Крещение во свете библейской сакраменталогии (II)
(2) КРЕЩЕНИЕ КАК ЗАВЕТ С ГОСПОДОМ
«Ибо это – Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая на прощение грехов» (Мф.26:28).
«Крещение – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21).
Святое водное крещение по вере является тем отличительным признаком, который выделяет баптистское исповедание из других конфессий протестантизма. Но вот что интересно, ни в одном вероучении различных славянских Союзов ЕХБ не говорится о водном Крещении по вере как о Завете с Господом, хотя в баптистской богословской литературе имеются упоминания о водном Крещении как Завете с Господом. Так С.Санников в своей книге «Подготовка к крещению» [1] пишет: «Итак, водное крещение – это обещание Богу доброй совести, то есть это ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божье требование иметь добрую совесть».
О водном Крещении по вере, как об обещании доброй совести и вступлении в Завет с Господом, Ю.Решетников и С.Санников пишут в своей книге «Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине» [2] следующее: «Трактовка водного крещения как обещания занимает исключительно важную роль в богословии баптизма, так как служит не только апологетическим целям – обосновывает необходимость крещения только взрослых, ибо младенец не способен дать обещания доброй совести, но и служит также платформой для понимания крещения как завета, заключаемого с Богом. Причем, это понимание даже усиливалось по сравнению с библейским заявлением тем, что в обещание вводилось понятие служение Богу с доброй совестью».
Указание на то, что через водное Крещение христианин вступает в Завет с Господом можно обнаружить в трудах Святых Отцов Церкви. Санников приводит высказывание Григория Богослова о водном Крещении как Завете с Господом [3]: «Григорий Богослов в своем наставлении принявшим крещение («Слово на святое крещение») пояснял: «Ибо, коротко говоря, под силою Крещения следует разуметь Завет с Богом о вхождении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты».
Такого же понимания придерживаются известные служители братства ЕХБ. Например, Н.Колесников в статье «Поспешим к совершенству» [4] пишет: «Приняв водное крещение, мы заключили Завет с Богом. Таким способом мы получили право приступать к участию в благодатном таинстве воспоминания смерти Христа – Вечери Господней – и называться детьми Божьими».
Почему же существует такой разрыв между официальным богословием (Вероучением) и церковным бытовым восприятием водного Крещения по вере в нашем славянском братстве ЕХБ? С. Санников задается тем же вопросом: «Таким образом, возникает необычная коллизия, когда на уровне церковного сознания, в литургических текстах и других общепризнанных документах, акт крещения ясно артикулирован как момент заключения завета, а в официальных догматических текстах как английских, так и славянских баптистов, такой трактовки старательно избегают. В чем причина такой раздвоенности?» Санников объясняет, почему в баптизме сложилась такая ситуация. Может быть и в самом деле водное Крещение по вере никак не связано с Новым Заветом?
Каждый раз, когда в церкви совершается Вечеря Господня, звучат эти слова о Новом Завете, напоминая членам церкви, какой ценой они искуплены от греховной жизни. Слова о Новом Завете стали уже настолько привычными, что воспринимаются, как некий штамп, потерявший свое значение. Поэтому возникает необходимость обновить и осмыслить значение Нового Завета для Церкви.
Прежде всего следует определиться со словом «Завет/завет». Главное библейское значение этого слова состоит в том, что оно означает некий договор Бога с человеком, с Его народом. Второе значение этого слова – это завещание, последняя воля человека (4Цар.20:1; 1Тим.1:18). Третье значение – названия частей Библии, которые всегда пишутся с заглавной буквы, в отличие от первых двух, когда слово может писаться как со строчной, так и с прописной буквы в зависимости от понимания автором этого понятия. Первая часть Библии, куда входят книги, написанные до Рождества Христова, носит название “Ветхий Завет”; вторая часть, куда входят книги, написанные после Рождества Христова, называется “Новый Завет”. В данном случае речь будет идти о первом значении слова «Завет», то есть о Завете Бога с людьми. Но не в плане исследования соотношения ковенантной теории и теории диспенсаций, а чисто в практическом плане значения Нового Завета для Церкви Христовой в наше время.
