Страдания: человек, мир и Бог
Суть вопроса
Одной из реалий мира, в котором мы живем, являются страдания. К сожалению, в нем не все так хорошо, как хотелось бы нам видеть. Часто приходится слышать совсем неутешительные новости. Так, совсем недавно, Украину взбудоражили сообщения о событиях, полных удивительной жестокости и несправедливости в Борзне и Врадиевке. Таких сообщений немало, и, увы, мы к ним привыкли. И в своей жизни мы встречаем всевозможные страдания, время от времени сталкиваемся с жестокостью, несправедливостью. И не только с ними. Мы и наши родные болеем, нас постигают различные разочарования в самых различных сферах нашей жизни.
То что страдания существуют – это факт, и с этим надо научиться жить. Человек, как существо мыслящее и творческое, волей-неволей должен предоставить страданиям надлежащее место в своем мировоззрении. Как человечество, так и каждый отдельный человек, как-то свыкаются с ними, учатся принимать их, противостоять им или просто смиряться. Но насколько верной является та или иная реакция? Как воспринимать страдания и реагировать на них так, чтобы при этом наше мировоззрение оставалось целостным и мы могли пройти через них с минимальным ущербом или даже, возможно, с пользой?
У верующего человека, встречающего в личной жизни или рядом с собой страдания, беды, несправедливость, возникает и другая проблема:как увязать эту реальность с нашей верой в Бога? В данной статье я попробую кратко изложить свои размышления о причинах существования страданий, об отношении к ним Бога, и о том, как нам следует воспринимать страдания.
Почему существуют страдания? Ищем причины.
Ответить на вопрос о причинах существования страданий и зла в мире, с одной стороны, просто, с другой, – не очень. Просто – если искать их в самом мире, каким мы его знаем и видим. Там живут люди, у которых есть воля, и которые способны совершать различные поступки. То, что происходит в мире, зависит от человека, который сам называет себя “царем мира”. А если этот человек не обязательно добр, мудр и справедлив, а, напротив, – зол и эгоистичен, то это отразится на том, что происходит в мире. В нем будут совершаться злые дела, которые, в конце-концов, приведут к страданиям. Если в грешных сердцах людей живут жадность, ненависть, похоть, то ясно, что свой выход они найдут в воровстве, взяточничестве, убийстве, изнасилованиях, проституции и прочем зле.
С другой стороны, люди страдают из-за болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев и др. Иногда, подобные беды происходят также в результате греховности человека и его деятельности. Например, автокатастрофы, распространение СПИДа, искусственные голодоморы, техногенные катастрофы и т.д. Но есть и причины, не зависящие от человека: цунами или смерч, уносящие тысячи жизней, засуха и неурожай, эпидемии холеры, грипп и пневмония. Так или иначе, эти явления обуславливаются законами природы, естественного, растительного и животного мира.
Причастен ли Бог к страданиям?
И все же если бы у страданий не было иных причин, кроме зла человеческого сердца, слепых капризов природы, жить и мириться с ними было бы весьма неутешительно. Нас, людей, в сердцах которых есть «семя религии», наличие только этих причин страданий не совсем удовлетворят. Люди, которые допускают существование Бога, вполне резонно задают вопросы именно Ему. Кажется, что жизнь близкого человека унесла слепая стихия, однако же вопрос задается Богу. Кажется, что человеку постоянно отказывают в столь необходимой работе капризные работодатели, однако с вопросом он обращается не к ним, а к Творцу.
И правда, Священное Писание учит нас тому, что есть Бог — творец неба и земли, и этот Бог — царь, законодатель и правитель Вселенной. А значит, к Нему, в конце-концов, и адресуются наши вопросы. В нашей стране есть президент, который является гарантом конституции или ответственным за то, чтобы в Украине действовали законы. Не более ли Бог ответствен за то, чтобы среди Его творения действовали установленные законы? И тогда возникают вопросы: каково Его отношение к нашим страданиям? Каково Его участие в них? Есть ли в моем страдании причины, которые сокрыты в Боге?
За что? Справедливо ли я страдаю?
Этот вопрос в человеческом сердце довольно быстро выражается в простой фразе: «За что?». Что я такого сделал, что это случилось со мной? Чем я не угодил Богу, чем нарушил Его закон, почему со мной происходит “то, что происходит”? Этот вопрос не новый. Его задавали давно, в том числе и библейские персонажи. Даже ученики Христа, увидев слепого человека, спрашивали: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что [он] родился слепым?» (Ин.9:2).
