Реформация без Евангелия
Юбилей лютеровской Реформации не принес исцеления старым ранам. Католики и православные так и не поняли, почему они должны радоваться этому празднику вместе с протестантами. Но и сами протестанты разделились в своем отношении к событиям тех давних лет, да и к самой идее Реформации. Как правильно понимать Реформацию? Кто может ее правильно представлять? Кто вправе претендовать на это имя и возможное наследство?
Несколько лет назад преподаватель реформатской семинарии Дмитрий Бинцаровский написал блестящее эссе «Протестантизм без Реформации». Он верно подметил, что наш постсоветский протестантизм обходится с историей и богословием очень вольно и отстоит от Реформации очень далеко. Я бы сказал, что местные потомки Реформации так же далеки от нее, как местные православные от православия.
Общая оценка богословской содержательности и сознательности нашего протестантизма, данная в этом эссе, вряд ли подлежит сомнению. Хотя в этой дискуссии чувствуется большее – не столько самокритика протестантского сообщества, сколько высокомерная критика со стороны реформатского кружка (настоящих протестантов!) в адрес баптистов и других протестантов второй волны. Дошло до того, что некоторые реформатские церкви отказались праздновать вместе с протестантским большинством даже «День подяки» на Хрещатике – настоящие не могут быть с ненастоящими, наследники не могут стать рядом с самозванцами или незаконнорожденными.
Так вот, то, что в нашем протестантизме Реформации (или от Реформации) мало, – это факт. То, что без связи с Реформацией наш протестантизм пустоват и аморфен, – тоже верно. Но вот еще одна угроза, которая представляется куда более серьезной. Я бы назвал ее так: Реформация без Евангелия (или, в более частном случае, – Реформатство без Христа).
Это то, что происходит с нами, когда мы присваиваем себе настоящесть, когда «Реформация – это мы». Тогда все sola можно свести к одному: «только мы».
Ни Христа, ни благодати, ни Писания. Только мы. Как мне недавно заявил один младореформат, «В православии нет спасения, а в баптизме нет богословия. Все это есть только у нас. Вы без правильного реформатского образования даже проповедовать не имеете права. Все ваши церкви – ненастоящие».
Во всем этом Евангелия очень мало, почти нет. В этой гордой позе нет ничего реформаторского. Что более страшно – остаться без Реформации или без Христа, продолжать протестантизм без Реформации или Реформацию без Евангелия?
В этот юбилейный год Реформации нам пора освободиться от идолов, в том числе от идолов… Реформации. Soli Deo Gloria!
Михаил Черенков – доктор философских наук. Автор книг и научных статей. Пастор славянской евангельской церкви Revival (Ванкувер, штат Вашингтон, США).
© 2017 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.