Из первых глав книги Бытия известно, что Бог в конце всего творения создал человека по образу и подобию Своему для общения с ним. Бог захотел иметь отношения с подобными Ему. Эти отношения между Богом и людьми Библия называет Заветом. Главным содержанием этого Завета является взаимная любовь между Богом и человеком, поэтому его можно назвать Заветом любви (Втор.6:4-5; 7:8-9; Мф.22:36-40; Иоан.3:16; Рим.5:8; 1Иоан.4:9, 5:3; 1Кор.16:22; Отк.2:4).
На протяжении всей истории человечества Бог многократно вступал в Завет с людьми, по причине того, что люди нарушали и не соблюдали Завет с Богом (Быт.9:9; 15:18; Исх.34:10; 3Цар.19:10; Иер.22:9; Мф.26:28). В данной статье рассматриваются два Завета. Завет Бога с ветхозаветным народом Израильским, который в Писании называется первым Заветом (Евр.9:1,15,18), или Ветхим Заветом (Евр.8:13), и Завет Бога с новозаветным Божьим народом, Церковью Христовой, который в Писании называется Новым Заветом (Мф.26:28; Евр.9:15) или лучшим Заветом (Евр.7:22; 8:6).
Все Заветы, которые Бог заключал с людьми, начиная с Эдемского сада и до Христа, как и вся история человечества, были только отдельными этапами на пути достижения главной цели. Этой главной целью было заключение нового вечного Завета с Невестой Христовой, Его Церковью. Этой главной Божьей целью было открытие и осуществление «великой тайны благочестия» (1Тим.3:16), «сокрытой от веков и родов, ныне же открытой святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне этой для язычников, которая есть Христос в нас, упование славы» (Кол.1:26). Этой цели послужило воплощение и приход на землю к людям Сына Божия, «явление Бога во плоти» (1Тим.3:16), и в дальнейшем через Голгофскую жертву Христа создание нового рода людей – Церкви Христовой и заключение с ней нового вечного Завета.
Целью этих рассуждений является подробное рассмотрение этого Нового Завета Христа со своей Невестой – Церковью. Первый, Ветхий Завет Бога с Израильским народом, как уже было сказано, был только прообразом Нового Завета, тенью будущих благ (1Кор.10:6; Евр.8:5; 10:1). Поэтому, для лучшего уразумения Нового Завета сначала будет рассмотрен Ветхий Завет, как прообраз Нового Завета.
(2.1) Ветхий Завет
Первый Завет Бог заключил с Израильским народом на горе Синай, когда вывел его из египетского рабства, поэтому этот Завет называется еще Синайским Заветом (Договором). Он был составлен Богом в виде Десяти Заповедей или Десятисловия (Исх.20:1-17; Втор.4:13), из которых одни имели форму повелений, а другие – запрещений. В дальнейшем этот Кодекс был значительно расширен и дополнен другими Божьими постановлениями, касающимися как религиозной, так и социальной стороны жизни народа (Исх.21-23 гл.; Втор.4-30 гл.). Все эти Божьи постановления в Писании называются еще Уставом или Законом Моисеевым (Исх.15:25; 24:3; И.Нав.1:7; Иоан.1:17; 1Кор.9:9; Гал.3:24). Еврейские раввины насчитывают в Пятикнижии Моисеевом 613 заповедей, которые делятся на две главные категории. Первая содержит 248 обязывающих Заповедей, которые предписывают выполнение определенных действий. Вторая категория содержит 365 запрещающих Заповедей, которые запрещают исполнять определенные действия.
