Задача христианского журнализма

Задача христианского журнализма

Задачей любого журналиста является освещение и анализ событий, происходящих вокруг него, и не только. Журналист не выбирает те или иные события. Они происходят помимо его воли. Однако его задача состоит в том, чтобы объективно (насколько это возможно) представить информацию и факты своему читателю, слушателю или зрителю.

Владимир Познер на встрече со студентами МГИМО верно отметил, что журналистике нельзя научиться. Более того, он (в шутку или всерьез) предложил закрыть факультеты журналистики. По его словам, не они производят самых лучших журналистов. Кстати, сам Познер изучал в МГУ совсем не журналистику, а биологию. Журналистика – скорее призвание. Журналистом становится тот, кому, как говорится, есть что сказать (или написать). Журнализм – это призвание, к которому по-настоящему не подготовит никакой университет. Да, можно научиться технике и правилам написания статей и др., но нельзя научиться мыслить и творить. Это должно быть, как говорится, внутри. Американский президент Джон Кеннеди, выбирая кандидата на пост госсекретаря для своей администрации, как-то сказал одному из них, что для “этой работы, как и для должности президента, не готовит никакая школа”. Таких специальностей попросту нет.

Я считаю, что задача христианской журналистики состоит не только в освещении церковных событий (конгрессов, рукоположений, крещений и др.). Не это главное, хотя, возможно, и это должно присутствовать в какой-то форме. Христианский журналист, как мне кажется, должен писать о вопросах, которые касаются жизни церкви и предоставлять арену для обсуждения вопросов и проблем, с которыми сталкиваются  верующие. Иногда вопросы эти непросты и довольно остры. Также оценка этих вопросов неоднозначна. Но значит ли это, что журналист должен молчать? Конечно же нет. Журналист пишет и размышляет даже когда это не всем нравится. Да, кстати, христианскому журналисту совсем не гарантировано принятие и одобрение со стороны всех, несмотря на то, что он может трудиться в церковной среде. В его адрес нередко могут поступать угрозы и предупреждения со стороны несогласных или “власть имущих”, так же, как это происходит в любой сфере журналистской деятель-ности. Не даром говорят, что журналистика – самая опасная профессия. Значит ли это, что журналист должен перестать писать? Конечно же, нет. Освещать события и выявлять правду – доброе и похвальное дело. Скрывать же правду – не столь доброе дело, тем более, что, согласно известной поговорке, правда все равно, рано или поздно, выйдет наружу. (Лк.8:17)
Говорить и писать нужно. Также нужно стиму-лировать церковь смотреть на себя критически и, по-необходимости кое-что менять или исправлять. Может быть, если говорить о тех вопросах, которые порой откровенно замалчиваются, и перемены наступят быстрее? Как вы думаете?

Из-за отсутствия стабильной журналистской традиции, в среде евангельских верующих, христианская журналистика до сих пор воспринимается с подозрением. Ведь образованных людей в общинах раньше было – раз, два – и обчелся. Пресса, в основном, ассоциировалось с атеистическим государством, Советским Союзом, которое преследовало церковь. К газетам, журналам и теленовостям верующие относились довольно настороженно. Естественно, что настороженно было встречено ими и появление христианской прессы.
Мне кажется, что многие пасторы и лидеры церквей по-прежнему настороженно смотрят на журналистов. Один из пасторов как-то выразился: “Никогда не знаешь, чего там эти “писаки” напишут”. Тем более, насколько настороженно воспринимается независимая христианская журналистика, ведь независимое средство массовой информации христианской направленности неподконтрольно ассоциации церквей, союзу или руководству церкви. Независимому журналисту нельзя просто позвонить для того, чтобы пригрозить или запретить. Более того, если сделать подобное, то независимый журналист об этом может написать.
Интересно, что с момента, когда в СССР Михаилом Горбачевым было объявлено о “гласности”, прошло около 25 лет. Тогдашний руководитель уже несуществующего государства призвал к открытому обсуждению проблем и наболевших вопросов. Их оказалось довольно много. Они не обсуждались в течение десятилетий, что, в конце-концов, и привело к распаду большой страны. А что, если бы вопросы и проблемы не замалчивались и укрывались, но подлежали бы обсуждению? Может тогда удалось бы избежать трагических последствий кровопролитных конфликтов?

Как вы думаете, в наши дни в общинах существует гласность? Можете ли вы свободно выразить свое мнение, и не только выразить, но и быть уверенными в том, что кто-то его учтет и прислушается? Судить об этом предстоит всем нам. Однако осмелюсь сказать, что, читая письма, приходящие в редакцию, я прихожу к выводу, что с свободой слова и гласностью в христианской среде все-таки не все в порядке. Голос рядовых членов церкви, во многих случаях, почти ничего не значит.

Один наш читатель пишет: “Все решения принимаются “наверху”, несмотря на то, что мы, баптисты, придерживаемся демократических принципов в церковном управлении”. Другой пишет о росте националистических тенденций в общине – о неприятии христианами одной национальности верующих, говорящих на другом языке, и о полном игнорировании проблемы со стороны церковного руководства. Третий пишет о проблеме взаимоотношений между служителями, которые никак не могут найти общий язык между собой и из-за этого негативно влияют на общее состояние церкви. Четвертый с горечью написал о том, что ему в церкви сказали, чтобы он “убирался отсюда и не мешал”.

Что ж, в этом и состоит задача журналиста – быть голосом для безгласных и призывать к переменам там, где они нужны. Журналист инициирует диалог и обсуждение наболевших вопросов, которые помогают укрепить церковь и найти взаимопонимание среди христиан. Без этого нельзя ожидать движения вперед.
Наверное пройдет еще много времени, пока на свет появится целая плеяда журналистов-христиан. Надежды на быстрое развитие христианской журналистики имели место в 1990-е гг., но, замечу, что она так и не стала реальностью и массовым феноменом. Это не значит, что журналистов-христиан нет. Просто многие до сих пор остаются невостребованными. Но я надеюсь, что со временем ситуация улучшится. Я имею в виду не появление журналистов-статистов, но аналитиков, тех, кто не боятся выражать свое мнение и, как говорится писать “на злобу дня”.

Фото: Pixabay.