Нетипичный эмигрант. Пастор Иван Музычко
От редакции: Предлагаем Вашему вниманию беседу редактора “ХМ” Олега Турлака с долголетним служителем славянского евангельско-баптистского братства Канады пастором Иваном Васильевичем Музычко. Он делится своей перспективой о трудностях адаптации славян-эмигрантов к жизни в Северной Америке, размышляет о практике служения в канадском контексте, а также о буднях славянских церквей в эмиграции.
Иван Васильевич, спасибо Вам за согласие побеседовать. Расскажите о себе: Who is Иван Васильевич Музычко? Как вы пришли к Богу?
Я родился в 1935 году в Польше семье верующих родителей. Когда Советская Армия в конце 1944 года освободила Польшу от немецкой оккупации, нашу семью эвакуировали на Украину. Сознательно я покаялся и принял Иисуса Христа, как своего Спасителя и Господа, в возрасте 16 лет. Крещения по вере долго не принимал, потому, что никто из окружающих не мог мне объяснить, зачем нужно крещение, что оно добавляет к моему статусу, как спасенному дитю Божьему. Этот статус все братья в церкви признавали. Крещение по вере принял многие годы спустя, когда Господь открыл мне значение святого водного крещения по вере, которое я изложил в своей книге ”Живое христианство и тайна беззакония”, а также в моей статье ”Водное крещение как завет с Господом”, размещенной на портале ”Христианский мегаполис”.
Где Вы получили образование и совершали служение?
Мое образование в Советском Союзе я отношу к тем многим чудесам, которые Господь являл в моей жизни. Многие, кто был знаком с атеистической системой в СССР, не верят (и не безосновательно), что верующий человек мог получить высшее образование, а тем более ученую степень. Такое могло произойти только как чудо Божье, поэтому я говорю, что ”для многих я был как бы дивом”. После окончания средней школы в 1954 году я поступил в университет (ОЭИС) в Одессе на факультет телекоммуникаций. В это время в Одессе в ВУЗах училось несколько молодых христиан, самыми известными из которых были братья Зиновий Джулай и Иосиф Бондаренко (см. книгу И.Бондаренко ”Три приговора”, в которой автор описывает жизнь христианской молодежи в Одессе в то время). После окончания учебы в 1959 году, меня направили на работу в один из НИИ г. Киева (КОНИИС). Через два года мне, как обладателю красного диплома, предложили поступить в аспирантуру при Московском университете связи (МЭИС), которую я успешно окончил. В 1964-м я защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. После этого мне предложили занять должность зав. лаборатории, а затем (через три года) должность заведующего научным отделом.
Кстати, после переезда в Канаду, мое образование, полученное в СССР, было оценено Университетом Торонто. Диплом инженера был приравнен к степени магистра наук, а кандидатская степень – к Ph.D. (степень “доктор философии”).
Видео богослужения и проповедь И.Музычко
Моя долгая учеба и продвижение по карьерной лестнице не остались без отрицательных последствий для моей духовной жизни. Я охладел, потерял духовную близость с Господом, ”тихую радость молитвы забыл”, как поется в известной песне ”Часто, склонясь над моей колыбелью” известного христианского поэта и моего друга Якова Бузинного. Одним словом, я стал образованным религиозным человеком, номинальным христианином, на всех и на все, смотрящим с колокольни своей образованности, несмотря на то, что продолжал молиться, читать Библию и посещал богослужебные собрания баптистской церкви. Одним словом, меня поразил типичный синдром Лаодикийской церкви. Бог все это видел и не оставлял меня без Своей милости, поэтому веру я не потерял и в мир не ушел, но в душе ощущал пустоту и неудовлетворенность своим духовным состоянием.
И вот, когда я пребывал в таком состоянии и находился в поездке по Кавказу, Господь направил меня в дом брата Андроника Александровича Тимофеева, известного в то время, как просто “брат Андроник”. Этому брату можно было бы дать следующую краткую характеристику: ”человек Божий”, ”сосуд, благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело”. Человек глубоких духовных познаний и откровений, проведший в лагерях советского ГУЛАГа два раза по 10 лет.
Он вел скромный образ жизни, был тих и смирен. Когда другие служители церквей приглашали его на свои конференции или специальные собрания, он постоянно отказывался, считая, что у него нет призвания от Господа трудиться на межцерковном уровне. Когда к брату Андронику приезжал больной человек, он не сразу начинал служение исцеления. Сначала он некоторое время молился, постился и спрашивал у Господа, даст ли Он через него исцеление обратившемуся к нему человеку. Если получал положительный ответ, то приступал молиться и поститься непосредственно за само исцеление. Немалому количеству людей Господь оказал милость через Своего служителя.
