“Успешная” церковь
С понятием «успешная» церковь многие из нас впервые столкнулись в девяностые годы прошлого столетия в период распада СССР. С середины восьмидесятых в нашу страну, все более открывающуюся для окружающего мира, стали приезжать верующие из-за рубежа.
1988 год был ознаменован празднованием тысячелетия Крещения Руси, ставшим признаком религиозной свободы, событием прежде невероятным для советских граждан. Вместе с этой свободой к нам огромной армией приехали всевозможные проповедники, учителя, евангелисты, миссионеры, везя нам то, что я называю «другим» христианством, неизвестным нам, христианам, рожденным в Советском Союзе. То тут, то там стали появляться так называемые «харизматические» общины, в которых провозглашался сплошной оптимизм, обещалось безграничное благословение и процветание. Постсоветским христианам, которым было привычнее видеть Бога как Царя и Всевышнего Творца, Господь был представлен как «добрый дядя», у которого можно просить «золотые горы». Некоторые пятидесятнические общины (и не только), прежде довольно консервативные и осторожные в вопросе поклонения Богу, подхватили «хайп» и быстро настроились на новую волну.
Позитив, скажем так, пришелся ко двору в период, когда Советский Союз распадался на разные независимые государства и единая экономика испытывала серьёзные потрясения. Наши обедневшие соотечественники с радостью стремились в церкви, где проповедовалось о том, что «мы дети Царя царей» и, соответственно, по-царски должны жить. Им, как воздух, нужна была надежда, которую давали так называемые «успешные» церкви. Шло время, и девяностые годы двадцатого столетия плавно передали эстафетную палочку новому столетию, в котором представление об «успешной» церкви прочно закрепилось в сознании некоторых христиан.
О чем же идет речь? Что из себя представляет «успешная» церковь? В таких общинах пастор всегда приветлив, улыбчив, подтянут, энергичен, уверен в себе. Лидер общины ведет здоровый образ жизни, посещает престижный тренажерный зал по плану, установленному личным фитнес тренером. Выходя на сцену за кафедру, напоминающую помост концертного зала, он утопает в лучах света софитов. Он вещает о том, что христианин должен идти по жизни с успехом в обнимку. Из его уст льются речи о том, что здоровый образ жизни, а также процветание в сфере бизнеса, напрямую связаны с правильной духовной жизнью. На огромных мониторах демонстрируются фотографии его семьи, сделанные во время недавнего отдыха, например, на Гавайях. В Instagram выставлены фотографии его ухоженной, идеально выглядящей супруги с букетом из 99 роз. Его дети выглядят аки ангелы во плоти, заваленными дорогими игрушками. Везде улыбки, позитив и сплошное счастье. Жизнь удалась!
Прихожане, затаив дыхание, сидят и впитывают речь о таком «успехе», мечтая о том, что однажды и у них наступит жизнь полная процветания и роскошного отдыха. Правда, некоторые из них, спустя время, понимают, что, скорее всего, мечты так и останутся мечтами. Простые смертные из толпы смотрят на свою обыденную и довольно-таки неуспешную жизнь, в которой полно вопросов и проблем, полагая, что в их жизни и вере, что-то идет не так, раз нет проявления такого успеха. У одних наступает разочарование, другие же безуспешно пытаются допрыгнуть до планки, установленной проповедником.
Имидж «нормального» христианина, формируемый сегодня, – это образ успешного профессионала, с накаченными мышцами, красиво постриженного, стильно одетого по последнему писку моды, питающегося различными тонизирующими фруктовыми коктейлями и пищевыми добавками. Но разве наш Спаситель проповедовал успех как самоцель? Не говорил ли Он, что участь Его учеников – страдания за Имя Его, нежели мирское наслаждение [Иоан.15:20]? Разве Иисус говорил что-то о здоровом образе жизни, диетах и правильном питании, об избавлении от лишних килограммов? Разве по подобным критериям люди будут определять, что мы Его ученики [Иоан.13:35]? А что насчет «Великого Поручения»? Неужели последователи Иисуса должны идти в мир и учить людей правильно питаться или стильно одеваться [Мф.28:19-20]?