Если мы верим в справедливого Бога, Который управляет миром, то мы должны верить и в справедливость выносимых Им решений, постигающих нас или других людей страданий, а также в то, что мы не напрасно стремимся жить согласно велению совести. Мы верим, что в мире должна быть справедливость, т.е. что добрые должны быть вознаграждены, ограждены от бед, а злые, напротив, справедливо наказаны.
Библия также подтверждает существование этой взаимосвязи. Пророк говорит: «Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои.» (Плач.3:39), мудрец: «Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.» (Еккл.8:12-13), «Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.» (Прит.13:22).
Так ли все просто?
И, однако же, в реальной жизни, такая взаимосвязь далеко не всегда очевидна. Библейский страдалец говорит: «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» (Иов.21:7). Мудрец также ужасается: «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.» (Еккл.7:15). Спаситель Иисус Христос однажды, когда Ему рассказали страшную историю о людях, жестоко убитых властями, сказал, что они были “вовсе не грешнее других” (Лк.13:1-5).
Сами мы не раз были очевидцами событий, непостижимых для нашего понимания, которые сложно вместить в наши представления о справедливости. Кажется, хороший человек, не хуже других, а многих и лучше, и вдруг с ним случается несчастье. Может, все же нет справедливости в мире? Может, все-таки Бог не действует справедливо, и потому нечего искать справедливости даже у Бога? Но, вместо этого, Библия призывает нас признать, что «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8, 9). Когда мы пытаемся разрешить проблему страданий, стоит, прежде всего, признать огромное расстояние между нами и Богом, и, потому, сохранять смирение.
Причина нашего замешательства. Можно ли просто относиться к греху?
Хотя нам и сложно обнаружить прямую связь между грехом, виной и страданиями людей, все же безусловно верно считать их основной причиной страданий. Потому что если бы кто-то страдал безвинно, мы не могли бы признать управление миром справедливым и благим Богом, не могли бы воскликнуть с восхищением: «Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает.» (Иов.37:23). Кроме того, именно с грехом в мир вошла смерть, с которой, очевидно, есть связь, минимум, большей части человеческих страданий.
Почему же нам так сложно проследить связь страданий с грехами и виной? Почему она для нас не всегда очевидна? Одна причина, по которой человеку сложно проследить ее, состоит в искаженном понимании человеком греха, его ужаса, масштабности и серьезности той вины, которая им вызвана. Люди рассуждают о грехе поверхностно, как правило, не считая себя столь уже виновными перед Богом. Возможно, они сравнивают себя с другими людьми, и на общем фоне выглядят не хуже других. Таким образом, они подходят ко греху с человеческими мерками. Но тот факт, что Бог наказал грех первых людей смертью, говорит, что это весьма легкомысленное отношение.
Уместно здесь будет вспомнить страдания нашего Господа Иисуса Христа, Который взял на Себя человеческий грех. Именно голгофский крест является ярчайшим свидетельством ужаса человеческого греха и глубины человеческой вины. Потому, в любом случае, когда грешный человек страдает, он не может жаловаться на Бога. Он должен внять наставлению пророка: «Зачем сетует человек живущий? Всякий сетуй на грехи свои» (Плач. 3:39). И, тем более, голгофский крест, где Божий Сын понес на Себе всю тяжесть Божьего суда, и сопряженных с ним страданий, вместо грешников, никак не может оставить места для человеческих обид на Бога.
Другой проблемой является искаженное, превратное понимание Божьего суда. О человек, «по твоему ли рассуждению Он должен воздавать?» (Иов. 34:33). Это понимание искажено и тем, что во всех человеческих рассуждениях неизменно присутствуют эгоизм и гордость. Люди очень снисходительны к себе и строги к другим, влюблены в себя, и, напротив, легко гневаются на других. Потому, по отношению к себе они ожидают понимания и снисходительности, а по отношению к другим – скорого, строгого и справедливого суда. Но Бог воздает не по человеческому рассуждению, однако от этого Его суд не становится менее истинным и справедливым. С одной стороны, Божий суд выше человеческого разумения, с другой – человеческое разумение слишком испорчено эгоизмом и самовлюбленностью, чтобы адекватно воспринимать Божий приговор.
