Венец против креста
РАЗМЫШЛЕНИЯ О КНИГЕ Г.СЕРГИЕНКО “РАННЯЯ ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА В ФИЛИППАХ”
«Но наша политевма на небесах, откуда мы ждем Господа Иисуса Христа» (Флп.3:20).
Наверное, не будет преувеличением сказать, что книга доктора богословия, выпускника Фуллеровской теологической семинарии, московского баптистского пастора Геннадия Сергиенко «Ранняя христианская община в Филиппах» (Черкассы: “Коллоквиум”, 2016), является одним из самых серьезнейших историко-экзегетических исследований, опубликованных на постсоветском пространстве. Независимо от того, что работа писалась на английском языке в западном учебном заведении, после перевода ее на русский язык она стала еще более актуальной и своевременной. Материал книги незаменим в рамках курсов по социальному и политическому богословию, которые как никогда актуальны в сегодняшних духовных учебных заведениях России, Украины, Беларуси, Молдавии и т.д.
В данной работе феномен ранней христианской общины изучается в контексте социально-политических и иных реалий греко-римского мира первого века нашей эры (стр.ix). Апостол Павел представляется здесь как политический мыслитель, а его слова – как «первая политическая теория христианства» (стр.145). Автор смог не только проделать интереснейшую экзегезу новозаветного отрывка, но и дать понять внимательному читателю то, сколько параллелей существует между древним и современным обществом. Они видны в стремлении как древних, так и современных религиозных общин к чести, престижу и статусу (стр.171). Иными словами, желание тех, кто считает себя верующими, очень часто состоит в том, чтобы понравиться официальной власти.
Основываясь на тексте из послания апостола Павла к Филиппийцам (3:19-20), где сказано о людях (местном культовом сообществе (политевмы)), у которых Богом является их брюхо, а их слава – в постыдных вещах, автор монографии делает ударение на римском (имперском) политическом мышлении, которым заразились представители религиозного культа той местности. Ритуальные действия в контексте представителей такого имперского клуба не просто выражали лояльность к правящему политическому классу, но и символизировали мировоззрение тех, кого Павел называет «врагами креста Христового» (стр.47). Апостол показывает альтернативный путь – он утверждает существование небесной политевмы (руководящего органа), верность которой христиане хранят, живя на земле (стр.132). Многозначительный греко-римский термин социально-политического дискурса «политевма» использовался в качестве технического обозначения руководящего органа в греческом полисе и неофициальных культовых сообществ (стр.128).
Основной проблемой между Павлом и «врагами» была их преданность Pax Romana (стр.127) и лояльности правящему императору (cтр.174). В противовес этому апостол Павел говорит о распятии, которое для него было не просто воспоминанием о событии прошедшего времени, но тем, что продолжает создавать «новую и характерную ситуацию» (стр.171). Противники, хоть они и считали себя преданными последователями Христа, сопротивлялись определенному пути ученичества, который для Павла заключался в «участии в страданиях Христовых» (Флп.3:10) (стр.170). Итак, враги здесь – это не враги Христа, это враги креста. Крест, в понимании Павла, – центральный, определяющий символ, главное мерило всего остального (стр.136).
Тема социальных функций культовых сообществ, лояльных к правителям мира сего, все еще как никогда актуальна в наше время. Стремление членов культа к общению за столами в кругу влиятельной компании (стр.37) было ни чем иным, как желанием получить более высокое место в обществе, добиться уважения и получить награду за свою деятельность. Иными словами, подобные сообщества добивались политической лояльности по отношению к своей деятельности. Задача Рима заключалась в том, чтобы сделать все неофициальные сообщества, коими являли в том числе иудеи и христиане, частью социально-политической системы Римской империи. Религия, как известно, в том обществе, существовала для поощрения и поддержки государства и наоборот (стр.42).
Церковь Христова же, в отличие от имперского культа, имела подрывное и антиимперское содержание, что не могло не вызвать со стороны власти желания, как минимум, гнать ее, а, как максимум, – и полностью уничтожить. В то время, как греко-римская религия (некоторые «верующие» в Филиппах были подвержены ее влиянию) понималась, как средство для достижения гармоничного бытия индивидуума и общества в целом, христианство озвучивало перспективу страданий за Христа, что становилось препятствием для верующих из язычников (стр.172). Основной претензией Павла к так называемым врагам – их противление всякому унижению и страданиям во имя Христа. Здесь уже император противостоит Моисею. Римский кесарь восстает против еврейского пророка. Оба находятся в статусе «как боги», но только один стремился сам подняться до уровня божества, а второй получил этот статус за свою смиренную верность (стр.158).
Вопрос о том, кем являются эти «враги» актуален и сегодня. Кто – эти «христиане», которые не готовы страдать за Христа, а идут на все ради того, чтобы обрести уважение в глазах власть имущих и быть признанными обществом? Как тогда, враги создали альтернативный кресту Христовому путь, так и сегодня мы наблюдаем картину, когда те или иные церкви, а то и целые религиозные сообщества перестают подражать апостолу Павлу, а вместе с ним – и первой церкви, которые были смертельной угрозой для императорской системы и бросали вызов самому ядру римской политической и социальной интеграции (стр.179). Верность Иисусу сегодня выражается не только в том, чтобы верить в Него, но и в том, чтобы страдать вместе с Ним. Именно эти страдания мы все меньше и меньше находим среди тех, кто желает тесно сотрудничать с политическими элитами своего государства, сочетая веру во Христа с преданностью кесарю (стр.121).
Материал опубликован с разрешения автора.
© 2016. Все права сохранены. А.Денисенко и “Христианский мегаполис”.
Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.
При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.