Христианская семья: планировать или нет?

Христианская семья: планировать или нет?

Введение

Вопрос деторождения и планирования семьи (англ. family planning) является немаловажным для христиан-славян. В христианской среде по поводу деторождения, методов контрацепции и допустимого количества детей в семье существуют самые разнообразные мнения. Среди славян существуют церкви и деноминации, в которых открыто поощряются многодетные семьи. В Германии, Австралии, США и Канаде среди эмигрантов-славян (баптистов и пятидесятников) из России, Украины и Белоруссии можно встретить семьи с 7-12 детьми (а то и больше).

Религиозный фактор, и это признают и светские специалисты, является одной из существенных причин, почему в христианских (и иных) сообществах веры (англ. faith communities) количественно больше детей, чем в нерелигиозных социумах [“Мир в семье”].

Некоторые священнослужители церквей, в которых многодетные семьи – это “неписаный закон” – берут на себя смелость (по собственной инициативе) посещать на дому и беседовать с семейными парами, у которых, скажем, в течение 1-2 лет после бракосочетания не родились дети, дабы выяснить причину. Соответственно, бездетность (по причине бесплодия), в таких общинах считается наиболее тяжелым бременем, а порой и Божьим наказанием.

В иных общинах о деторождении, как о вопросе деликатном, с кафедры говорят редко, вспоминая о нем только во время богослужений, связанных с благословением младенцев.

С одной стороны, можно сказать, что на понимание данного вопроса наложил свой отпечаток контекст, в котором формировались взгляды, устои и традиции христиан-славян (имеется в виду СССР). С другой стороны, следует отметить, что вопрос деторождения для некоторых славянских евангельских общин в эмиграции приобрел особую значимость ввиду того, что единственным источником существенного роста славянских церквей (не считая вялотекущей в наше время иммиграции) является именно рождение и крещение “детей верующих родителей” (такие же примерно обстоятельства существовали и в Советском Союзе). Соответственно, наличие многодетных семей обеспечивает церквям “светлое будущее”. Падение же рождаемости, скорее всего, чревато медленным исчезновением церквей славян-эмигрантов с карты стран Запада.

Противники многодетных семей часто связывают понятие “многодетная семья” с “неблагополучной семьей”, так как считают что большое количество детей непременно обозначает бедность и лишения. Однако, с этим согласны далеко не все: “С каких пор дети стали признаком семейного неблагополучия? На наш взгляд, наоборот, чем больше детей, тем благополучнее семья и тем она более развита духовно. Ведь не зря все религиозные деятели и служители (т.е. высокодуховные люди) заводят большое количество детей” [“Мир в семье”].

В данной публикации автор рассматривает три основных взгляда на вопрос деторождения и планирования семьи, преобладающие в церкви и обществе: (1) родители, считающие, что они имеют право планировать семью, (2) семьи, полагающие, что планирование семьи – прерогатива Бога, а не людей и (3) компромиссная позиция, при которой в планирование семьи вовлечены и Бог, и люди.

* * * * * * *

Обозначая преобладающие тенденции начала XXI века, с которыми столкнулись многие христиане, Е.Степанова подчеркивает: «В каком-то смысле мы сегодня живём в страшное время. Это время, когда забываются все правила благочестивой жизни, нарушаются все благочестивые обычаи. Во всем мире идет распад семьи. Человек начинает жить сам для себя, забывая о том, что он создан для того, чтобы жить для других, служить им» [Степанова].

Бог создал землю и всё что на ней. В книге Бытие написано: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (1:31). В.Немцев указывает: «Сегодня люди часто восхищаются природой, цветами, животными, но забывают, что человек – это высшая красота у Бога» [Немцев 701]. В книге “Святость жизни” подчеркивается: «Жизнь человека – величайшая тайна Творца» [“Святость жизни”]. Сам Творец, наш Бог, даёт жизнь каждому человеку. В Бытие 2:7 написано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

В.Никоненко пишет: «Жизнь – это величайший подарок от Бога, но, к сожалению, осознаём мы это тогда, когда мы его теряем» [Никоненко]. «Деторождение – это чудное проявление Божьего доверия и Божьей любви к людям, посредством которых Господь даёт мужу и жене частично почувствовать себя творцами и воспитателями. Но единственным истинным Жизнедателем является Бог, Который даёт жизнь детям через родителей» [Немцев 639].

Семья была предусмотрена Самим Творцом от начала создания мира как путь для развития человечества. Заметьте, что Бог основал для людей не государства, не политические партии или экономические системы, а семью» [Семенчук].

К сожалению, сегодня мы живём в такое время, когда на детей смотрят как на обузу. Многие молодые семейные пары вначале хотят “пожить для себя”, обустроить свой быт, построить карьеру, а затем думать о детях. Но только в старости они осознают, что все их усилия были напрасны потому, что даже некому наследовать всё то, что они собирали и копили всю жизнь. Иные задаются вопросом по поводу количества детей в семье. А.Коломийцев указывает: «Вопрос деторождения – один из тех, который вызывает много споров среди христиан в последнее время. Причина этого, в том, что Библия не представляет детального учения на эту тему» [Коломийцев].

I. Супруги планируют, сколько бы им хотелось иметь детей

Д.Дориани пишет, что сегодня менталитет расчета влияет на христиан больше, чем мы это признаем [Doriani 29]. Есть семьи, которые живут интимной жизнью, но сами решают, иметь ли им детей или нет. Вполне допустимо, что такие семьи решат вообще не иметь собственных детей (англ. child-free). Поэтому некоторые христиане, по всей видимости, склоняются к учению, что дети в семье являются необязательными. Некоторые семьи, которые считают, что дети – это бремя, потому что они мешают взрослым. Современные семьи хотят быть более свободными, не желают нести ответственность за детей.

Взгляд, при котором муж и жена решают, будут ли у них дети или нет, имеет как позитивные, так и негативные стороны.

За

Семьи, которые говорят, что они сами вправе решать будут ли у них дети или нет, придерживаются следующих доводов.

(1) Во-первых, Библия не содержит никаких конкретных указаний относительно количества детей в семье. Таким образом, пары могут свободно определять, сколько детей заводить. Они могли бы по праву иметь небольшую семью или бездетный брак для того, чтобы посвятить себя государственной службе или, скажем, особому служению на ниве Божьей [Doriani 26-30]: труду в христианских организациях, помощи бедным детям в сиротских домах и интернатах. Соответственно, аргументом таких пар может быть то, что дети могут им помешать в труде, так как (и это всем известно) воспитание ребенка занимает много времени и требует затраты сил.

