Беженцы
Авангард Церкви или недооцененный ресурс миссии Божьего народа в мире?
С началом широкомасштабного вторжения российской армии, христиане Украины столкнулись с дилеммой: оставаться ли им в стране или выезжать из неё? Оставаться, значит так или иначе брать в руки оружие, а уезжать, значит спасать свою жизнь и жизнь своих детей, тем самым проявляя трусость.
Несомненно, в этом дуализме выбора есть и другие смысловые оттенки. Не все, кто продолжает исповедовать пацифизм (отказ брать в руки оружие и воевать), смогли выехать из Украины. Так же, как и те, кто выехал, не стали при этом пацифистами.
Причин для отъезда много: вопросы личной безопасности в условиях войны, солидный возраст, состояние здоровья, большое количество несовершеннолетних детей. Когда у вас многодетная семья, то очевидно, что вам лучше позаботиться о ней, нежели идти на фронт.
Начиная с февраля 2022-го, миллионы людей выехали из Украины за рубеж. Верующие люди начали искать церкви по месту нового проживания, которые они могли бы посещать вместе с семьей. Некоторые семьи взяли на себя инициативу по образованию новых общин. Таким образом в Европе образовались десятки украинских церквей, а уже существующие (как, например, в Польше) пополнились новыми прихожанами.
С одной стороны, украинская “миграция как миссия” проблему войны трансформировала в возможность основания новых общин. С другой стороны, следует отметить, что многие беженцы-мужчины (несмотря на свою патриотическую позицию) оказались не готовы возвращаться в Украину и идти на фронт. Можно сказать, что тем самым они проигнорировали свой воинский долг.
С первых слов Послания Иакова (первой написанной книги Нового Завета, которая датируется 45 г. по Р.Х.) мы встречаем воззвание к “рассеянным”, то есть к тем, кто вынужден был уехать из родных мест. Апостол Иаков писал: “Иаков, служитель Бога и Господа Иисуса Христа, приветствует двенадцать племен, рассеянных по миру!” (Иак.1:1).
Что мы знаем об Иакове? Он был братом Иисуса Христа и пресвитером церкви в Иерусалиме. Почему он пишет письмо всем двенадцати племенам Израиля? Ответ очевиден: в его общине были представители двенадцати колен. Они оказались разбросанными по всей империи. Особенность иерусалимской церкви была в том, что она была сообществом паломников.
Иерусалим был центром Израиля, а центром Иерусалима был храм. Сюда шли на праздники иудеи со всего мира, оказываясь в зоне влияния иерусалимской церкви. Активная проповедническая деятельность апостолов привела к быстрому распространению Божьего Слова. Тысячи паломников слышали проповедь. Многие из них становились верующими в Иисуса Христа. Оставались ли они в Иерусалиме? Нет, они возвращались в места своего постоянного проживания и, таким образом, несли Благую весть в свои города и селения. Так, например, церковь в Риме, скорее всего, образовалась, благодаря такой спонтанной миссии.
Иаков, пресвитер иерусалимской церкви, большинство членов которой проживало по всей Римской империи, обращается к ним, как к тем, кто живет в рассеянии. В Первом послании Петра написано: «От Петра, апостола Иисуса Христа – скитальцам, рассеянным на чужбине – в Понте, Галатии, Каппадокии, Азии и Вифинии» (1:1). Апостол Петр не просто пишет о том, что первые христиане (преимущественно евреи) разбросаны по всему миру, но и называет их скитальцами. Это одна из важных характеристик христиан относительно их положения в мире.
До 24 февраля 2022 года мы, христиане из Украины, не применяли приведенные выше тексты Писания к себе буквально, размышляя о скитальцах, рассеянных по миру, лишь в духовном плане. Теперь же мы воспринимаем эти тексты буквально. Мы – христиане, которые из-за войны вынуждены эмигрировать и, таким образом, стали скитальцами и странниками.
По некоторым данным, с начала русско-украинской войны из Украины выехало 14,5 млн. граждан (более 30% населения страны). Из них 11,7 млн. находятся в Европе. Подобная миграция населения – предмет нашей озабоченности, но также основа для обширной миссионерской деятельности. Ведь миссия последователей Иисуса – свидетельствовать о Спасителе тем, кто, как и мы, стали странниками и пришельцами из-за войны. Мы теперь скитальцы на чужбине. Это социальная составляющая.
Рассмотрим духовную. На самом деле, верующие во Христа являются и духовными скитальцами на чужбине. Мир, в котором мы родились, не принадлежит нам. Мы не свои в этом мире, как бы мы ни пытались интегрироваться в него (Иоан.17:16). Мы последовали за Богочеловеком Иисусом Христом, который был отвергнут миром. Хоть Иисус, вторая личность божественной Троицы, является Творцом этого мира, в мире Он был чужим (Иоан.1:10).
