог ценит в человеке искренность:
«С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» [2Цар.22:26-27; Пс.17:26-27].
Я заметила ещё одну такую вещь: о людях, преданных Богом превратному уму, сказано, что они «не заботились иметь Бога в разуме» [Рим.1:18-32]. Тем самым ответственность за «заботу» о познании Бога лежит на человеке. Где есть эта «забота», там и характер преобразится в лучшую сторону, в сторону характера христова, потому что с момента покаяния в человеке поселяется Дух Святой, а это значит, что Он и является этим Мерилом, Ориентиром и Путеводителем для каждой души, искренне любящей Бога.
Примечания
[1] “Как поверить в Бога и Его существование, если ты не веришь?” (31/01/2021) Твоя Библия. Интернет-ссылка: http://www.bible.com.ua/answers/r/12/332333?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter (Доступ: 8/12/2021).
Мария Сотник – юрист, студентка магистратуры Уральского гос. юридич. университета. Несёт муз. служение в церкви ЕХБ «Благая весть» (Екатеринбург).
Фото: Pixabay.
© 2021 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.