(2) Во-вторых, некоторые выбирают бездетность (child-free), чтобы, как они говорят, построить более крепкие брачные отношения. Без детей, муж и жена смогут больше общаться друг с другом, больше времени проводить вместе [Doriani 30]. Когда в семье много детей, то у родителей порой не хватает времени, чтоб побыть вместе наедине потому, что они заняты детьми.

(3) В-третьих, некоторые женщины не хотят рожать детей, потому что подвержены влиянию феминизма (от лат. femina – “женщина”) и смотрят на детей как на бремя, а не как на благословение. Из-за влияния секуляризма в нашу постхристианскую эпоху такой взгляд становится довольно распространенным. В эгалитарных (от франц. egalite -“равенство”) браках, по мнению феминисток, муж и жена имеют равное право на самостоятельное развитие, получение образования и развитие карьеры. Они также утверждают (и здесь прослеживается влияние индивидуализма), что наличие или отсутствие детей – это вопрос выбора каждого человека. Муж – не обязательно отец, и жена – не обязательно мать. Основные брачные роли – просто роли жены и мужа. Брак, как полагают феминистки, автоматически не означает, что супруги – это обязательно потенциальные родители [Doriani 29].

(4) В-четвёртых, рождение детей связано с экономической составляющей, т.е. с немалыми расходами. Ведь, как правило, женщина за несколько месяцев до родов перестает работать, и обеспечение семьи ложится на плечи отца. Многие семьи боятся, что будут не в состоянии обеспечить малыша самым необходимым потому, что на обеспечение ребенка самыми необходимыми вещами необходимые немалые средства. Если говорить в общем, то чадо нужно прокормить, одеть, дать ему хорошее образование, которое, признаемся, стоит больших денег. Поэтому многие современные семьи решают, что сначала нужно самим крепко стать на ноги, обзавестись жильём, а затем уже думать о детях [Doriani 29].

Растущая урбанизация (лат. urbanus – “городской”) вносит свой вклад в снижение количества детей в семьях: По мнению экономиста И.Спиридонова, “по мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности” [Спиридонов].

Против

Рассматривая этот взгляд на деторождение, можно увидеть, что у “медали есть и иная сторона”.

(1) Во-первых, муж и жена, которые сосредоточены только на себе и решили, что они должны определять, будут ли у них дети или нет, отвергают действия Бога в рождении детей. Степанова пишет: «Семья, в которой муж и жена препятствуют рождению детей – это не семья, а какое-то блудное сожительство» [Степанова].

(2) Во-вторых, такие семьи надеются только на свои силы, возможности и образование. Они изначально отвергают фактор надежды на Бога, говоря, что Бог дал им свободу выбора, поэтому они вправе принимать решения сами, без Его вмешательства.

(3) В-третьих, многие пары, пользуясь теми или иными средствами контрацепции, порой не знают, какие от этого могут быть последствия. Некоторые контрацептивы на самом деле могут иметь абортивные действия [Kunhiyop 220].

(4) В-пятых, «многие молодые семьи не желают иметь детей, убегают от ответственности и готовы вместо детей заводить в доме животных (собак, кошек), отдавать им свою заботу и внимание, уходя от неизбежных трудностей, которые возникают при рождении и воспитании детей» [Немцев 646].

Выводы

Рассмотрев первый взгляд на планирование деторождения в семье, мы можем сделать краткий вывод. Многие консервативные верующие считают, что семьи, которые решили, что они сами будут регулировать количество детей в семье (вплоть до того, чтобы не иметь детей), скорее всего движимы эгоистичными побуждениями. Они думают лишь о своем собственном комфорте.

Менее консервативные христиане полагают, что количество детей в семье все-таки зависит от многих факторов: от обстоятельств, с которыми сталкивается семья, от контекста, в котором она проживает (город или сельская местность), а также от здоровья супругов. Выбор супругов здесь играет ключевую роль. Они полагают, что в вопросе деторождения возможен разумный компромисс – с одной стороны, воспитание детей, с другой стороны – гармоничное развитие отношений между супругами, включая такие факторы, как совместное времяпрепровождение, поездки, путешествия и др.

II. Отрицание планирования семьи: Бог, а не люди определяет количество детей

Многие славянские христианские семьи полностью отрицают возможность планирования семьи. Они говорят: “Сколько детей Бог пошлет, столько и будет”. Соответственно, такие супруги выступают против использования каких-либо методов контрацепции и предотвращения беременности. Они считают, что так, как их жизнь проходит под контролем Бога, планирование семьи – не человеческая, но Божья прерогатива. Каждая семья, – утверждают многие, – обязана прислушиваться к голосу Бога и рожать столько детей, сколько Господь определит для них.

Следует отметить, что традиционные мировые религии (иудаизм, христианство и ислам), проповедуют, что рождение человека на земле полностью сосредоточено в руках Бога, а родители – лишь проводники, инструменты воли Всевышнего. Соответственно, планировать семью — всё равно, что решать за Бога и брать на себя функцию Творца. Многодетные религиозные родители часто говорят, что родят столько детей, сколько Бог даст [Логинова 169].

В христианстве главным противником контроля над рождаемостью является Римско-католическая церковь [Feinberg & Feinberg 169]. Ватикан утверждает, что Бог противостоит контрацептивам, и в качестве доказательства этого приводит поступок Онана (Быт.38:8-10) [Kunhiyop 219]. Ссылаясь на Второзаконие 25:7-10, католики говорят, что в наказание за то, что Онан не хотел продолжить род брата, он был публично унижен, а за то, что он “излил семя” на землю, Бог его умертвил [Brom].

Мартин Лютер и другие приравнивали контроль над рождаемостью к содомии, утверждая: «Тех, кто не любит детей, можно назвать свиньями, пнями, бревнами, – они не достойны называться мужчинами или женщинами, ибо они презирают благословение Бога, Создателя и Устроителя браков» [Уоррен].