Что же это за Завет любви, когда в нем столько ограничений и предписаний? Вопрос действительно резонный. Ответ состоит в том, что, во-первых, эти все Заповеди в действительности выражали любовь и заботу Бога о Своем народе. Даже самый первый Завет Бога с сотворенными Им людьми в Эдемском раю тоже содержал определенное ограничение в виде запрета вкушать от Дерева познания Добра и Зла. Это объясняется тем фактом, что при сотворении человека в мире уже существовало зло и определенные опасности, от которых Бог хотел обезопасить человека, оставив ему притом свободу действий. Поэтому эти Заповеди представляли собой не ограничение человеческой свободы, а предупреждение об опасности: «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17).
Во-вторых, Новый Завет открывает, что Закон (Ветхий Завет) выполнял еще и воспитательную функцию для Божьего народа. В то время Израильский народ находился на детской стадии своего развития, внешне он «ничем не отличался от раба» (Гал.4:1) и был подчинен попечителю, в роли которого выступал Закон, который был для Израильского народа «детоводителем ко Христу» (Гал.3:23-24). За нарушение Закона следовало наказание, но и в этом случае это было проявление Божьей справедливости и любви, ибо Бог, как мудрый любящий Отец, наказывает Своих непокорных детей из-за любви к ним (Евр.12:5-8; 1Кор.11:32).
Рассмотрим теперь каким образом был заключен Ветхий Завет. Моисей по слову Божьему собрал Израильский народ вокруг горы Синай и «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах этих» (Исх.24:7-8). Это был видимый центральный акт вступления Израильского народа в Завет с Господом. Началом этого Завета [5] было то, что Бог освободил Израильский народ из египетского рабства, искупив его от поражения через жертвенную кровь пасхального агнца (Исх.12:23).
Завершением Завета Бога с Израильским народом было введение его в обетованную землю. Вот почему перед переходом через Иордан Моисей, прощаясь с народом, еще раз напомнил и повторил им смысл и содержание этого Завета (Втор.4-30 гл.).
Избавление Израильского народа из египетского рабства было настолько важной частью этого Завета, что Господь установил в память об этом главный праздник – Пасху (Исх.12:11,24), чтобы народ всегда помнил об этом избавлении (Исх.13:3; Втор.5:15) и передавал память об этом грядущим поколениям (Исх.13:14; Втор.4:9). Упоминание об избавлении израильского народа из египетского рабства стало неотъемлемой частью торжественных провозглашений имени Бога Израилева (Исх.20:2; Лев.11:45; 1Цар.12:6; Иер.16:14). Важной составной частью Завета было обещание народа исполнять все заповеди Завета (Закона): «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:7).
К сожалению, Израильский народ не сохранил верность Богу, и на протяжении всей истории многократно нарушал Завет, заключенный с Богом (Иер.11:10). Поскольку Ветхий Завет содержал не только благословения в случае верности Завету (Втор.28:1-14), но и проклятия в случае нарушения Завета (Втор.28:15-62), то Израильский народ своим непослушанием Богу лишался защиты и ограды Божьей и подвергался многим бедам и несчастьям. Отступление народа от Бога привело к тому, что Завет (Закон) потерял свою силу и значение (Ос.6:7; Иер.11:10; Евр.8:9; Рим.8:3). Поэтому Бог, через своих пророков, обещал заключить Новый Завет, отличный от прежнего: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер.31:31-33; Евр.8:8-13; 10:16).
(2.2) Новый Завет
Новым Заветом является, безусловно, Завет Господа нашего Иисуса Христа, который Он установил со своими Апостолами на тайной вечере, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28; Лк.22:20; 1Кор.11:25). Этот Новый Завет был Заветом Христа с будущей Своей Церковью. Апостолы были не только представителями Церкви, но и первыми живыми камнями в ее строении, ее столпами (Гал.2:9; 1Петр.2:5; Еф.2:20-21). Этот Новый Завет был поистине Заветом любви между Христом и Его Невестой – Церковью. Хотя в Новом Завете нет такого требования, чтобы любить Бога, как это было в Ветхом Завете (Втор.6:4-5), но Христос Свою любовь доказал тем, что Он отдал Себя за Церковь на крест Голгофы (Рим.5:8; Еф.5:25). Он ожидает от Своей Невесты, Церкви, взаимной любви (Иоан.21:15-17; 1Иоан.4:19, 5:3; Отк.2:4).
