Анализ подхода к богословскому образованию в церквях ЕХБ
В каком состоянии находится вопрос богословской подготовки служителей для евангельских церквей? Каково отношение церквей к образованию? Что может дать богословское образование евангельским верующим сегодня? Каков подход церквей к вопросу обучения христиан богословию и практике служения?
Под сложившимся подходом мы будем понимать обучение, сформировавшееся в церквях евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) на данный момент времени, обусловленное историческими, культурными и политическими факторами. На наш взгляд, развитие христианского обучения невозможно рассматривать вне исторического развития евангельского христианства и формирования традиции. В данной статье мы отметим существенные элементы, характерные для развития традиции евангельского христианства и связанного с ней обучения, а также сделаем важные замечания, характерные для состояния современной церкви ЕХБ, обуславливающие необходимость целостного подхода в христианском обучении. Под целостным подходом мы будем понимать взаимодополняющую роль веры и науки в христианском обучении.
В шестой главе Евангелия от Матфея Иисус предлагает нам посмотреть, как растут лилии. Значение слова “посмотрите”, переведённого с древнегреческого языка, следует рассматривать гораздо шире. Этот термин в данном случае означает “тщательно изучать”, “досконально исследовать”, “рассмотреть до мельчайших подробностей”. Очевидно, что научное знание, автором которого является Сам Бог, полученное, благодаря изучению общего откровения, должно стать неотъемлемой составляющей частью христианского обучения.
Рассматривая особенности христианского обучения в исторической перспективе, мы воспользуемся разбивкой, принятой д-ром А.Пузыниным в фундаментальном труде, озаглавленном “Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней”. [1] В этом случае следует отметить три периода в развитии евангелической традиции, в рамках которых, просматриваются наброски и очертания, связанные с христианским обучением. (1) Санкт-Петербургская евангелическая традиция; (2) евангелическая традиция в 1910 – 1939 гг.; (3) евангельские христиане в период между 1944 – 2008 гг.
Санкт-Петербургская евангелическая традиция 1905 – 1910 гг. отмечается широкомасштабной деятельностью И.С. Проханова. Осознавая тяжелое положение русского народа как духовно мрачное и пессимистичное, испытав собственное обращение от тьмы к свету, Проханов, понимает, что решение многих проблем, если не всех, лежит в духовном возрождении и христианском просвещении [2, cтр.11]. На воплощение этого видения он направляет всю свою жизненную энергию. Усилиями Проханова организовываются первые подпольные собрания, начинают выпускаться первые периодические издания, появляются христианские общины, усилия и чаяния которых, были довольно тесно связаны с идеями социального и духовного просвещения. [2, стр.98]
Несколько позже, опираясь на свой опыт зарубежной жизни, И.С.Проханов, приходит к пониманию о несомненном преимуществе влияния протестантизма на основные сферы жизнедеятельности людей, такие, как: наука, экономика, социология и др. Проханов привносит в традицию интеллектуальный поток, указывая на важность «чистой науки», которую он определяет как «совокупность полезного знания». [1, стр.320] В свете этих представлений следует отметить работу библейских курсов как основную составляющую христианского обучения того времени. Они, очевидно, сыграли значительную роль в организации конференций, съездов, формировании богословия и определения стратегии миссионерской деятельности.
Проханов поощрял своих студентов изучать общие науки, включая историю, философию, иностранные языки и медицину, а также богословие, чтобы лучше подготовиться к служению. [1, стр.320] Период евангельской традиции между 1910 и 1939 гг. отмечен функционированием библейских курсов, созданием Ленинградского библейского колледжа, организацией высокого уровня, со штатом преподавателей и Прохановым в должности ректора. [1, стр.334] В этот период христианское обучение функционировало с учетом некоторых Западных представлений. Вторая половина этого периода (1929-39 гг.) связана с правлением И.В.Сталина, во время которого евангельские христиане, как и верующие других конфессий, подвергались жесточайшим репрессиям. Они приостановились только во время Великой Отечественной войны (1941-45гг.).
Третий период берет свое начало в 1944 г. от создания Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), объединившего верующих на всей территории СССР, церкви которых официально регистрировались государственными органами. [3] По оценкам некоторых историков, новообразованный союз был просоветской организацией, выстроенной государственными властями «сверху вниз». Он являлся каналом для контроля над поместными церквями со стороны государства. [1, стр.341] Идеологическим журналом союза становится «Братский вестник». Возможность христианского образования становится минимальной. Церкви утрачивают свою автономию, а с ней и способность к развитию обучения. Обучение детей и молодежи запрещается, а обучение взрослых состоит из еженедельной проповеди и разбора Библии на неделе. Основная задача церкви состоит в том, чтобы сохранить веру в условиях изоляции и сильнейшего внешнего давления. В христианском обучении наступает длительный застой, а богослужение церкви демонстрирует поразительное сходство с формой проведения партийных собраний.
На фоне этих преобразований евангельское христианство приобретает свои характерные черты [4, cтр.105], которые иногда связывают с понятием “гонимой церкви”. [4, стр.144] В этот период всходит семя противостояния веры и науки, принесенное в евангельскую среду благодаря внешнему давлению и удобренное внутренними процессами раскола внутри самого движения евангельских христиан-баптистов. Способность церкви к восприятию какой-либо формы христианского образования становится минимальной, за исключением лишь буквального прочтения Библии и её вольной интерпретации.