Православные христиане традиционно выступают против человеческого планирования семьи, выступая в пользу доверия этого вопроса Богу. В публикации “Многодетность и бездетность – дары Божьи” указано: «Супруги должны исполнять свой долг перед деторождением честно. А Господь даст, сколько Ему будет угодно и заберет, сколько захочет. В этом вопросе недопустимо никакое вмешательство супругов в дело Божье. Никакого планирования количества детей с помощью календаря, противозачаточных средств или других методов!» [“Многодетность и бездетность – дары Божьи”].

Жан Кальвин, один из выдающихся богословов протестантской реформации, называл планирование семьи убийством, говоря: «Умышленное излияние семени, помимо сношения между мужчиной и женщиной, – чудовищная вещь. Нарочно прервать сношение, чтобы семя упало на землю, – чудовищно вдвойне. Это равносильно лишению надежды рода и убийству отпрыска, на которого возлагаются надежды, до его рождения. Контроль рождаемости – это убийство будущих детей» [ Уоррен].

Многие католики, консервативные христиане-баптисты, а также христиане веры евангельской (пятидесятники) в бывшем СССР и эмиграции согласятся с подобной точкой зрения. Некоторые консервативные церкви славян в США даже развили учение о том, что деторождение – одна из форм служения Богу. То есть, существует служение проповедью, труд милосердия, а также служение зачатия и рождения детей. Соответственно, если верующий уклоняется от деторождения, то этим он небрежно относится к служению Создателю.

Уоррен пишет: “Для полноты смысла и счастья брака необходимы дети, на которых супруги могли бы сосредоточить свою любовь и свои заботу. Христианам не должно избегать иметь детей. В рождении детей нельзя видеть лишь физиологическую и житейскую тяготу» [Уоррен].

В вероучении братства Международного совета церквей ЕХБ многодетность считается правилом: «Как правило, христианская семья многодетна. Уклонение от деторождения – грех. Верные Господу супруги принимают детей из руки Божьей, по Его усмотрению (Пс.127:3-4; Ис.29:23)» [Белоус].

Публицист И.Колгарев развивает данный взгляд: “Нередко многодетные жены обвиняют своих мужей, что те не разрешают планировать семью. Но в данном случае перед нами простой пример ропота, ослабления в вере, вызванный усталостью… Когда те или иные семьи хотят оправдать свое нежелание иметь детей, то зачастую ссылаются на свою бедность, а рождение детей называют не иначе как желание «плодить нищету»” [Колгарев].

Противники планирования семьи подчеркивают, что многие современные супруги боятся ответственности и начинают искать различные непозволительные отговорки. В книге “Свет в христианском доме” утверждается: «Не только первый, но и пятнадцатый ребенок – дело творческих Божьих рук. Бог не доверил людям решать вопросы жизни и смерти. Этой областью Христос управляет Сам» [“Свет в христианском доме”].

В средние века существовал спор о том, является ли законным половой акт между мужчиной и женщиной, если единственной его целью было удовлетворение сексуального желания (во избежание прелюбодеяния). Многие во времена средневековья связывали контрацепцию с проституцией и половыми извращениями. Для тех, кто хотел планировать семью существовал лишь один “законный вариант” – воздержание от интимной близости. Участие в половом акте без намерения деторождения считалось проявлением греховной похоти [Feinberg 170].

За

Семьи, которые решили, что у них будет столько детей, сколько Бог даст, придерживаются нескольких доводов.

(1) Во-первых, они утверждают, что интимные отношения предназначены для воспроизводства детей. Дети являются важным плодом брака, а не случайным побочным эффектом [Doriani 31]. В Бытие 1:28 слова «плодитесь и размножайтесь» – это повеление, которое показывает цель и назначение сексуальности [Feinberg 173]; человек не имеет права вмешиваться в вопрос численности его собственной семьи. Только Бог решает, сколько детей будет в семье: «Он открывает и закрывает матку» у женщины, а человек должен принять Божье решение, не сопротивляясь [Doriani 32].

(2) Во-вторых, такие семьи ссылаются на Псалом 126:4-5: «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». В книге “Свет в христианском доме” приведена следующая мысль: «Стрелы – оружие воинов. Но прежде, чем наши сыновья станут защитниками дела Божьего и доставят родителям покой в старости, нужно «наполнить ими колчан» своей семьи, защитить их, и не только от посягательства мира» [“Свет в христианском доме”]. Семья, в которой много детей, подобна колчану, полному стрел разного размера; все они могут пригодиться в то или иное время. Дети с различными наклонностями и способностями могут быть по-разному полезны своей семье. Человек, обладающий многочисленным потомством, может смело говорить с врагами в воротах. Имея стольких помощников – таких ревностных, верных, молодых и энергичных – ему не нужно бояться в битве [Генри 569]. Поэтому некоторые христиане приходят к выводу, что, чем больше детей – тем лучше.

(3) В-третьих, в Притчах 17:6 говорится, что «венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их». Дети – это будущее родителей, помощь и забота в старости. Немцев пишет: «Не желать рождать детей – это не желать себе будущего» [Немцев 649].

(4) В-четвёртых, во Второзаконии 23:1 описывается, что евнухам (мужчинам без полового органа) не позволялся доступ в общество Господа в Израиле. Противники контроля над рождаемостью утверждают, что этот запрет показывает Божье недовольство, когда люди любыми средствами контролируют рождаемость [Feinberg 174].

(5) В-пятых, семьи, которые отрицают планирование в семье, утверждают, что дети – это благословение от Бога. С другой стороны, бесплодие – это проклятие. Соответственно, христианские пары должны избегать проклятия и искать благословения от Бога. Но супружеские пары, которые используют контроль над рождаемостью действуют так, как будто бездетность является благословением, а дети – проклятие [Doriani 31].

Против

Подобная точка зрения имеет и иную сторону.

(1) Во-первых, этот взгляд критикуют за то, что он не уважает права женщин. То есть, мужчина-то не рожает, а женщина после определённого количества родов болеет; нередки случаи смертности при родах. Получается, что желание мужчины иметь многодетную семью и “пополнять свой колчан стрелами” за счет женщины – это ни что иное, как проявление мужского эгоизма.

(2) Во-вторых, факт в том, что не все семьи одинаково воспринимают рождение всех детей. Когда супруги не может долгое время забеременеть, они усиленно молятся, просит, чтобы Бог послал им ребёнка. Но тут возникают вопросы, а молятся ли они так же усердно о пятом, седьмом, десятом ребёнке? Желанные ли у них последние дети или для них дети – бремя? [“Свет в христианском доме”].

