Переулками памяти (часть VIII)
Руководство ВСЕХБ и Московской общины ЕХБ
Алексей Михайлович Бычков (родился в 1928 г.) появился в руководстве Союза ЕХБ в СССР в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Он был назначен на должность генерального секретаря ВСЕХБ. До этого А.Бычков работал на производстве и в церкви широко известен не был. Скорее всего, его назначение стало результатом кропотливой работы Совета по делам религий (СДР). В своей книге воспоминаний он не пишет об этом, и о предыстории его назначения мы, скорее всего, никогда не узнаем. Эта тайна уйдёт вместе с ним. На одном из первых собраний после смерти А.В.Карева (1894-1971) он был представлен, после чего стал появляться на кафедре, и даже начал проповедовать в Московской центральной церкви. Проповедовал он не хуже других, хотя чувствовалось, что у него не было богословского образования, как, например, у М.Я.Жидкова или Л.Ф.Ткаченко. Молодежь в то время была довольно активной и не была встроена в церковные структуры, поэтому Алексею Бычкову, скорее всего, вменили в обязанность обуздать молодежные порывы. На мой взгляд, он поначалу не пытался искать контакт с молодыми верующими и начал контактировать с нами гораздо позже, когда с этой частью прихожан уже нельзя было не считаться. Следует отметить, что вся жизнь московской церкви того времени проходила под влиянием или при участии генерального секретаря Бычкова.
А.М.Бычков, в основном, занимался внешними контактами ВСЕХБ. Он много ездил по разным странам, где рассказывал, как свободно живут верующие в СССР. Неплохо владел английским языком. Я бы не сказал, что на нем лежала внутренняя работа; ею, в основном, занимался председатель Союз ЕХБ [с 1974 года] Андрей Евтихиевич Клименко. Правой рукой А.Бычкова был Виталий Григорьевич Куликов [проповедник Московской церкви и ответственный секретарь журнала “Братский вестник”], ставший на какой-то период даже главным спикером Московской церкви ЕХБ.
Мои отношения с А.М.Бычковым не складывались. За некоторое время до моего ареста, он меня перестал замечать и даже перестал здороваться. Обычно в коридоре я находился в окружении молодежи. Бычков же быстро проходил в кабинет, который надежно защищал от посторонних его секретарь. Некоторое время эту должность занимала Лидия Ильинична Иванова, дочь И.Г.Иванова [председателя ВСЕХБ в 1966-74 гг.]. Сам В.Г.Куликов также ревностно охранял двери в кабинет Бычкова, так что попасть туда было непросто. Он всегда сидел с кем-то, постоянно был чем-то занят. В общем, он не был легкодоступным руководителем.
Прошло время, и Алексей Михайлович ушел из ВСЕХБ и возглавил семинарию евангельских христиан, и там мы уже встречались чаще, но это уже было намного позже. Помню, он позвонил мне и сказал: «Я пишу книгу [“Мой жизненный путь” (2009)], послушай абзац о себе». Он прочитал текст. Я к тому времени уже много лет возглавлял издательство «Протестант» и особой радости от услышанного не испытал. «Ну, ладно», — сказал я в ответ на услышанное. К сожалению, этот абзац в окончательный текст книги не вошел. Вероятно, моя реакция показалась автору недостаточно восторженной. Эту книгу, поначалу, собирался печатать я, но напечатал её, в итоге, мой друг Дунаевский. Книга А.М.Бычкова, в целом, меня разочаровала. В ней ничего не говорилось о том, как формировалась политика ВСЕХБ во времена его руководства. В отношении молодежи, повторюсь, Алексей Михайлович всегда занимал осторожную позицию, потому что ему всегда доставалось за её излишнюю активность.