Хотя в основании Нового Завета лежат те же принципы, что и в Ветхом Завете, между ними есть существенная разница, как между образом и его воплощением (1Кор.10:6; Евр.9:9; 10:1). Она вытекает из того факта, что Израильский народ был Божьим земным народом, и потому обетования Ветхого Завета относились к земной жизни (Исх.20:12; Втор.28:2-6). Церковь Христова является небесным Божьим народом, поэтому и благословения Нового Завета относятся в первую очередь к небесной, духовной жизни (Мф.5:3-12; 1Пет.1:3-4; Еф.1:3-5; Рим.15:13; 1Кор.1:4-5; 1Тим.6:6-10). В отличие от Ветхого Завета, заключение которого имело коллективную форму (так как Завет был заключен со всем народом у горы Синай), Новый Завет носит индивидуальную форму, т.е. каждый желающий человек заключает Завет с Богом лично.
Подобно ветхозаветному избавлению народа из египетского рабства, основой Нового Завета является искупление, спасение и избавление человека из рабства греха. Ветхозаветное избавление Израильского народа из рабства было связано с жертвенной кровью пасхального агнца. Новозаветное же спасение основано на жертвенной крови Иисуса Христа, Агнца Божия, пролитой на Голгофском кресте. Вера в Иисуса Христа, покаяние и принятие Христа, как своего личного Спасителя, приводит к рождению свыше и выходу человека из этого мира, прообразом которого был выход евреев из Египта. Уверование человека во Христа, его рождение свыше и выход из этого мира еще не являются заключением Завета с Господом, подобно тому как избавление евреев из рабства и выход из Египта еще не означали заключение Завета с Богом. Как в первом, так и во втором случае – это только приготовление или необходимое условие для заключения Завета с Богом. У евреев заключение Завета с Богом состоялось некоторое время спустя после выхода из Египта у горы Синай. Там состоялся этот торжественный акт: народ был ознакомлен с Заветом, научен Закону: «взял книгу завета и прочитал вслух народу». И тогда народ дал обещание Богу исполнять этот Завет: «И сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» (Исх.24:7).
В новозаветное время подобным торжественным актом вступления христианина в Завет с Господом является Святое водное крещение по вере. Этот торжественный акт также содержит эти два момента: научение заповедям Христовым и обещание Богу добросовестно их исполнять (1Петр.3:21). Христос так и заповедал: научите, а потом крестите (Мф.28:19). В братстве ЕХБ принят такой же порядок вступления в Завет с Господом. Формула Крещения тоже содержит в себе эти два момента: звучит вопрос крестителя: «Веруешь ли …?» Далее следует ответ крещаемого: «Верую!» Задается следующий вопрос: «Обещаешь ли … ?» И снова ответ: «Обещаю!» Затем креститель совершает погружение христианина в воду, предварив его словами: «По вере твоей и на основании обещания крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!»
С этого момента христианин находится в Завете с Господом. Этот факт подтверждается тем, что он имеет право участвовать в вечере Господней. Теперь к нему лично относятся эти слова Спасителя: «Эта чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Вот почему в нашем братстве к участию в хлебопреломлении допускаются лишь те, кто вступил в Завет с Господом через Святое водное крещение по вере. Ибо тот, кто уверовал, покаялся, но еще не принял Крещение по вере, еще не находится в Завете с Господом. Поэтому для того чтобы быть в Завете с Господом, необходимо сделать два шага, выполнить два условия: первое условие – уверовать и покаяться; второе условие – принять Святое водное крещение по вере, то есть дать обещание Богу доброй совести (1Пет.3:21). Это соответствует тому, что заповедал Христос: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет» (Мк.16:16), и то, что сказал Апостол Петр в своей первой проповеди в день Пятидесятницы: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» (Деян.2:38). Так и при заключении ветхого Завета необходимо было выполнить два условия: выйти из египетского рабства и дать обещание Богу выполнять все Его заповеди. Те, которые вышли из Египта, все были израильтяне, избавленные из египетского рабства, но до Синайского обещания они еще не были в Завете с Богом. Таким образом, можно утверждать, что водное Крещение по вере (обещание доброй совести) является для христианина необходимой составной частью его Завета с Господом. Без принятия водного Крещения по вере, христианин, хотя и возрожденный, не состоит в Завете с Господом.