Существуют плачевные примеры того, когда муж желает иметь большую семью, а жена – нет. В такой семье неизбежно возникнут проблемы (включая насилие мужа над женой). Известны случаи, когда жена-христианка принимает какие-то препараты (не сообщая об этом мужу), чтобы не забеременеть. В таких случаях очевидно, что у мужа и жены нет согласия в данном вопросе. Возможно, что на определение количества детей в семье влияет и фактор того, в каких семьях родились сами супруги – в многодетных, или же нет.

(3) В-третьих, очевидно, что, с медицинской точки зрения, после рождения ребёнка «женский организм должен иметь определённое время для восстановления» [Немцев 704]. Если игнорировать этот вопрос, то жизнь и здоровье женщины подвергаются неоправданному риску.

Выводы

В качестве заключения по этому поводу можно сказать следующее: пары, которые отрицают возможность человеческого контроля над планированием семьи, с одной стороны, снимают с себя всякую ответственность. С другой стороны, они игнорируют очевидный факт, что и мужчина, и женщина активно вовлечены в половые отношения и от них, во многом, зависит их периодичность.

Если говорить о суверенитете Бога в жизни христиан, можно заключить, что те, кто доверили свою жизнь в руки Бога, вверили Ему и вопрос деторождения. Они посчитали, что и этот аспект их жизни контролируется Богом. По их мнению, только Творец решает, сколько в каждую семью послать детей. Соответственно, если Бог посылает в семью много детей, Он и позаботится о том, чтобы у них было пропитание и хорошее воспитание.

III. Целостный взгляд: и Бог, и родители вовлечены в вопрос деторождения

Третий взгляд на вопрос планирования семьи можно считать компромиссным. Последователи этой точки зрения считают, что в семье важны как отношения супругов друг с другом, так и рождение детей. При этом допускается термин “планирование семьи”. Также допускается использование контрацептивов [Doriani 26].

После того, как Бог сотворил землю и всё, что на ней,«сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27). После того, когда Бог творил сушу и собрание вод, зелень, птиц, рыб и животных, Он оценил это как «хорошо». Но когда сотворил мужчину и женщину, Он сказал «хорошо весьма» [Уит и Учит 13]. «При многих «хорошо» только в одном случае сказано «не хорошо»: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника» (Быт.2:18). Бог немногословно учит тому, что… лучшего помощника для мужчины, чем жена, быть не может» [Там же].

Бог благословил первую семью. В ней родились дети. Однозначно, Библия выступает за деторождение (Быт.1:28; 9:1; Лев.26:9; Пс.126:3), и, соответственно, как дети Творца, христиане должны быть за деторождение [Doriani 27]. Каждая христианская семья должна желать, чтоб в их доме звучали детские голоса. Библия говорит, что дети – это благословение от Бога. Бог даёт семьям детей не в качестве наказания или бремени, но как благословение. Также Библия учит, что дети – это Божья награда: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3). Даже после грехопадения Бог не лишил человека этой награды.

Но в наше время, особенно у молодых супругов возникает вопрос: что говорит Библия о размере семьи? Должна ли семья иметь столько детей, сколько Господь дает, и не останавливаться, пока Сам Господь не “завяжет мешок”? Либо муж и жена могут планировать количество детей для своей семьи?

Библейское основание

В Бытие 1:28 написано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь». Фраза «плодитесь и размножайтесь» на первый взгляд кажется повелением, однако стих на самом деле больше является благословением, нежели повелением [Walton 134]. Не каждая фраза, которая имеет форму императива, фактически им является [Doriani 33]. Глагол «благословил» в Бытие 1:28 управляет целым предложением. Благословение – это то, что Бог делает, а не то, что Он требует от нас сделать [Walton 134]. Благословение, которое Он даёт – плодородие. Императив «плодитесь» означает «желаю вам быть плодородными».

Важно заметить, что параллельные места демонстрируют это же. Во-первых, Бытие 1:28 напоминает Божье благословение, которое Он произнёс на морских животных и птиц: «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях …» (Быт.1:22). Бог благословляет животных, не давая им повеления, потому что животные не могут сознательно подчиняться Богу. Так как глаголы в Бытие 1:22 и 1:28 идентичны, мы должны считать, что в Бытие 1:28 Бог благословил Адама и Еву, «дав им способность плодиться и размножаться» [Росс 24].

Во-вторых, «и благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» (Быт.24:60). У этого места Писания, также есть форма повеления. Но на самом деле это человеческое благословение и возможность обращения к Богу. Это означает: «Будьте плодородными; мы желаем вам благословения плодородия» [Doriani 33]. Исследование текста предполагает, что это было направлено, прежде всего, Адаму и Еве, а позже Ною и его сыновьям, а не к каждому из потомков. Не каждый способен выполнить это повеление, потому что не каждый способен воспроизводить. Бесплодные женщины и импотенты, например, не могут выполнить это повеление независимо от того, сколько бы они этого не хотели. Это говорит о том, что слова в Бытие 1:28 и 9:1 не могут быть приняты в качестве универсального повеления о потомстве. Это были особые повеления, переданные конкретным лицам [Kunhiyop 218].

Итак, слова «плодитесь и размножайтесь», сказанные Богом Адаму и Еве (Быт.1:28), а затем Ною и его сыновьям (Быт.9:1) – это больше благословение, нежели повеление. Это не означает, что сказанное Богом относится к каждому человеку. В действительности же, этот текст представляет собой общее повеление Божье об одной из целей сотворения человека, и абсолютно ничего не говорит о том, можно или нельзя планировать деторождение» [Коломийцев]. Но эти слова «включают в себя все аспекты жизни: социальные, экономические, духовные, а также обязанность давать жизнь» [Каррид 89].

После того, как мы исследовали текст Священного Писания, который вызывает разные мнения, приведем аргументы в пользу того, что семьи могут содержать определенное среднее количество детей и что при этом допускается использование средств для предохранения.