Зная английский язык, Алексей Михайлович часто выступал с переводом именитых гостей, сопровождал их в поездках по стране и был надежным проводником политики государства в жизни Союза ЕХБ и церкви. Он однозначно считал, что свобод в нашей стране достаточно, или почти достаточно, и предпочитал рассказывать о них иностранцам. А.Бычков был враждебно настроен в отношении членов Совета церквей [отделенного братства], и те платили ему взаимностью. В понимании многих, Бычков был сторонником и апологетом враждебной нашей христианской свободе линии. Моё окружение, и я лично, зачисляли его в число врагов, оккупировавших нашу церковь, чью власть на тот момент мы еще не могли свергнуть. Мы рассматривали его как ставленника органов госбезопасности, несмотря на все его попытки зарекомендовать себя как искреннего христианина. Следует отметить, что он разделил участь всего руководства ВСЕХБ: верующих детей у него не было; в церковь, в которой проповедовал их отец, они не ходили. В моём понимании, это была плата за работу, которую осуществлял он и другие руководители церкви и Союза. Я был несколько раз у Алексея Бычкова дома. Он жил в Отрадном, недалеко от Петра Абрашкина. Его жена, весьма приветливая женщина, поила нас чаем. Иногда по выражению её лица было заметно, что в доме говорили обо мне, а также о взаимоотношениях молодежи и руководства, и вероятнее всего, не в самой комплиментарной форме.
До конца его карьеры одного из основных руководителей ВСЕХБ, я и мое окружение считали А.М. Бычкова ставленником государства. Я думаю, что он, всё-таки, верующий человек, и что его сердце после распада СССР и потери работы пережило изменение. Василий Ефимович Логвиненко, новый председатель Союза ЕХБ России, не взял его на работу. Возможно, возраст сыграл свою роль, хотя в то время А.Бычков еще был крепок и мог бы поработать.
Подводя итоги воспоминаниям о Бычкове, могу сказать, что наши личные взаимоотношения с ним всегда были натянутыми; ничего выдающегося из них не вышло. Правильно это, или нет, не берусь говорить даже с высоты прожитых лет. В предисловии к книге “Мой жизненный путь”, А.М. Бычков так оценил свою работу в должности генерального секретаря ВСЕХБ (1971-90): “Как во всяком деле бывают ошибки, недопонимания среди людей, в чем-то нас упрекали за неправильные действия (Совет церквей), но мы старались не отвечать на обиды; с помощью Божьей добиваться освобождения узников и восстановления уволенных (авторское словоупотребление сохранено) из вузов; трудиться в деле проповеди Евангелия для спасения грешников и сох-ранения церкви! В то время мы добивались разрешения у власть имущих строить молитвенные дома в разных городах нашей необъятной Родины, крестить вновь уверовавших. В те годы насущным было — утолить духовную жажду соотечественников и наладить поставки Библий из-за рубежа…”
В своих мемуарах, Алексей Михайлович описал свой духовный путь. Его покаяние состоялось 6 ноября 1949 года в кругу друзей. В то время он был студентом института. Он рассказывает о двух встречах с работниками КГБ, которые предложили ему сотрудничество с органами, в противном случае — тюрьма. Он отказывается, за что его, студента пятого курса, отличника, старосту, профорга и комсорга, отчисляют, как сектанта. Он устраивается на работу техником-строителем в проектную контору, где работает в течение 19 лет. Со временем, контора становится проектным институтом «Гипроавтотранс». Документацию в новых условиях надо было готовить на английском языке. Для этого Алексей Михайлович заканчивает вечерний факультет при Педагогическом институте иностранных языков. Английский язык ему также был нужен, чтобы читать религиозную литературу, в частности, книги из личной библиотеки выдающегося деятеля ВСЕХ И.С.Проханова.
После его многолетней гражданской службы в качестве начальника отдела, руководящие братья Московской баптистской церкви, в том числе и А.В.Карев, предложили Бычкову перейти на работу во ВСЕХБ. Согласие Алексей Михайлович дал не сразу. По его словам, он советовался с супругой. «Много лет ты работал на «кесаря», – сказала она, – теперь Бог тебя призывает, чтобы ты служил Ему». «Эти слова, – пишет Бычков, – я принял как от Господа».
Примечание: В опубликованном материале была использована информация и приведены отрывки из мемуаров А.М.Бычкова “Мой жизненный путь” (М.: “Отражение”, 2009).
Photo: Pixabay.
Публикуется с письменного разрешения автора.
© “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.
При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. При полной перепечатке текста статей, необходимо письменное разрешение редколлегии. Контактный адрес: christianmegapolis@gmail.com