Крещение по вере является священнодействием, которое сопровождается таинством. Это таинство состоит в том, что в результате крещения христианину усвояется благодать Божья, или «дар Святого Духа» (Деян.2:38) как сила, помогающая христианину сохранять добрую совесть и быть верным Господу. Конечно, все это происходит при условии, что креститель имеет соответствующую веру и понимание Крещения как Завета с Господом, и как священнодействия, сопровождаемого таинством получения благодати Божьей. Важно также, чтобы и крещаемый был правильно «наставлен в вере» (Гал.3:2) во время подготовки к Крещению.
Продолжение следует.
Источники и примечания
[1] Санников, С. Подготовка к крещению (Одесса, 2005), стр.163.
[2] Решетников Ю., Санников С. Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине (Одесса: “Богомыслие”, 2000). http://yakov.works/history/20/iz_istori/reshetn.html (Доступ: 01.05.2020).
[3] Санников, С. “Феномен водного крещения в контексте современной баптистской сакраментологии”. Докторская диссертация, 2018. https://www.npu.edu.ua/images/file/vidil_aspirant/dicer/D_26.053.21/Sannikov1.pdf (Доступ: 17.04.2020).
[4] Колесников, Н. “Поспешим к совершенству”. Братский вестник 2 (1979), стр.35.
[5] Некоторые считают, что началом Завета Бога с Израильским народом был Его Завет с Авраамом об обрезании (Быт.17:1-11). Такая точка зрения может показаться довольно убедительной, учитывая то, что евреи ревностно относятся к заповеди об обрезании, что видно из того, что иудействующие христиане пытались навязать этот обряд первым христианам из язычников (Деян.15:1; Гал.6:12). По этому поводу даже состоялся первый Иерусалимский собор (Деян.15:5-29). В дальнейшем исторические церкви оправдывали введенное ими крещение младенцев аналогией с ветхозаветным обрезанием. Однако, более убедительной считается точка зрения, что завет обрезания, заключенный с Авраамом, был заветом не религиозным, а национальным. Обряд обрезания сохранился, как известно, не только у евреев, но и у всех потомков Авраама по линии Измаила и других сыновей Авраама. Среди евреев обрезание является признаком того, что человек принадлежит к Израильскому народу, как этносу, а не признаком принадлежности к иудейской религии. Есть множество примеров, когда еврей (обрезанный) по вероисповеданию является не иудеем, а последователем другой религии или вообще атеистом. Апостол Павел говорит, что признаком истинного иудейства является не физическое обрезание, которое по плоти, а то обрезание, которое в сердце, по духу, то есть исполнение Синайского Завета (Рим.2:25-29; 1Кор.7:18-19). В современном иудаизме существует два обряда: обряд обрезания мальчиков, как знак принадлежности к еврейскому народу, и обряд “Бар-мицва” для мальчиков и “Бат-мицва” для девочек, как знак достижения ими религиозного совершеннолетия, в котором подростки берут на себя ответственность за исполнение всех заповедей Торы. Они, по сути, приобщаются к тому обещанию исполнять заповеди Синайского Завета, которое было дано Израильским народом у горы Синай. Если бы обряд обрезания делал человека участником Синайского Завета, то не было бы необходимости свершать обряд “Бар-мицва” (“Бат-мицва”). Необходимо отметить также, что заповедь обрезания не упоминается в том Завете, который был заключен Богом с Израильским народом на Синае.
Иван Васильевич Музычко — пастор, ведущий библейских семинаров. Кандидат технических наук. Проживает в Канаде.
Photo: Pixabay.
© 2020 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.