Аргументация

(1) Первый важный вопрос, который мы должны задать состоит в следующем: есть ли у человека свобода для принятия решений? С самого начала, когда Бог сотворил человека, Он дал ему право выбора (Быт.2:16-17). И потоп, и пленения, и сокрушительные эпидемии, сменялись милостью Бога, и когда исполнилась полнота времени, Бог послал в мир Сына Своего единородного. Уже несколько тысяч лет Бог формирует в человеке такой уровень подобия, восстанавливая по сути образ Свой в человеке. Также, Бог ожидает, чтобы человек принимал решения в согласии с Его волей и в согласии со своей совестью [Сипко].

(2) Во-вторых, «семья должна желать детей» [Немцев 701] (Быт.1:28; Пс.126:3-5; 1Тим.5:14; Еф.6:4) и просить об этом Бога. «Брак служит не для того, чтобы просто увеличить население планеты, а для того, чтобы умножить число последователей Иисуса» [Пайпер 136]. Каждый ребёнок должен быть окружён вниманием, заботой и любовью со стороны родителей. Если в семье есть “слишком много” детей, то вряд ли родители смогут оказать им должное внимание, в котором они нуждаются. В больших семьях чаще всего внимание младшим детям оказывают не родители, а старшие дети, бабушки и дедушки, школа и т.д.

И.Колгарев пишет: «Христианская семья – это не просто союз мужчины и женщины, это и школа, которая готовит духовных детей для Вселенской церкви. Рождение детей в христианской семье – это увеличение Божьего народа во плоти, с последующим приобщением их к народу Божьему в Духе» [Колгарев]. Отец и мать должны показать на личном примере своим детям любовь и ласку. Они должны быть теми, кто первый покажет Христа своим детям.

(3) В-третьих, отец и мать должны позаботиться о будущем своих детей. «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2Кор.12:14). Бог повелевает, чтобы человек разумно подходил к решению различных вопросов (Пр.16:20; Лук.14:28-30). Дети, которые выросли в многодетной семье, часто выходят во взрослую жизнь с приданым, которое хочется спрятать от других глаз. Зачастую приобретая разные комплексы, страхи, привычки, рано становясь взрослыми, эти дети теряют радость детства и долго хранят боль и обиды от недостатка внимания и бытовой неустроенности.

Порой, родители не представляют себе, а что же будет потом, когда дети вырастут, начнут получать образование, жениться и выходить замуж. Дать полноценное образование, помочь материально в становлении семьи, дать хоть какое-то приданое может очень небольшое количество семей. Все остальные отпускают детей “в вольное плавание” по жизни. И когда появляются внуки, то у родителей уже не хватает эмоциональных сил, ни здоровья быть хорошими бабушками и дедушками [Петров].

Супруги, которые не желают иметь детей, являются эгоистами и, в свою очередь, не готовы делиться с детьми всем тем, чем их благословил Бог, тем, что они собрали для себя. Но Сам Иисус Христос сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35). А родителям, имея двух – трёх детей, по крайней мере, легче обеспечить их всем необходимым и постараться, чтобы их ребёнок чувствовал себя комфортно, нежели, когда в семье 7-8 детей.

(4) В-четвёртых, Бог желает, чтобы каждая семья во всём искала волю Божью. «Каждый день мы что-то планируем – дела, встречи, время молитвы, время прихода в Церковь. Не всем нашим планам суждено сбыться – на это есть воля Бога. В то же время разумное планирование вносит определенную упорядоченность в нашу жизнь. А христианам известно, что причина порядка – Бог. Хаос, неопределённость, а, следовательно, неуверенность – планы дьявола» [Масленникова].

Вся жизнь человека зависит от Бога, и человек, доверивший свою жизнь Христу, во всех своих делах должен искать воли Его. Муж и жена, подходя к вопросу рождения ребёнка, должны в молитве просить у Бога, чтобы Он ответил им так, как Ему угодно и, независимо от того, как Христос ответит, принимать это с благодарностью. Но если у семьи есть какие-то причины на то, чтобы жена не забеременела на данный момент, нужно также просить мудрости и помощи у Бога в использовании тех или иных методов предохранения. Также, можно поинтересоваться у врачей (желательно врачей-христиан) по поводу применения различных контрацептических препаратов.

Если произошло незапланированное мужем и женой зачатие, то, значит, Бог всё знал наперёд и Сам это допустил. Супругам ни в коем случае не стоит расстраиваться и пытаться избавиться от зародыша, но наоборот, поблагодарить Творца за то, что Он никогда не ошибается.

Пастор А.Коломийцев подчеркивает: “По поводу конкретных мер применяемых для этой цели [предотвращение беременности] очень важно отметить, что речь может идти только о предупреждении, а не о прерывании беременности. Намеренное прерывание беременности (аборт или любые средства абортирующего действия, разрушающие уже соединившиеся клетки), в какой бы форме оно не выражалось, Библия рассматривает как убийство” [Коломийцев].

(5) В-пятых, противники планирования беременности часто цитируют Бытие 1:28 где сказано: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» как основание для своей позиции. В действительности же, этот текст представляет собой общее повеление Божье об одной из целей сотворения человека, и абсолютно ничего не говорит о том, можно или нельзя планировать деторождение.

(6) В-шестых, у многодетной матери, рождающей ежегодно, чаще всего бывают проблемы со здоровьем. Истощение ресурсов организма приводит к недостатку витаминов и минералов, разрушению зубов и выпадению волос. Также часты боли из-за смещения позвонков в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, который испытывал колоссальные нагрузки во время беременности, нередки проблемы с почками и т.д.

Существует мнение, что этих болезненных состояний не избежать ни одной матери, которая не позволяет своему организму восстановиться между беременностями [Логинова]. «Мужья должны с пониманием относиться к своим жёнам, а жёны должны быть искренними с мужьями» [Немцев 704]. Супруги должны общаться друг с другом. Они должны вместе решать вопросы, касающиеся количества детей в их семье. «Некоторые мужья относятся к жёнам не как к немощнейшим сосудам, а как к “детородной машине с вечным двигателем”, не учитывая силы и особенности женского организма» [Там же]. В 1 Петра написано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (3:7).

(7) В-седьмых, христианами часто цитируется отрывок из 126 Псалма, в котором идет рассуждение о семейном благословении. Здесь приводится сравнение: сыновья подобны стрелам в колчане человека, когда он говорит с врагами в воротах. Заметим, что благословение в данном тексте относится к взрослым сыновьям, получившим должное воспитание и готовым к битве. Это результат труда родителей в течение нескольких десятилетий. Если у человека много сыновей, которые не получили хорошего воспитания, “колчан его полон”, но полон горечи – погнутых и сломанных стрел [Уилсон]. Лоусон пишет: «Дети бесценны для своих родителей в битве против врага Божьего Царства, сатаны. Дети – это непобедимые орудия для стрельбы по миру с целью расширения Божьего Царства» [Лоусон 311].