Со временем давление на евангельских христиан уменьшается, и в 1968 году в СССР, с разрешения государства, в Москве при ВСЕХБ открываются Заочные библейские курсы (ЗБК). Вначале разрешается обучать проповедников, а затем – и дирижеров церковных хоров. Значимость ЗБК состоит в том, что на тот период они были единственным протестантским “учебным заведением” в СССР. Кроме того, ЗБК послужили основой для возникновения впоследствии (в 1993 году) Московской богословской семинарии ЕХБ — основного учебного заведения евангельско-баптистского братства России. [5]
С приходом свободы христианское образование в бывшем Советском Союзе переживает настоящий бум. В отечественных церквях начинают внедряться разнообразные Западные программы обучения, финансируемые разного рода миссиями и христианскими организациями. В больших количествах основываются новые вузы, такие, как: Санкт-Петербургский и Донецкий христианские университеты, Одесская богословская семинария, Украинская евангельская семинария богословия, Московская богословская семинария. [6] Создается необходимая методическая и учебная база, появляются административные здания, учебные аудитории, общежития для учащихся. Если в 1990-е годы большинство преподавателей составляли преподаватели, приглашенные из-за рубежа (около 75%), то сегодня для учебных заведений подготовлены собственные, отечественные кадры. [7, стр.11-12]
На фоне таких преобразований казалось, что отношение к обучению в церквях несколько изменилось в лучшую сторону. Однако следует заметить, что и сегодня к системе евангельского богословского образования относятся с недоверием, а порой – и с долей враждебности, особенно когда речь заходит о целостном обучении в церкви. Евангельские церкви по-прежнему сохраняют опасную дистанцированность от общества [4, стр.108], а христианскому образованию активно противостоит традиция “постсоветского церковного антиинтеллектуализма”. [8]
С момента распада СССР прошло более двадцати лет. Мир вокруг нас изменился. Современным евангельским общинам следует быть открытыми к участию в жизни общества, использовать новые возможности для влияния на культуру, образование, науку, общество. [4] Однако, несмотря на изменившиеся времена, церкви все еще “плетутся в хвосте” современности. В общинах часто учат религии, а не реальной помощи слова Божьего. Мы не можем быть добрыми самарянами, потому что, порой, у нас нет “ни вина, ни масла” для врачевания. Ввиду того, что церкви до сих пор придерживаются сектанского, бердяевского дистанцирования от общества, церковь оказывается ограниченной в служении, маргинализированной и неспособной привлекать образованных людей. [1, cтр.369]
Несмотря на явные преимущества христианского образования, на церковных общениях всё еще приходится слышать иррациональные и довольно колкие фразы о том, что “знание надмевает”, а, значит, что “приобретать знания опасно”. На богословски образованных людей смотрят с опаской и настороженностью. Интересно, как тогда быть с мудростью Соломона, составляющей частью которой и являются знания? Сегодня потребность в психологической, социальной, педагогической подготовке верующих для “дела служения” налицо. Это подтверждается не только исследованиями, среди которых отмечается неподготовленность верующих к вызовам современности, но и очевидными вопросами общества, на которые мы не готовы дать компетентный ответ, основанный на Слове Божьем. [9]
Служителям церкви, пасторам и учителям, следует проделать определенный путь, который включает в себя и академическую подготовку, чтобы эффективно подготавливать верующих для служения. Целостное (holistic) христианское обучение представляет собой процесс преобразования личности [10], её преображения “в меру полного возраста Христова”, включающий обучение, воспитание и духовное формирование. В этом смысле христианское образование должно стать частью единого цельного процесса ученичества.
На наш взгляд, сегодня следует освободиться от годами накопленного недоверия к христианскому образованию и уподобиться благомысленным верийцам из книги Деяний апостолов (Деян.17:11), которые посвятили себя исследованию Писания. Общество сегодня бросает вызов церкви, который игнорировать нельзя. Подготовиться к ответу на вызов современности церквям поможет богословское образование. [10]
Примечания:
[1] Пузынин, А. Традиция евангельских христиан: изучение самоидентификации и богословия от момента ее зарождения до наших дней. М.: ББИ св. апостола Андрея, 2010.
[2] Проханов, И.С. В котле России. М.: Протестант, 1993.
[3] “Основы религиозных кульур и светской этики: евангельские христиане-баптисты”. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20387 (20.11.2012).
[4] Черенков, М.Н. Культура влиятельного меньшинства. Симферополь: Диайпи, 2010.
[5] “Основы религиозных кульур и светской этики: евангельские христиане-баптисты”. http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20387 (20.11.2012).
[6] Черенков, М.Н. “Двадцать лет спустя: о юбилеях христианского образования”. Ad Hoc: авторский блог Михаила Черенкова. http://cherenkoff.blogspot.com/2012/09/blog-post_5.html (20.11.2012).
[7] Черенков, М.Н., ред. Форум-20: Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. Киев: «Дух i литера», 2011.
[8] Турлак, О.П. “О докторской степени и христианской интеллигенции”. Христианский мегаполис 4 (16) 2012. www.christianmegapolis.com (19.11.2012).
[9] Головин, С. Библейская стратегия благовестия для пост-атеистического общества. Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2006.
[10] Черенков, М.Н. “Двадцать лет спустя: о юбилеях христианского образования”.
Photo: Pixabay.
© “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.