Через брата Андроника Господь показал мне, что, несмотря на то, что уже прошло много лет, как я принял Христа в свое сердце и был рожден свыше, я все еще плотской христианин, “младенец во Христе”, ”колеблющийся и увлекающийся всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения”. Господь не только открыл мне мое состояние, но и обновил мою духовную жизнь и призвал меня к духовному возрастанию ”в меру полного возраста Христова”. Он открыл мне, что такое рождение свыше, что означает крещение по вере, крещение Духом Святым, исполнение Духом, сораспятие со Христом, освящение и другие основополагающие истины. Господь даровал мне духовное обновление, открыл мне и дал мне принять ”великие и драгоценные (Божьи) обетования, через которые христианин становится причастником Божеского естества”. Господь открыл мне, что значит ”познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его”. Самое главное – то, что во мне снова возобновилась духовная жизнь, тесное общение с Господом. В моем сознании все стало на свои места. Из разрозненных фрагментарных евангельских понятий, как в пазле (puzzle), сложилась целостная прекрасная картина живого христианства как Божьей семьи, в которой находят свое место и духовные дети, и духовные отроки (подростки), и духовные юноши, и духовные отцы. И все истины в Писании находятся в гармонии, если понимать, к какой категории людей они относятся. Одним словом, я уехал от этого брата новым человеком.
Я стал ревностным членом поместной церкви. Через некоторое время Господь стал призывать меня к служению Словом. Когда я начал проповедовать в церкви, это вызвало скандал у меня на работе, меня сняли с руководящей должности и перевели в рядовые сотрудники. Я принял это, как должное, с некоторым даже облегчением, так как до этого тяготился каким-то своим двойственным положением. Я почувствовал свободу в своем церковном служении. Сознавая свою нужду в богословском образовании, я пытался поступить на Заочные библейские курсы при ВСЕХБ в Москве, но меня не приняли из-за того, что я отказался сотрудничать с КГБ. Однако Господь через добрых людей послал мне возможность изучать богословие по программе ЗБК. Вскоре меня избрали диаконом нашей Киевской поместной церкви ЕХБ на улице Ямской, и я по сути, до переезда в Канаду, был помощником пастора церкви брата П.И.Павловского.
Какие Вы видите в себе сильные стороны, что касается пасторского служения, а где видите нужду в росте?
За время своего пасторского служения я понял, что для успеха на этом поприще необходимо: “не искать своего, а того, что угодно Иисусу Христу”, не искать дешевой популярности, ”не угождать людям”, “держаться образца здравого учения”, иметь пастырский дух попечения о душах, защищать церковь от проникновения различного рода лжеучений и ересей, либерального богословия и модернизма. Для этого необходимо быть твердым и мужественным, особенно в наше трудное время.
Постоянная опасность в пасторском служении – это потеря Божьего водительства. Тогда служение идет на основании знаний и опыта, а это неизбежно сопровождается ошибками и отсутствием Божьего вдохновения. Такой труд – это служение по плоти, а не по духу, оно неугодно Господу.
Как получилось, что Вы оказались в Канаде? Что послужило причиной переезда? Как Вам удалось адаптироваться к жизни в новой стране?
В начале 1990 года я получил приглашение из Канады от одного знакомого брата послужить Словом Божьим на съезде славянского евангельского братства. По форме это было частное приглашение посетить друзей в Канаде. В 1990 году, как известно, еще существовал Советский Союз, но нашим соотечественникам уже разрешали поездки в капиталистические страны. Я приехал в Торонто в середине мая 1990 года, участвовал на съезде в качестве проповедника. Потом мне предложили посетить славянские евангельские церкви по всей Канаде. Проехав по всей Канаде (от Монреаля до Ванкувера), я увидел своими глазами, что собой представляет славянское евангельско-баптистское братство Канады.
Впечатление, надо сказать, было удручающим – малочисленные церкви, численностью от 15 до 30 человек, в основном старички. Это были потомки первой волны иммиграции, которые приехали в Канаду после Первой Мировой войны, революции 1917 года и гражданской войны в 1920-х – 1930-х гг., а также представители второй волны иммиграции после Второй Мировой войны (так называемые перемещенные лица). Как известно, после Второй Мировой войны много наших соотечественников оказалось на территории Германии. Основной их состав – это были советские военнопленные, а также молодые люди, насильственно вывезенные во время войны из оккупированных территорий на работу в Германию. Были среди них и такие, которые добровольно уехали в западную Европу, спасаясь от репрессий со стороны советской власти.