Но в чём заключается истинное благословение? В 126 Псалме говорится о том, что награда для человека от Бога – это «плод чрева», но, ни в коем случае, – что Бог благословил того, у кого «колчан полный стрел». Текст не говорит о том, что никто не может планировать или принимать во внимание здоровье матери, либо предостережения врачей и т.д., но он гласит, что дети – это благословение и награда. Библия учит, что дети могут быть как благословением, так и большим огорчением для своих родителей. Следовательно, многодетность несёт либо большое благословение, либо большое огорчение [Уилсон]. В Притчах написано: «Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей» (17:25).

Сегодня наблюдать многие семьи, которые «наполнили свой колчан стрелами» (родили много детей), а их дети не ходят с Богом. Можно считать детей благословением, и в то же время планировать их разумное количество в семье. Еда и сон – тоже подарки, и все же человек ограничивает пользование ими [Doriani 32]. Так почему же человек не может планировать свою семью?

(8) В-восьмых, Бог требует, чтобы родители заботились о своих семьях, которые могут потребовать планирование и ограничение семьи: В 1 Тимофею написано: «Если же кто о своих и особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (5:8). Глагол «печётся» в греческом оригинале значит «планировать заранее» [Мак-Артур 215]. Также, греческое слово “idios” означает «близкие родственники» и “oikeios” – «домашние». Здесь имеются в виду члены семьи, непосредственный круг семьи. Можно предположить, что в этот список входят и дети. У детей есть много потребностей, и каждый родитель должен рассмотреть свои возможности для их удовлетворения [Роджерс и Роджерс 764].

Экономический фактор хоть и не является решающим, все-таки влияет на жизнь современной семьи. Бытовые неурядицы слишком часто вмешиваются в нормальную жизнь семей в бывшем СССР, принося многочисленные проблемы и неудобства.

Онлайн ресурс “Мир в семье” приводит следующий аргумент: “Проблема, присущая многодетным семьям – это жилищная обеспеченность. Если в семье один-два ребёнка, то двух-трёх комнатной квартиры вполне достаточно. А если детей несколько? И у каждого из них должен быть свой уголок. У маленьких – для игр, а у школьников – для занятий. Если нет своих мест, дети могут ссориться по поводу того, кому и где играть и семейные конфликты между ними могут вспыхивать достаточно часто. Если же за каждым ребёнком “закреплено” определённое место, то, в такой ситуации, сориентироваться уже проще” [“Мир в семье”].

Родители, прося мудрости у Бога, должны подходить здраво к вопросу о количестве детей. Нужно, чтобы отец и мать обращали внимание на то, позволяет ли их финансовое состояние им обеспечить самым необходимым каждого ребёнка в семье. Смогут ли они уделить достаточно времени каждому из детей? Ведь каждый ребенок – это личность. Дети рождаются не для количества. Каждый из них – уникальное Божье творение, для жизни которого Господь имеет определенный план. Дети чувствуют, когда родители уделяют больше одному ребёнку, а другому – нет. Тогда у детей появляются обиды, огорчение на родителей, которые влияют на их психологическое состояние в течение всей жизни. “Недолюбленный ребенок” страдает комплексом неполноценности и во взрослом возрасте. Он будет согласен сделать все для другого человека, лишь бы получить небольшую порцию любви и внимания.

Некоторые родители думают, что воспитанием их детей должны заниматься дедушки и бабушки, либо старшие братья и сёстры, так как они должны обеспечивать семью и им приходится уезжать на заработки. Другие думают, что воспитанием должна заниматься воскресная школа, церковь или Сам Бог. «Хорошо сказал на эту тему один психолог: «Муж попользовался телом жены, а за последствия должен Бог отвечать» [Петров 179]. Это неправильно. Бог повелевает, чтобы воспитанием детей занимались родители. Иначе, если родители не пекутся о своих детях, то они навлекают на себя нехорошие последствия – быть причисленными к «неверным».

(9) В-девятых, что касается контрацепции и методов предохранения, которые препятствуют образованию зародыша в утробе матери, нигде в Писании мы не находим, что запрета супругам ограничивать число своих детей или планировать деторождение. Могут быть различные обстоятельства (например, когда есть угроза передачи генетической болезни) контроль над рождаемостью нравственно допустим. Это не даёт право человеку говорить, что семьи не могут планировать количество детей в своей семье. Возможно, если бы Бог считал, что человек не должен заниматься планированием деторождения в своей семье, Он бы хоть что-то об этом сказал в Своём Слове.

(10) В-десятых, некоторые люди, ссылаясь на Бытие 38:7-10 говорят, что Бог выступает против всяких методов контрацепции. Они утверждают, что Бог умертвил Онана за то, что воспользовался одним из методов предохранения (излил семя на землю). Заметим, что суд Божий не был на Онане из-за того, что он практиковал мастурбацию, или так называемый прерванный половой акт, а из-за его отказа довести до конца половой акт с Фамарью [Morris 550]. Онан нарушил так называемый «закон левирата» (levir (лат.) – деверь, брат мужа) (восстановление семени брату). На основании этого текста Писания нельзя сделать вывод, что Бог против, чтобы человек планировал свою семью, используя различные методы предохранения.

(11) В-одиннадцатых, некоторые люди (особенно этот взгляд был распространен в советское время) считают, что «секс – это уступка человеческой слабости, поэтому Господь его и терпит; в браке он дозволен, поскольку надо как-то продолжать род человеческий, другого способа не дано, поэтому надо с этим мириться» [Уикли и Уизли 49].

Мак-Артур пишет: «Бог считает все браки священными, и половые отношения между мужем и женой Он считает не только священными, но и правильными, и даже обязательными… Мужья и жены имеют обязанность удовлетворять друг друга… Муж в этом отношении имеет не больше прав, чем жена» [Мак-Артур 185].

