Плюрализм и единство
ЧТО ЕСТЬ ЧТО И ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
«Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).
Как понимать этот текст? В современных-то реалиях жизни… Мы живём в век многообразия: то и дело приходится слышать слова с приставкой «много -» или «мульти -»: «многоконфессиональный», «многопрофильный», «мультикультурный», и другие умные понятия и дефиниции к ним. Современный мир переполняют (нет-нет, не наполняют, а именно переполняют) разные течения и веяния, движения и объединения, культуры и идеологии; бедное человечество шарахается туда-сюда в своём разнообразии, и на этой почве люди, в лучшем случае, ссорятся, а в худшем – развязывают войны. Социум сам в себе разделился, начиная от основания движений в защиту права отдельно взятого индивида или группы лиц на поедание пищи сугубо растительного происхождения, заканчивая политической партией, преследующей цель взять власть в государстве в свои руки.
Уже со школьной скамьи все знают, что «плюрализм» (лат. pluralis – “множественный”) – основа демократического общества XXI века. Без него никуда сейчас. Свобода слова, совести, объединения и другие виды свобод, сейчас закреплены в Конституциях многих государств. Но надо сказать, что голова идёт кругом от такого плюрализма временами. Это знаете, как приходишь в маленький магазинчик канцтоваров за простым карандашом, и глаза сами находят нужный на витрине напротив входа; а вот когда за этим же простым карандашом приходишь в канцелярский гипермаркет… глаза разбегаются сразу же: карандаши жёсткости от 5Н до 8В, да ещё и между ними затесались карандаши жёсткости F и НВ, плюс автоматизированные, к которым идёт грифель толщиной 0,5 мм, а может и 0,7… Просто с ума сойти! Выбор сделать сложнее, а удержаться и не купить в придачу клей-карандаш, ежедневник, подарочную упаковку и циркуль по акции – ещё сложнее.
Это всего лишь иллюстрация. Реальная жизнь куда серьёзнее. Либералы и консерваторы, пролайферы, придерживающиеся «защиты жизни» в любых её формах (противники искусственного прерывания беременности) и сторонники репродуктивной свободы, атеисты и последователи какого-то религиозного учения, феминистки 1, 2, 3, волны, веганы, вегетарианцы и любители поесть мясной пищи, сторонники принятия какого-либо ФЗ (Федерального закона) и их оппоненты… Кто-то скажет: «Мы все – люди, члены общества, и имеем право на своё мнение и его распространение. Мы едины в своём многообразии». Да так-то оно так, но как не заблудиться во всём этом? Нужно ли нам всем такое многообразие? Пока пусть этот вопрос останется открытым.
Данная тенденция к разделениям не обошла стороной и церковь. Одних только христианских конфессий не сосчитать! Конечно, это многообразие приводит к путанице, неразберихе и каше в головах у людей, но, к сожалению, изменить мы ничего не можем. Так сложилось исторически. Когда же речь заходит о причинах и предпосылках к появлению такого огромного количества христианских течений, первые лица церкви и другие служители поместной церкви, скажем, на занятиях по подготовке к водному крещению, приводят текст из Послания к Филиппийцам: «…все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу» (2:21). Ну да, так и есть, надо полагать. Люди крайне несовершенны и предвзяты даже в том, что касается трактовки текстов Священного Писания: кто-то понял конкретный постулат, отражённый в Слове, одним образом, а кто-то этот же постулат толкует совершенно по-другому. Отсюда и противоречия, разделения и разнотолки, а как следствие – разные конфессии.
Ладно, хорошо. Деноминации остаются деноминациями. Это явление уже есть, и ничего тут уже не поделать. Но представим такую ситуацию: конкретная поместная церковь (пусть она условно будет принадлежать к евангельскому объединению). Руководят этой общиной два пресвитера, а в служительском составе есть 4 дьякона, один молрук (лидер молодёжи), группа прославления или церковный хор, команда медиа-служения, группа людей, помогающих малоимущим семьям и бездомным, ну, и другие объединения административно-бытового вида служения. Приходит в эту церковь человек, ранее не имевший никакого отношения к вере вообще. Что он видит? Многообразие в видах служения, разделение обязанностей. Люди внутри общины «носят бремена друг друга», являются «членами одного тела», где каждый выполняет свою функцию и имеет своё предназначение. Есть, к примеру, брат, рукоположенный на пасторское служение, один из тех двух пресвитеров, который ратует за единство местной церкви. Есть некий единый курс церкви, которого надо придерживаться её членам. Например: «Дважды два равно четыре». Пришедший впервые в эту церковь человек впитывает это и, скажем так, не спорит с этим: «раз так тут заведено, значит так надо. Всё понятно: дважды два равно четыре». Но вдруг второй пастор, тоже, как бы не споря с идеей единства и иногда в своих проповедях её упоминая, говорит, что «дважды два равно пять». Новый прихожанин в недоумении: «так говорили же, что…». Проходит время, и он свыкается с тем, что все кругом едины, но «дважды два равно четыре» и в то же время, оно «равно пяти». Потом молрук делится чрезвычайным открытием, что вообще нет никакого «дважды два», а существует двоичный код, состоящий из нуля и единицы. И наш бедный новый прихожанин совсем в недоумении: как всё-таки правильно думать? Что ему делать в такой ситуации?
Я привела иллюстрацию того, как церковь трещит по швам изнутри из-за её бедных членов, раздираемых противоречиями. Говоря о плюрализме в церкви, я думаю, что он неуместен, ведь он приводит к расколам, к потере «боевых единиц», идентичности церкви как института, утверждённого Богом. Если каждый будет думать, как ему удобно, то что же тогда останется от истины? Лишь рваное Тело Христово.
В 1 Послании к Коринфянам написано: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1:10).
В Новом Завете встречается ещё как минимум четыре текста, содержащих краткое прилагательное «единомысленны»:
«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры…» (1Пет.3:8);
«Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным…» (Рим.12:16);
«Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор.13:11);
«…имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Флп. 2:2-3).
О чём говорит нам посыл этих текстов? Правд (и неправд, ко всему прочему) может быть много, но истина одна; она есть Слово Божье. Нигде в Библии не поощряется двойственность. Наоборот, написано: «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (Иак.1:8). Да, это однозначность и категоричность. Но так и должно быть. Во всем требуется определённость и конкретика. Очертания нужны. Единство в ключевых моментах учения, в понимании истины как раз обеспечивает подобные ориентиры. “In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas.”
Бесспорно, вкусы у всех разные, личностные особенности и характеристики разные и отношения с Богом каждый выстраивает по-своему, но расплывчатость в этой разности пагубно влияет как на общество в целом, так и на церковь.
Я не против конструктивного плюрализма и наличия дискуссии в общине. Поддерживаю созидание и привнесение в общее дело своих ресурсов, которыми Господь наделил каждого из Своих детей, но не согласна с тем, когда Тело Христово разрывают, измываются и издеваются над Ним кто как хочет и кому как выгодно. Отсутствие чётко обозначенного и выверенного вектора непременно приведёт к беспринципности и безродности, а они, в свою очередь, подтолкнут христианина к отступничеству и заблуждению.
У нас есть то, что нас объединяет, а не разделяет: “Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф.4:4-6).
Мария Сотник – юрист, студентка магистратуры Уральского гос. юридич. университета. Несёт муз. служение в церкви ЕХБ «Благая весть» (Екатеринбург).
Photo: Pixabay.
© 2020 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован на портале “Христианский мегаполис”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.