Будучи в лагерях для беженцев в Германии, многие из них уверовали во Христа от проповеди миссионеров, которые посещали лагеря и проповедовали Евангелие. Как рассказывали мне члены церквей, таких верующих, приехавших из Германии в Канаду после войны, было очень много, так что молитвенные дома были полными. После этого никакой эмиграции из бывшего Советского Союза не было по причине известного ”Железного занавеса”. С того времени до моего приезда в Канаду прошло 40 лет. За это время, по причине естественной убыли, в славянских церквях остались одни старики, так как их дети, повзрослев, ассимилировались с местным населением и ушли в англоязычные канадские церкви.
Пробыл я в Канаде около трех месяцев. Когда я уже собирался возвращаться домой, местные братья попросили меня остаться в стране для духовного труда в славянском братстве ЕХБ. Я отказался, так как в мои планы не входило оставаться в Канаде, когда я уезжал из дома. Они сильно меня упрашивали и настаивали, что я не должен отказываться, так как это богоугодное дело и что в Канаде есть большая духовная нужда. Трудно было отказываться, и я согласился, но сказал, что я должен вернуться домой, забрать свою семью и переехать в Канаду. Они настаивали, чтобы я не возвращался домой, что они помогут мне получить документы для жительства в Канаде, и тогда я смогу забрать свою семью. Оказалось, что процесс получения таких документов занимает порядка 2-3 лет. Я сказал, что не могу оставить свою семью, жену и троих детей на такой длительный срок, так как я единственный кормилец в семье, поэтому я должен вернуться домой. Они мне сказали, что это будет нарушением воли Божьей. Для меня это был очень важный аргумент. Я не хотел нарушать воли Божьей, но в то же время я не был уверен, что воля Божия состоит в том, чтобы я оставался в Канаде.
Это было трудное время для меня. Я позвонил домой, чтобы моя семья молилась, чтобы узнать волю Божью. Однажды, когда я был в посте, мне вспомнилось, как Гедеон узнавал волю Божью, и я в молитве сказал Господу: ”Господи, если есть Твоя воля на то, чтобы я остался здесь, в Канаде, для труда на Твоей ниве, то сделай так, чтобы моя семья вскоре приехала сюда ко мне”. На следующий день, когда братья спросили меня о моем решении, я им сказал, что я согласен, если моя семья до конца года приедет сюда в Канаду. Они посмотрели на меня и сказали, что я несерьезный человек и что такое невозможно. Они привели мне убедительные аргументы, что власти в Киеве не выпустят мою семью, так как я по-сути являюсь ”невозвращенцем”, а это в Советском Союзе считалось преступлением. Да и канадское посольство не выдаст визы моей семье, так как я остался в Канаде. Я им ответил, что по-человечески это действительно невозможно, но я же договорился с Богом, для Которого все возможно! Они ничего не могли мне возразить, только спросили, что нужно сделать с их стороны для того, чтобы сделать эмиграцию моей семьи возможной. Я им ответил, пусть сделают простое частное приглашение для моей семьи приехать в Канаду в гости. Они это сделали. Я послал приглашение моей жене и сказал, чтобы она пошла в ОВИР (офис, где выдают загранпаспорта). Если откажут, пусть она мне сообщит, и я немедленно возвращаюсь домой. Как члены моей семьи получили паспорта и визы – это великое чудо Божье, о котором можно написать целую книгу. К концу года моя семья приехала в Канаду и всем стало ясно, что сюда нас привел Господь.
С какими основными трудностями, по Вашему мнению, сталкивается эмигрант-славянин?
Моя история не является типичной для обычного иммигранта. Все-таки меня пригласили на служение, избрали пастором церкви и обеспечили минимальные условия жизни – жилье и содержание. Хотя, по канадским меркам, это был самый минимум, для того, кто жил в Советском Союзе, это был вполне приличный уровень жизни. Адаптация для обычного иммигранта в Канаде зависит от многих индивидуальных факторов: в каком статусе он прибыл в Канаду, есть ли здесь знакомые или друзья, которые могут оказать какую-то помощь на первых порах и др.
Можно указать на некоторые базовые факторы, необходимые для более или менее успешной адаптации в Канаде. Во-первых, это знание языка и наличие какой-то квалификации, необходимой на рынке труда. Это, пожалуй, главные условия успешной адаптации к жизни в стране “кленового листа”. Вообще, канадское иммиграционное законодательство предусматривает множество различных программ, призванных помочь иммигранту адаптироваться в Канаде.
Все время моего пребывания в Канаде я постоянно поддерживаю связь со своими родственниками, а также с верующими, друзьями и братьями-служителями на родных землях. Моя книга ”Живое христианство и тайна беззакония” была издана в России и Украине. Я ездил на ее презентацию, участвовал в съезде украинского братства ЕХБ в Киеве, проводил семинар по душепопечительству в Москве, посетил столицу Белоруссии.