Когда Евангелие Спасения подменяется «евангелием успеха», то самое время сказать НЕТ подобным тенденциям. Спаситель Иисус Христос был довольно неуспешным по современным стандартам: у Него не было крыши над головой [Мф.8:20]; Он не призывал людей строить роскошные дома, но вместо этого призывал богатого юношу оставить все и следовать за Ним [Мф.19:21]. Следование за Христом – это вполне обычная, рутинная жизнь; это не бесконечные праздники, улыбки и свет софитов. Следование за Христом – это путь, на котором встречаются и боль, и разочарование, и страдание. Лидеры церквей должны проповедовать Евангелие Спасения, вести людей к духовной встрече с Воскресшим и опекать тех, кому на пути выпали страдания и трудности жизни. Вместо этого Благая Весть заменяется «евангелием успеха». Церковные проекты становятся все масштабнее, пирамида достижений растет все выше, пока однажды мыльный пузырь видимого успеха не лопается, и церкви не остаются у «разбитого корыта».
Каждый из нас, христиан, по жизни несет в себе бремя забот, проблем и беспокоящих вопросов. Кто-то заботится о престарелых родителях, другой молится о сыне или дочери, которые не могут победить пагубные зависимости и приносят родителям неимоверные душевные страдания. Третий ухаживает за своим «особенным» ребенком. Немало и тех, кто едва сводит концы с концами, испытывая финансовые затруднения. Подобные обстоятельства вряд ли можно назвать слишком оптимистичными. Людям больше свойственно рассматривать их как Божье наказание, крест, который дан некоторым, но никак не благословение. Эхом здесь отзывается вопрос учеников Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым [Иоан.9:2]?»
Наше христианство должно быть настоящим, реальным, не сценическим. Церковная жизнь – это не только веселые свадьбы, но и печальные проводы людей в последний путь. Это не только радость от раскаяния грешника, но и слезы от падения праведника. Это не только кадры подтянутых молодых людей, присутствующих на церковных богослужениях и очаровательные блондинки, предлагающие вам кофе в «успешных» церквях, но и пожилые, прикованные к постели члены общины, о которых, возможно, все забыли.
Не следует за церковной кафедрой демонстрировать людям «потемкинские деревни», фасад, за которым нередко находится пустота. Разве следует подбирать лидеров поклонения и прославления по критериям роста, веса, цвета волос и внешней привлекательности? Особенно это важно осознавать в век YouTube и Instagram. Красивая картинка продержится лишь некоторое время, пока не рухнут фальшивые декорации и не наступит кризис подобный тому, какой мы увидели на печальном примере лидеров поклонения и прославления из «успешных» церквей в Америке.
Подлинное, реальное христианство – крестный путь – выход для тех истерзанных душ, которые пытались угнаться за проповедниками «евангелия успеха», для тех, кто истратил много сил и средств для того, чтобы соответствовать стандартам, принятым в «успешной» церкви. Если вы их не достигли и не добились принятия в круг избранных «успешных» христиан в вашей общине, не отчаивайтесь! Вас всегда примет Христос. Он всегда готов прийти к вам и сотворить с вами вечерю [Отк.2:20]. Разве Его можно найти в «успешной» церкви? Нет! Он проводит время в общении с теми, от кого все отвернулись [Мф.9:11-12].
Вопросы, которые стоит задать себе сегодня, звучат следующим образом: насколько аватарка нашего «успешного» христианства является подлинной? Не впустили ли мы в свои церкви и жизнь культ успеха, не сочетающийся с библейским упованием на Бога? Есть ли в «успешном» христианстве место Христу, смиренному, страдающему, кроткому и уничиженному?
Наталья Турлак – секретарь редколлегии “Христианского мегаполиса”.
Фото: Pixabay.
© 2021 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.