Секс в браке так же чист и свят, как и молитва, или проповедь, или чтение Библии [Smith 6]. В Библии есть стихи, где говорится, что отношения между мужем и женой созданы не только для продолжения рода, но и для наслаждения (Прит.5:18-19), «а в центре внимания книги Песнь Песней – физическое влечение и наслаждение брачной любовью» [Мак-Артур 29].

На основании Притчей 5:18-19 и  1 Коринфянам 7:2-5 можно сделать вывод: Бог не говорит, что интимная связь между мужем и женой не служит лишь для оплодотворения. Можно предположить, что муж и жена могут планировать рождение детей, используя какие-то методы предохранения. Либо как могут супруги наслаждаться друг другом, когда у них всегда есть боязнь, что жена может забеременеть?

И, наконец, христианская семья во всём должна быть хорошим примером для окружающих людей, потому что Писание говорит: «…горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7). С одной стороны, родители несут ответственность за своих детей – они должны поднять детей «на ноги», обучить, любить, молиться за них. Тем не менее, следует учитывать, что  дети, достигнув совершеннолетия, будут принимать свои собственные решения, порой неправильные, независимо от того, чему их учили родители. Многие отцы и матеря сегодня переживают о том, что не смогут поднять «на ноги» своих детей. Хоть материальное обеспечение семьи – важный вопрос, это еще не все. Нужно просить у Бога мудрости в принятии решений и в плане финансов, и в других сферах жизни.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что, с одной стороны, никто не в праве навязывать той или иной семье, что ей делать и как планировать (или не планировать) свою семью. Независимо от того, какие аргументы мы представим, в христианской среде будут существовать и большие семьи, и средние, и малые (даже просто ввиду существования разных деноминаций, течений, национальных, местных традиций а также уровня образования членов славянских местных общин).

Противники планирования семьи вряд ли откажутся от своего аргумента, суть которого состоит в том, что Бог управляет всеми процессами во Вселенной, в том числе и жизнью каждой семьи. Соответственно, Он и решает сколько детей кому рождать. Роль супругов, в таком случае – чисто техническая. Они – инструменты в руках Бога.

Те, кто поддерживает планирование семьи, продолжат утверждать, что людям дана свобода выбора (даже если учитывать библейские рамки) и, так как половые отношения предназначены не только для деторождения, но и для укрепления отношений между супругами, то планирование в христианских семьях очень даже возможно. Такие семьи учитывают экономические и иные причины при решении вопроса о количестве детей. Более того, нужно отметить, что в семьях христиан с 1-2 детьми (даже отрицающих факт планирования семьи), планирование фактически имеет место быть, так как женщина, в среднем, способна произвести на свет больше 1-2 детей.

Дети – это однозначно благословение от Господа. Об этом сообщает нам Библия. Это так и по жизни. Многие из тех, кто считал детей обузой, с их рождением и последующим ростом, признают, что “без этих малышей жизнь была бы серой и скучной”.

Родители-христиане не должны быть эгоистами. Жизнь только для себя не приносит удовольствие. Становление родителями – естественный и ожидаемый этап в жизни супругов, которые любят друг друга, а дети – естественный плод крепкой любви. Рождение и воспитание детей – не обуза, но часть обязанностей взрослых людей. Конечно, в воспитании детей будут трудности, но радость от достижения вашим ребенком новых высот превзойдет любое воспоминание о проблемах.

Скорее всего, в данных вопросах необходим разумный, сбалансированный и взвешенный подход. Также, необходимы диалог и обсуждение данных вопросов в славянском христианском сообществе, где довольно часто многое подразумевается и замалчивается по культурным или иным соображениям. В брачном консультировании данный вопрос нужно затрагивать для того, чтобы указать молодым парам, что ожидает их в будущем и с какими вопросами они могут столкнуться.

Библиография

Brom, Robert H. “Birth Control”. Catholic Answers to Explain & Defend the Faith. http://www.catholic.com/tracts/birth-control (10 Apr. 2015).

Cross, Frank L., and Elizabeth A. Livingstone. “Contraception, Procreation, and Abortion, Ethics of”. In The Oxford Dictionary of the Christian Church. New York: Oxford University Press, 2005.

Doriani, Daniel, “Birth Dearth or Bring on the Babies? Biblical Perspectives on Family Planning”. Ed. David Powlison. The Journal of Biblical Counseling. Vol. 12, no. 1, Fall, 1993.

Feinberg, John S., and Paul D. Feinberg. Ethics for a Brave New World. Wheaton, IL: Crossway, 1993.

Gisanti, M. “Book Reviews”. In the Master’s Seminary Journal 13, no. 2 (2002), 297-298.

Hamilton, V. The Book of Genesis, Chapters 18–50. The New International Commentary on the Old Testament. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1995.

Holladay, W. A Concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1971.

Kunhiyop, Samuel Waje, African Christian Ethics. Grand Rapids, MI: Hippo Books, 2008.

Morris, Henry M. The Genesis Record: A Scientific and Devotional Commentary on the Book of Beginnings. Grand Rapids, MI: Baker, 1976.

Ross, Allen P. Creation and Blessing: A Guide to the Study and Exposition of Genesis. Grand Rapids, MI: Baker, 1998.

Smith, Bob. “Biblical Principles of Sex”. In The Journal of Pastoral Practice. 7, no. 2 (1984): 4-25.

Stanford, Joseph B., and Walter L. Larimore. “Birth Control”. Editors, Erwin Fahlbusch and Geoffrey William Bromiley. The Encyclopedia of Christianity. Grand Rapids, MI: Leiden, Netherlands: Eerdmans; Brill, 1999–2003.

Walton, John H. “Genesis”. The NIV Application Commentary. Grand Rapids, MI: Zondervan, 2001.

Wenham, Gordon J. “Genesis 16–50.” Vol. 2. Word Biblical Commentary. Dallas, TX: Word, 1998.

Н.а. “Мир в семье: секреты семейного счастья.” http://mirvsemye.ru/brak/mnogodetnaya-semya-ee-osnovnye-problemy.php (4 фев. 2016).

Н. а. «Молдова в цифрах». Статистический справочник. Ред. Л. Споялэ. Кишинев, 2014.

Н. а. «Многодетность и бездетность – дары Божьи». Преображение. http://pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Semya/mnogodetnost_i_bezdetnost_dary_Bozhi.html, (15 дек. 2014).