Вы образованный человек с кандидатской степенью. Как Вы думаете, почему в славянских общинах зачастую лучше принимается пресвитер без образования, нежели образованный?
По моим наблюдениям, образование, как светское, так и религиозное, может быть как помехой, так и подспорьем в духовном труде, в частности, в пасторском служении. Как правило, оно является помехой в пасторском служении и не только в странах славянского рассеяния, но и на родных землях. Почему? Дело в том, что по своей природе успех духовного служения не является продуктом человеческого знания, человеческой мудрости, образованности, но результатом действия в человеке Духа Божия, Божьей благодати. Образование может быть полезно, если оно не мешает Духу Святому пользоваться человеком, как Своим сосудом. А чтобы быть сосудом Божьим, необходимо быть ”чистым от всего”, то есть свободным не только от всего греховного, но и от всего “своего”, что может быть помехой Духу Святому. К сожалению, часто и образование может быть такой помехой. Как правило, образование и обширные знания возбуждают в человеке такие пороки, как надменность, гордость и превозношение. Даже такой великий муж Божий, как апостол Павел, был подвержен этой опасности, и Бог вынужден был применить такое сильное средство, как ”жало в плоть”, чтобы не допустить этого превозношения.
Неужели образование является помехой в деле Божьем? Неужели участь Божьих служителей – невежество и ограниченность?
Нет, конечно. Образование может быть полезно, если оно играет положенную ему вспомогательную роль, если оно одухотворено водительством Духа Святого. Когда Апостол Павел понял это, то он все, что для него было преимуществом, в том числе свое происхождение и образование, посчитал “за сор ради превосходства познания Христа Иисуса”. А что, он до этого не знал Христа? Знал, конечно, но здесь он имеет в виду познание в библейском смысле, как соединение с Господом так, чтобы быть одним духом с Ним, подобно тому, как человек соединяется с женщиной и становится с ней одним телом. И когда он так познал Господа, тогда он мог сказать: ”Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос”. Когда он приобрел такое духовное состояние, то уже ничто не мешало ему в служении – ни его знатное происхождение, ни высшее богословское образование. Благодать, наполнявшая его сердце, позволяла ему легко общаться как с иудеями, подзаконными, немощными простолюдинами, так и с языческими мудрецами и философами.
Богословское образование – это благословение или все-таки проклятие для славянских евангельских общин?
Образование и, в частности, богословское образование может быть полезно в духовном служении, если оно не является фундаментом служения, а надстройкой, а фундаментом является правильное духовное состояние.
Современное богословское образование в нашем братстве, по моему мнению, имеет много недостатков. Основной из них – в том, что основной контингент поступающих в богословские учебные заведения – это люди духовно незрелые, которые еще не достигли даже уровня духовного отрочества, не говоря уже о духовной юности или зрелости. Учебный процесс, к сожалению, не предусматривает духовного возрастания, а дает только знания, которые только ”надмевают”.
А о том, какими знаниями снабжают студентов в славянских духовных ВУЗах, мы с Вами можем судить по взглядам преподавателя семинарии ЕХБ в Москве Г.Савина, который вступил со мной в дискуссию вокруг моей статьи ”Водное крещение как завет с Господом”, опубликованной в “Христианском мегаполисе”. В этой дискуссии профессор Савин утверждал, что ”протестанты до сих пор спорят о кальвинизме и арминианстве. У всех свои аргументы из Библии. Но дело не в Библии. Просто кальвинизм нужен молодым, энергичным, деятельным людям, которые много делают и много ошибаются. Им позарез нужна доктрина вечной безопастности. Кстати, протестантизм не имеет никакого отношения к возврату к первому христианству; это сказка для простых верующих. Протестантизм – религия капитала, молодой буржуазии”. Если такими гуманистическими “знаниями” набивают головы студентов в богословских семинариях нашего братства, то неудивительно, что на выходе получаются люди ”имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”. Кстати, очень жаль, что Вы отказались разместить эту дискуссию на Вашем портале.
А насчет того, что в славянских общинах зачастую лучше принимается пресвитер без образования, нежели образованный, то это, к сожалению, имеет место быть. Я думаю, что причина – в нашем славянском характере и понимании лидерства. Это особенно заметно на фоне верующих в западных странах. На западе менталитет такой: каждый должен заниматься своим делом профессионально. Даже в быту, если перегорела лампочка, а тем более предохранитель, надо обязательно вызывать эксперта. Поэтому в церквях на западе верующие считают пастора экспертом в духовном служении, так сказать, профессионалом в своем деле. У славян же каждый – эксперт по любой проблеме. Поэтому и в славянских церквях каждый считает, что он понимает в разных вопросах не хуже пастора, и поэтому и образование здесь не в почете.
