Жизнь после Рождества
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог … Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть … В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его … И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины…» (Иоан.1:1-4, 14)
Помимо особенностей национальной рыбалки и охоты, есть еще и особенности национальных праздников. В нашем случае они таковы, что жизнь проходит в их ожидании, предвкушении, бурном торжестве и тяжелом похмелье. Затем цикл повторяется.
В нашем календаре Рождеству не везет – оно рядом с Новым годом, причем Новый год случается дважды – и до Рождества, и после. После шумного новогоднего празднования к Рождеству приготовиться трудно. Но и после Рождества снова начинаются веселья, на сей раз уже по поводу «старого Нового года». Увы, так сложилось: «святое» Рождество затиснуто между «мирскими» весельями, его «отмечают» в связи с Новым годом, встраивают в «новогодние» праздники. Я не собираюсь отстаивать религиозные праздники в ущерб обычным, всенародным, светским, но хотел бы освободить Рождество от всеобщей календарной связи, выделить его как особое событие в календаре и жизни, подумать и помечтать о переменах в жизни после Рождества. Жизнь после Рождества должна быть другой, должен случиться разрыв, просвет.
Евангелист Иоанн пишет о Боге как об источнике жизни. Давайте подумаем о Боге и Его воплощении именно в этом ключе – не в связи с религией как особой сферой и темой жизни, а в связи с жизнью во всей ее полноте и во всей ее подлинности. Бог не часть жизни и не ее посторонний наблюдатель, Он источник жизни.
У нас сложилось представление о жизни как о тьме, невыносимой трудности бытия. А свет видится где-то в конце туннеля, как результат освобождения от жизни, выхода из нее. Эти представления обманчивы. Такая мрачная или серая жизнь – не жизнь, жизнь не настоящая. Настоящая жизнь – в Боге. Настоящая жизнь – светлая. До того, как мы что-то поймем из богословских истин, уже многое у нас есть – мы живем и не просто живем, мы хотим жить по-настоящему; мы видим или хотим видеть, а видеть можно только во свете, при свете. Значит, мы уже в из глубины жизни чувствуем Бога, потребность в Нем, присутствие Его где-то «здесь». Мы живы Им и в Его свете.
Жизнь и свет – ориентиры, путеуказатели в поисках Бога; это не религиозный, до-религиозный, самый простой способ говорить о Боге и идти к Нему. Где мы чувствуем или распознаем настоящую жизнь, там проявляется Божье Присутствие. Где светло, там Он.
Во Христе Бог стал стал плотию, обрел наш вид, чтобы жить с нами и при всей телесной ограниченности являть «полноту благодати и истины». Если такая полнота возможна внутри жизни, то напрасными и фанатичными являются отрицания жизни земной ради небесной, плотской ради духовной.
Полнота благодати открывается изнутри человеческой ограниченности так, что эта ограниченность преодолевается. Благодать не ищет достойного или высокого места для своего проявления, напротив, она преображает, возвышает, делает достойным то, что само по себе претендовать на благодать или благоволение не может.
Жизнь после Рождества может быть другой, если мы слышим ангельские слова «в человеках благоволение», если мы понимаем, что Бог отныне с нами в «полноте благодати». Этим хвалимся и радуемся, этим преображаемся и возвышаемся. Рождество благодатно, это праздник подарков. Сам Бог дарит свыше радостную весть и добрые перемены, сходит к нам, чтобы жить с нами в полноте «благодати и истины». После Рождества настоящая жизнь только начинается.
Публикуетса с разрешения автора.
Фото: М. Черенков.
При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. При полной перепечатке текста статей, необходимо письменное разрешение редколлегии. Контактный адрес: christianmegapolis@gmail.com