Н. а. «Свет в христианском доме». Альманах для родителей, Брак и семья. http://www.nbchurch.ru/library/marriage-and-family/almanah-dla-roditelej (14 дек. 2014).

Н. а. «Святость жизни». Ирпень: ИБС, 2014.

Н. а. «Семья». Жемчужины мысли. http://www.inpearls.ru/pearls/tag/id/70/value/semya (11 мая 2015).

Баркли, У. Толкование 1 послания к Коринфянам. Scottdale, РА: ВСБ, 1982.

Белоус, Д. «Вероучение Братства МСЦ ЕХБ». Slavic Baptists. http://slavicbaptists.com/2012/02/10/confessionmsc/ (10 фев. 2015).

Ван Пелт, Ненси. Мы только начинаем, Перевод М. Кузнецовой. Заокский: «Источник жизни», 1997.

Генри, М. «Иакова – 2 Коринфянам». Том 5. Толкование книг Нового Завета. Gouda, Hol.: DRTS, 2007.

Генри, М. «Псалмы – Песни Песней Соломоновых». Толкование книг Ветхого Завета. Gouda, Hol.: DRTS, 2007.

Каррид, Дж. Бытие. Том 1. Пер. с англ. Минск: УП «Минская фабрика цветной печати», 2005.

Кипли, Джон и Шейла. Искусство естественного планирования семьи. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

Колгарёв, И. «Дар Божий – дети наши». Русский баптистъ. http://rusbaptist.stunda.org/deti.html (10 дек. 2014).

Коломийцев, А. «Является ли грехом планирование деторождения?» Слово Благодати. http://bogoblog.ru/vo/yavlyaetsya-li-grehom-planirovanie-detorozhdeniya (11 апр. 2015).

Кристенсон, Ларри. Христианская семья. Пер. с англ., Chicago, IL: SGP, 1991.

Кулик, С. Л., и С. И. Щеперко. «Основы планирования семьи и репродуктивного здоровья. Взгляд акушера-гинеколога». http://omgc.brest.by/read2.htm (15 апр. 2015).

Лисец, А. За жизнь. Ред. Л. Максименко. Киев: Фонд «За гiднiсть людини», 1994.

Логинова, Ю. «Отсутствие планирования». Подготовка к беременности. http://detka-konfetka.ru/articles/planing/zhenskoe_i_muzhskoe_zdorovie/6290.html (15 янв. 2015).

Лоусон, С. «Псалтырь». Экспозиционный комментарий. Часть II. С.-Пб.: «Библия для всех», 2010.

Мак-Артур, Дж.. «1 Петра». Толкование книг Нового Завета. Ред. Г. Болдыревская. Пер. с англ. Минск: СЕО, 2005.

Мак-Артур, Дж.. «1 Послание к Коринфянам». Толкование книг Нового Завета. Ред. С. Омельченко. Пер. с англ. Минск: СЕО, 2005.

Мак-Артур, Дж.. «1 Послание к Тимофею». Толкование книг Нового Завета. Ред. В. Зелинская. Пер. с англ. Минск: СЕО, 2002.

Мак-Артур, Дж. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура. Минск: СЕО, 2004.

Макдональд, У. Библейские комментарии для христиан. Новый Завет. Bielefeld: CLV, 2000.

Масленникова, Г. «Естественное планирование семьи в жизни верующих». Библиотека Гумер – современная Церковь. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Life_church/plan_family.php (10 янв. 2015).

Монро, М. Цель и сила любви и брака. Пер. с англ. С.-Пб.: «Христианская Миссия», 2010.

Немцев, В. Союз любви. Второе изд. Минск: «Церковь Пробуждения», 2004.

Никоненко, В. «Статьи на тему семьи и брака». Ирпень: ИБС, 2014.

Нюстрем, Э. Библейский энциклопедический словарь. Пер. со швед. Торонто: МХМ, 1989.

Пайпер, Дж. Этот преходящий брак. Пер. с англ. Чернигов: «In Lumine Media», 2011.

Петров, М. «Многодетная семья. Взгляд изнутри». Пасторские записки. http://pastor-mihail.livejournal.com/18449.html (15 сент. 2009).

Плох, В. Брак для Божьей славы. Пер. с нем. Русское издание, 2008.

Рётцер, И. Естественное регулирование зачатия. Совместный путь. Пер. с нем. Hansmann: Paderborn-Elsen, 1996.

Робертс, Вэс и Норман Райт Х. Прежде чем ты скажешь «Да». Заокский: «Источник жизни», 1997.

Роджерс, К. Л.-младший и К. Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. Ред. Ю.Цыганков. Пер. с англ. Санкт-Петербург: «Библия для всех», 2001.

Росс, А. «Бытие – Руфь». Толкование Ветхозаветных книг. Ред. П.Харчлаа. Пер. с англ. Ашфорд: СМИ, 1992.

Семенчук, А. «Библейское понятие о браке». http://audioteka.org/project/2010-12-24-20-58-35.html (24 дек. 2015).

Сикари, А. О браке. Перевод Л. Харитонова. Милан – М.: «Христианская Россия», 1993.

Сипко, Ю. «А будут ли дети?» Российский Союз ЕХБ. http://baptist.org.ru/read/article/94208 (20 апр. 2015).

Спиридонов, И. Мировая экономика, 2006. http://economylit.online/ekonomika-stran_725/vliyanie-urbanizatsii-demograficheskie-22677.html (4 фев. 2016).

Степанова, Е. «Епископ Пантелеймон о семье и браке», часть 1. Православие. http://www.pravoslavie.ru/smi/57899.htm (5 дек. 2015).

Уилки, Джек и Барбара. Чудо секса. Черкассы: “Смирна”, 2004.

Уилсон, Д. «Преобразование брака». Церковь ЕХБ «Благовещение». http://www.nbchurch.ru/library/marriage-and-family/preobrazovanie-braka (21 апр. 2015).

Уит, Эд и Гей Уит. Предназначено для отрады. С.-Пб.: «Мирт», 1999.

Уоррен, Т. «Контрацепция – по библейски ли это?» Глазная мазь. http://www.glaznayamaz.org/kontracepciya-%E2%80%93-po-biblejski-li-eto/ (28 мар. 2015).

Материал публикуется с разрешения автора.

© 2016 А.Ткачук и “Христианский мегаполис”. 

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей и возможную переписку между авторами материалов и читателями.

При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.