Что из себя представляет славянское баптистское братство в Канаде? Организовано ли оно в союз или ассоциацию церквей? Чем живет? Что объединяет славянские церкви кроме баптистского вероисповедания и общей Родины?
Когда я приехал в Торонто, славянское братство ЕХБ было весьма малочисленно. Оно остается малочисленным и сегодня по сравнению с многочисленными церквями в США. В евангельской церкви в Торонто, где я начал свое служение, на тот момент было около 15 членов, в основном старики. Через год усиленных молитв и постов, в нашей церкви появились первые русские эмигранты. Как оказалось, Господь в начале 1990-х гг. открыл особое окно для приезда в Канаду людей из бывшего Советского Союза. Этим окном в Канаде оказался знаменитый аэропорт “Гандер” на острове Ньюфаундленд. История этого явления следующая. В 1991 году, когда развалился Советский Союз и в России переходила на рельсы капитализма, какой-то появившийся туроператор организовал туристические поездки бывших советских граждан на солнечную братскую Кубу. Самолеты “Аэрофлота”, которые летали на Кубу с русскими туристами, останавливались в аэропорту “Гандер” для дозаправки. На время дозаправки всех туристов высаживали с самолета в здание аэропорта, а после заправки была команда садиться в самолет, и пассажиры продолжали лететь на Кубу в порт назначения. Но, как говорится, “голь на выдумки хитра”, и среди пассажиров нашлось несколько человек, которые не захотели лететь дальше. Попытки экипажа самолета как-то заставить этих пассажиров возвратиться в самолет пресекались канадскими полицейскими, которые объясняли членам экипажа самолета, что люди находятся на территории Канады и их насильно нельзя принуждать садиться в самолет. Это молниеносно стало известно в бывшем СССР среди людей, желающих уехать за рубеж. Уже через короткое время самолет из России прилетал в “Гандер” полным, а улетал на Кубу почти пустым. Люди, таким образом оказавшиеся на территории Канады, заявляли местным чиновникам, что они беженцы. По иммиграционному закону Канады от любого человека, оказавшегося в стране и объявившего себя беженцем, власти обязаны принять заявление об этом и на время рассмотрения его дела предоставить ему все необходимые условия для жизни. Эти люди, оказавшиеся в чужой стране, не знающие ни языка, ни местных порядков, разъезжались по всей Канаде, ища своих земляков, которые могли бы им что-то посоветовать и чем-то помочь. Большинство из них направлялись в такие крупные города, как Монреаль и Торонто.
Вот такие люди начали появляться у нас в церкви. Адрес молитвенного дома они узнавали из телефонного справочника. Мы оказывали им посильную помощь в заполнении различных документов, поиске подходящего жилья. Стали устраивать в церкви после богослужения чаепития для общения с ними, приглашали их посещать наши богослужения. Они приходили на собрания из-за того, чтобы не потерять наше доброе к ним расположение. А тем временем Дух Святой совершал свою работу в их сердцах Люди начали выходить на покаяние, принимать Христа в свое сердце, как личного Спасителя и Господа. Через год или полтора в нашей церкви уже было 12 человек – кандидатов на крещение. Так продолжалось несколько лет.
Таким образом, когда я начинал свое служение, в церкви было 15 членов-стариков, а когда через 12 лет передавал свое служение молодому пастору, в церкви было 65 членов, большинство – молодые братья и сестры, не считая детей. Была организована детская воскресная школа, нес служение хор и молодежная певческая группа. В церкви проводились евангелизационные собрания и даже съезды братства ЕХБ.
Несмотря на малочисленность славянского братства, в Канаде ко времени моего приезда существовали три евангельских союза. Славянской союз ЕХБ во главе с пастором Колебаевым, Славянский Союз евангельских христиан во главе с пастором Колибой и Украинский союз баптистов во главе с пастором Сковородько. В каждом союзе было от 6 до 10 поместных церквей, расположенных по всей Канаде. Близкого общения между этими союзами не было, наоборот – отношения были натянуты. Неприязнь между баптистами и евангельскими христианами, которая имела место до войны в России, была привезена с наших родных земель еще переселенцами первой волны иммиграции. Украинский баптистский союз был организован уже после Второй Мировой войны и страдал такой болезнью, как национализм. Вот такую печальную картину представляло славянское евангельское братство в Канаде. Верующие в Канаде не знали, что Господь провел наше братство в Советском Союзе через горнило страданий, огненную печь сталинских лагерей ГУЛАГа, в которой сгорела вся неприязнь друг ко другу, и что братство давно стало единым. В Канаде, все было законсервировано на уровне 1920-х – 1930-х гг. прошлого века.