Справедливость Божьего суда и Его долготерпение
Сделаем о Божьем суде несколько замечаний. В первую очередь, он совершается довольно явно в возмездии беззаконным и в вознаграждении праведных. Псалмопевец говорит: «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих» (Пс.9:17). Один злой человек, когда его постигла беда, признал: «Как делал я, так и мне воздал Бог» (Суд.1:7). В другом тексте благочестивый царь Израиля говорит: «Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне; и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс.17:24-27). Он же выражает уверенность: «И скажет человек: ‘подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!’» (Пс. 57:12).
Однако, так происходит не всегда, ведь суд на этой земле – не окончательный. Есть и другой суд, о котором автор Послания к Евреям пишет: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27). Если на этой земле не всем воздано по заслугам, так во время последнего суда это будет сделано. Мудрец говорит: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его» (Еккл.8:11-12). Итак, когда мы видим совершающий суд на этой земле, то должны вспомнить о Боге Судье и о Страшном вечном суде, который будет потом. Может быть, он еще не вершится, однако нужно быть уверенными, что этот суд состоится.
В любом случае мы должны вспоминать справедливость Бога-Судьи и учиться благоговению перед Ним. Господь Иисус Христос не объяснил, почему были убиты и пострадали от несчастного случая одни люди, а не другие (Лк.13:1-5), но Он призвал людей, видевших это и ужасающихся этому, к покаянию: «Если не покаетесь, все так же погибнете». Здесь мы видим проявление Божьей милости и долготерпения к нам в том, что справедливый и строжайший суд на этой земле происходит не в полноте. Господь милостиво дает нам время для покаяния. Как нам, так и другим людям.
Польза страданий. Наша реакция
Итак, с одной стороны Господь удерживает свои суды, давая людям время для покаяния. С другой – в страдании Он направляет нас к Себе. К большому сожалению, люди, если у них все нормально, легко впадают в глупое самодовольство и беспечность. Они становятся подобными богачу из притчи, который говорил: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.». Потому, в страданиях, Бог призывает нас пробудиться от лености и самодовольства и искать спасения: «Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых. » (Иов.33:19, 30). К.С. Льюис хорошо сказал об этом: «Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан — то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести — то Бог обращается через рупор страданий».
В страданиях есть и воспитательная функция. Господь исправляет и учит нас через страдания подобно тому, как отец исправляет своих детей розгой. Мудрец говорит: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;» (Прит.3:11), и еще: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл.7:3). Мы настолько привыкаем смеяться и веселиться, что куда более тонкие и прекрасные свойства нашей души атрофируются. Страдания помогают нам вернуть их.
Итак, во время страданий нас самих или ближних, нам должно смиренно познавать Бога-Судью, в благоговении раскаиваться в наших грехах, искать Его спасения, очищать свои сердца от всякой грязи. Но это не все. Нам должно не роптать, но вспоминать о благости Бога в это время.
Неужели мало добра мы видим от Бога каждый день, каждую минуту? Над нами восходит Его солнце. Он питает нас и греет, одевает нас, Он умудряет нас и дает веселье нашим сердцам. Более того, Он милостиво предлагает нам вечное спасение во Христе. Нам никак нельзя становиться в позу судей Бога, но вместо этого должно помнить о Его благости и справедливости, воздавать Ему хвалу и благоговеть перед Ним.
Заключение
Страдания имеют свои причины в творении, в природных законах и воле человека. Нельзя преуменьшать ответственность людей, если они своими неправомерными действиями заставляют других или самих себя страдать. С другой стороны, нельзя и отрицать участие Бога в страданиях творения, ведь иначе мы отрицаем как Божье провидение, так и сами себя лишаем утешения в страданиях.
При этом нам не должно роптать на Бога, но признавать, что страдания, с одной стороны, нельзя назвать незаслуженными, несправедливыми, и, с другой стороны, необходимо признать Божью мудрость и благость даже в тех страданиях, которые нас постигают.
Мы не всегда можем проследить явную зависимость между грехами и страданиями, и поэтому мы должны сохранять смирение и благоразумие. Однако, нам следует подумать о серьезности человеческого греха и вины за грех, а также о грядущем Божьем суде. С одной стороны, мы должны утешаться им, с другой – готовить себя к нему. В страданиях нужно искать Бога и Его спасения, очищать свое сердце. В то же время, забывать о Божьих благодеяниях в страдании – верх нечестия. Пусть все, что происходит с нами и нашими близкими приводит нас к благоговению перед Богом – «Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его» (Еккл.3:14).
Публикуется с разрешения автора.
Photo: Pixabay.