Иисус родился как внутренне перемещенный Человек в Палестине. Мария, мама Спасителя, была родом из Назарета, а Он, как мы знаем, родился в Вифлееме (Лк.2:11). В два года Иисус стал беженцем (Мф.2:16-18). Он (вместе с Марией и Иосифом) был вынужден бежать в Египет. Когда Христос начал Свое служение, Он был отвергнут народом. Евангелист Иоанн писал об этом: «Пришел к своим, но свои Его не приняли» (1:11). В итоге Спаситель был приговорен к смерти и распят на кресте.
Верующие во Христа в Иерусалиме через три-четыре года после создания Церкви в день Пятидесятницы в Иерусалиме (33-36 гг. по Р.Х.) были разогнаны. С тех пор преследования Церкви Иисуса Христа по всему миру продолжаются непрерывно и постоянно. Апостол Павел писал: “И всех, кто хочет жить свято, в единении с Христом, ждут гонения” (2Тим.3:12).
Как же нам, беженцам, жить? Читая Библию, мы отмечаем, что странниками были не только последователи Христа. Ярким примером скитальца является Авраам. История его жизни, описанная в Ветхом Завете, может нас многому научить. Покинув Украину, мы встали на путь Авраама. Мы, украинцы, не преследуемы за имя Христа (как первые христиане); мы бежали от войны. Авраам стал скитальцем не потому, что он был преследуем родственниками за веру, но потому что Бог призвал его выйти из земли, где он обитал: “Оставь свою страну, родных, отчий дом и иди в землю, которую Я укажу тебе” (Быт.12:1).
Чему же мы можем поучиться у Авраама?
Во первых, мы должны научиться слышать Божий голос. Авраам слышал Бога. Господь обращался к Аврааму: “Я Бог Всесильный. Живи пред лицом Моим и будь непорочен” (Быт.17:1). Авраам практически всегда следовал повелениям Бога, даже если это приводило к существенным переменам в его жизни.
Слышим ли мы Божий голос? Бог говорит с каждым верующим, не только с Авраамом. Порой мы сосредотачиваемся на том, как Бог говорит, хотя нам нужно быть внимательными к тому, что Он говорит. Главным инструментом передачи Божьей вести для нас является Священное Писание. Вместе с тем, Бог может использовать и другие инструменты, чтобы донести нам Свое Слово. От нас требуется не только услышать Божий глас, но и применить услышанное в жизни.
Во-вторых, мы должны учиться размышлять над Божьим Словом и применять его. В Евангелии Луки написано: “Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, знайте, близко время его разрушения. Тогда те, что в Иудее, пусть бегут в горы; те, что в Иерусалиме, пусть скорее его покинут; те, что будут в окрестностях, пусть не возвращаются в город. Потому что наступили дни возмездия” (21:20-22). Эти слова были и произнесены Христом, и записаны Его последователями. Они сбылись в 66 г. по Р.Х. Войска римского полководца Тита окружили Иерусалим и осадили его.
Как поступили последователи Иисуса? Вся община покинула Иерусалим и переместилась в город Пелла (на территории современной Иордании) – ближайшее безопасное место, в котором можно было остановиться. Таким образом, последователи Христа буквально применили Его слова в своей жизни.
Как мы можем применить этот текст сегодня? Если мы видим что войска противника приближаются к нашим городам, то очевидно, что наступает время их разрушения. Значит верующим необходимо бежать.
В-третьих, как беженцы, мы должны учиться поклоняться Богу в новых условиях. Когда Авраам вышел из земли своего обитания, то, где бы он ни находился, он строил жертвенники Богу: “Они прибыли в Ханаан и пришли к дубу Морэ, что близ Шехема. И Аврам воздвиг там жертвенник Явившемуся Господу” (Быт.12:5,7). Воздвигать жертвенники, значит созидать место для поклонения Богу. Для христиан таким местом является община верующих, которая собирается для служения Богу.
Божье Слово открывает нам, христианам из Украины, одну особенность: мы живем в рассеянии, вне границ нашей страны. Мы скитальцы и буквально, и в духовном смысле. Мы следуем за Богом, который был отвергнут этим миром. В духовном смысле, мир – не наша отчизна (Флп.3:20-21). Мы стремимся к небесам. Несмотря на это, Бог действует в мире и контролирует ход истории.
Как скитальцы, мы должны учиться слышать Божье Слово, размышлять над ним и применять написанное в жизни. Мы также должны стремиться поклоняться Господу, где бы мы ни находились. Да поможет нам в этом Бог.
Константин Тетерятников (кандидат философских наук) в течение ряда лет руководил проектом “Школа без стен” в Украине.
Фото: Pixabay.
© 2023 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.