В настоящее время в Канаде остался только Славянский союз ЕХБ, в который входит около 10 поместных церквей. Его возглавляет Владимир Андриец. Союз организационно входит в Альянс ЕХБ Северной Америки. Остальные союзы прекратили свое существование из-за сокращения количества поместных церквей. Славянское евангельское братство в Канаде живет своей духовной жизнью, вытекающей из того факта, что оно является органической частью всего славянского евангельско-баптистского братства, которое в свою очередь является частью всемирного братства ЕХБ. Славянский союз в Канаде проводит свои ежегодные съезды, на которые приглашает гостей из других стран, в основном из США. Каждая поместная церковь проводит свои церковные мероприятия, в том числе и специальные евангелизационные собрания. Кроме общего евангельско-баптистского вероисповедания, славянское братство в Канаде объединяет общий язык и потребность в духовном общении.
Ощущают ли евангельские верующие в Канаде разрыв с братством на исторической Родине?
Верующие-славяне в Канаде не ощущают себя оторванными от братства ЕХБ на исторической родине, если не считать разделяющего их расстояния. Тем более современные технологии позволяют свести к минимуму и этот фактор. Можно сидеть дома и просматривать богослужение в какой-то церкви в России или Украине. Хоть и не часто, но церкви и союз иногда приглашают на свои церковные мероприятия братьев-служителей из родных земель. Например, в прошлом году, по приглашению канадского союза приезжал к нам известный в Украине служитель пастор Вадим Дахненко, ответственный за сиротское служение в Украине.
Что насчет общения с верующими из США?
Особенно тесные отношения канадские церкви имеют со своими братьями и сестрами в США. Приведу примеры из жизни нашей церкви. В 1990-е гг. мы часто приглашали из США в нашу церковь известную музыкальную семью моего друга еще со студенческих лет Зиновия Джулая. Несколько раз приглашали на наши специальные собрания проповедника из США пастора Павла Хорева, евангелиста Виктора Резникова и других известных братьев. Много раз меня приглашали церкви в США в качестве проповедника, где я проводил различные семинары. Например, я провел семинар в церкви Спартанбурга, Южная Каролина на тему ”Труд Духа Святого на земле”, там же – семинар на тему ”Семь голов красного дракона”, или семинар в Манчестере на тему ”Исторические события во свете Библейских пророчеств”.
Можно ли выразить мысль, что канадские славянские церкви ничем не отличаются от американских или же все-таки контекст накладывает отпечаток на характер и служение общин в Канаде?
Славянские церкви в Канаде ничем не отличаются о церквей в Америке, за исключением численности.
Если говорить о возрастном составе общин, каков приблизительный процент молодежи, членов церкви среднего и старшего возраста?
Возрастной состав общин в Канаде приблизительно следующий: пенсионеров (60+ лет) – 15%, членов церкви среднего возраста (40-60 лет) – 40%, молодежь (20-40 лет) – 10%, подростки (12-19 лет) – 20%, дети (1-11 лет) – 15%.
Как вы думаете, отличается ли характер эмиграции из бывшего СССР в Канаду от иммиграции в США? Почему, несмотря на соседство двух стран, в Америке мы наблюдаем существование больших славянских общин, тогда как в Канаде баптистских церквей, в частности, “раз-два и обчелся”?
Отличается кардинальным образом. Причина в том, что иммиграционное законодательство по отношению к славянским верующим в Канаде и Америке весьма различно. В Америке вскоре после Второй Мировой войны, когда началась “Холодная война”, был принят закон, по которому считалось, что в Советском Союзе имеется три категории граждан, которые подвергаются дискриминации и преследованию: это евреи, политические диссиденты и евангельские верующие. Для этих трех категорий граждан СССР устанавливался особый режим иммиграции в США. Когда кто-то из этой категории граждан попадал на территорию США, он автоматически считался беженцем и ему предоставлялись все условия для жизни и адаптации. Поэтому, когда в результате горбачевской перестройки упал “Железный занавес”, то евангельские верующие в массовом порядке стали выезжать в Америку. В американском посольстве им выдавали визы на основании только того, что они евангельские верующие. В Канаде такого иммиграционного закона для евангельских верующих не было и канадское посольство в Москве верующим виз не выдавало. Соответственно, массовой иммиграции верующих в Канаду не было. Верующие могли иммигрировать в Канаду на общих основаниях; к ним предъявлялись те же требования, как и другим категориям иммигрантов. Поэтому евангельское братство в Канаде настолько малочисленно.
С какими основными проблемами и вопросами сталкиваются церкви в Канаде? По моим данным, за редким исключением, общины малочисленны несмотря на то, что в Канаде проживает значительное число соотечественников, выехавших из Украины и России?
Одна из основных проблем – малочисленность церквей. Действительно, в Канаде проживает довольно большая русскоговорящая община. Казалось бы, есть поле для миссионерской деятельности. Неоднократные евангелизационные служения, а также индивидуальные и групповые методы евангелизации оказались недостаточно эффективными. На мой взгляд, основная причина состоит в том, что 80-90% русскоязычных, проживающих в Торонто, это соотечественники еврейской национальности, которые, как известно, предвзято относятся к христианству. В Торонто имеется также довольно большая украинская община. Здесь другой фактор мешает евангелизации, это национализм.
Удается ли славянским общинам в Канаде содержать своих пасторов? Выплачивается ли им зарплата или же служение совершается, так сказать, на добровольных началах?
Славянские церкви, существовавшие в Канаде до последней волны иммиграции, придерживались порядков, существующих в англоязычных канадских церквях, в которых служение пастора было его профессиональной деятельностью, за которую он получал зарплату. Когда я приехал в Канаду, в славянских церквах был еще такой порядок. По мере пополнения церквей новыми эмигрантами из бывшего СССР, эта традиция стала утрачиваться. В настоящее время мне известна только одна церковь, которая обеспечивает содержание своему пастору.
Как Вы думаете, есть ли какие-то моменты и положительная практика, которые славянские церкви могли бы заимствовать у англоязычных канадских общин? Может есть что-то, чего не следовало бы перенимать?
Отношение членов канадских англоязычных церквей к своим пасторам более соответствует Писанию. В англоязычных церквях с большим уважением и повиновением относятся к пасторам церкви, чем в славянских церквах. Недостатком в англоязычных канадских церквях является то, что большинство из них заражены либеральным богословием и модернизмом. Более подробно об этом можно почитать в моей книге ”Живое христианство и тайна беззакония”.
Какова роль церкви в мегаполисе? Торонто – многомиллионный светский мегаполис. Не кажется ли Вам, что христианская церковь в Канаде, да и в странах запада, в общем, теряет свои позиции? Где место славянских церквей в современном мегаполисе?
Роль Церкви Христовой в мегаполисе, как и вообще в этом мире, такова, как ее определил Христос – быть светом и солью. Церковь теряет свои позиции в этом мире, как на западе, так и на востоке, если она берется не за свое дело. Если Церковь Христова, как живой организм, Тело Христово оставляет свое небесное призвание и берется за мирские дела – участие в управлении обществом, преобразование и улучшение этого мира, влияние на этот мир – то она перестает быть Церковью Христовой и становится так называемой “христианской церковью”, а по сути дела – частью этого разлагающегося мира, который, согласно Писанию подлежит не улучшению, а уничтожению.
В 2011 году Российским библейским обществом был издан перевод всего текста Библии на современный русский язык. Насколько Вы знакомы с этим переводом? Как Вы думаете, полезно ли русскоязычным верующим перейти на использование перевода 2011 года, так как некоторые тексты из “Синодальной Библии” непонятны современному читателю из-за наличия архаизмов (устаревших слов)?
Да, я знаком с этим новым переводом Библии и пользуюсь им, как вспомогательным текстом, при подготовке проповеди или на так называемых разборах Слова Божьего. Думаю, что со временем новый перевод вытеснит Синодальное издание Библии, но произойдет это не в одночасье, а постепенно.
Канадское общество демократично и либерально. Здесь терпимо относятся и к представителям разных национальностей и культур, рас, а также к представителям сексуальных меньшинств. А что можно сказать насчет славянских церквей? Как, по вашему мнению, верующие смотрят на вопросы, связанные с нравственностью и быстрыми переменами в обществе?
Канада, к сожалению, идет в авангарде стран, идущих по пути, так называемых либеральных ценностей, а по сути дела – по пути моральной деградации, ухода от тех принципов жизни, которые Бог определил для человека. В этом направлении идет весь мир, с тех пор как через грехопадение он ушел от Бога. Первый мир через моральное разложение пришел к своей гибели, так и нынешний мир постигнет та же участь. Даже в атеистическом Советском Союзе гомосексуализм считался пороком неприемлемым для общественной морали и был под запретом, а в ”христианской” Америке и Канаде это не только не осуждается, но находится под защитой закона. Поэтому славянские церкви в Канаде являются для верующих оазисами, защищающими их от этой назойливой пропаганды. Хуже всего обстоит дело с детьми, которых со школьной скамьи растлевают сексуальным просвещением. Слава Богу, что родители еще имеют право отказаться от посещения их детьми этих уроков.
Должна ли церковь участвовать в жизни общества, или же все-таки безопаснее закрыться от мира?
Церковь Христова должна делать то, что заповедал ей ее Создатель и Глава. Означает ли это, что она должна закрыться от мира? Вовсе нет, Господь предусмотрел Церкви находиться в этом мире до Его прихода и нести свое служение “света и соли”. Церковь находится в греховном мире, но мир не может находиться внутри Церкви из-за того, что ”дружба с миром есть вражда против Бога”. Что касается участия верующих в жизни общества, то Писание устанавливает четкую границу, в чем верующему можно и даже должно участвовать, а в чем – нет. “Осолять” это общество, то есть обличать его грехи и пороки, а также нести ему свет Евангелия – это обязанность верующих. Обязанностью верующих также является добросовестный труд, чтобы не только обеспечивать себя всем необходимым, но и нуждающимся помогать. Господь для Своих детей установил такой принцип: ”Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь”.
Верующие обязаны подчиняться установленным Богом властям и исполнять законы, если они не противоречат Писанию, а также платить государству различные налоги, участвуя этим в создании общественного блага. Что касается такой стороны жизни общества, как различные политические, национальные, общественные, социальные, культурные, патриотические и другие движения и проекты, – то все это составляет то, что Писание обозначает словом мир, сущность которого ”похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”. Обо всем этом нам заповедано: ”не любите мира, ни того, что в мире”. Участвовать в этой стороне жизни общества, значит ”участвовать в бесплодных делах тьмы”.
В условиях напряженных отношений между Россией и Украиной, наблюдаете ли вы охлаждение отношений между выходцами из двух стран в церквях? Вообще, как Вы думаете, совместимы ли христианство и национализм?
Национализм несовместим с христианством, он противоречит его сути. Национализм вырастает из патриотизма, это его крайняя степень. Поэтому и патриотизм не присущ христианству. Патриотизм – мирское понятие, оно чуждо евангельской вести. В Церкви Христовой не должно быть национальных или социальных различий. Христос Своим голгофским подвигом устранил эту пришедшую через грехопадение разобщенность людей, которая порождает вражду между людьми и народами. В Церкви Христовой ”нет ни Эллина, ни Иудея, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос”. Проявление патриотизма в церкви, тем более национализма, говорит о проникновении в церковь духа мира сего. Даже среди священников Русской Православной церкви, которая считает патриотизм обязательной чертой своих прихожан, имеются такие, кто считает патриотизм чуждым истинному христианству.
Заповедь Христову о любви между детьми Божьими можно интерпретировать как евангельский патриотизм: “Будем делать добро всем, а более всего своим по вере”. Евангельский патриотизм – это родство во Христе, а не родство по земному рождению или национальности. Так что, по Писанию, российскому баптисту должен быть ближе баптист, живущий в далеком Китае или Германии, чем русский неверующий сосед.
К сожалению, из–за низкого духовного уровня, многие верующие-славяне сохраняют в себе чувство земного патриотизма, а некоторые – даже национализм. Это особенно проявилось, когда возник вооруженный конфликт в Украине. На этой почве в некоторых церквях возникли напряженные отношения между членами церкви. Нашу церковь Господь сохранил от этого, так как с самого начала мы призвали братьев и сестер избегать споров и дискуссий на эту тему. Когда стал вопрос, как молиться об этом, то пришли к выводу, что мы должны молиться о верующих, оказавшихся в зоне конфликта и страдающих от этого, и просить о том, чтобы Бог направил происходящие события в такое угодное воле Его русло, которое способствовало бы скорейшему приходу Царства Божия на землю, как учил нас Христос: ”да приидет Царствие Твое”.
Если заглянуть вперед, как вы думаете, что ждет славянские евангельские церкви в Канаде, скажем так, лет через 30, если условия жизни и другие обстоятельства не изменятся драматично? Грозит ли славянам культурная и языковая ассимиляция и потеря идентичности?
Что ждет славянские евангельские церкви в Канаде через 30 лет, неизвестно, но это знает наш Господь. В одном христианском гимне звучат содержатся следующие слова:
Что ждет меня – не знаю, Господь мой это скрыл,
Но твердо уповаю: Мне путь Он проложил.
Мы живем надеждой и упованием на встречу со Христом. Будет ли эта встреча индивидуальной или коллективной при восхищении Церкви, – это тоже знает только Господь. Знаем только, что признаки Его пришествия сбываются в наши дни, как никогда раньше. Потеря национальной идентичности для тех членов Церкви, которых Бог “воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе”, не страшна, так как их “жительство – на небесах”. Главное – не потерять идентичности Христовой, не оказаться таким христианином, который “имеет вид благочестия, силы же его отрекшийся”.
Опубликовано с разрешения И.Музычко.
Фото: И.Музычко.
© 2016. Все права сохранены. “Христианский мегаполис”.
Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей и возможную переписку между авторами материалов и читателями.
При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.