Факторы роста церквей в Москве
Евангельская церковь России сокращается. Союз евангельских христиан-баптистов в стране вырос во время перестройки, но через пятнадцать лет вернулся к старым цифрам. Кто-то призывает смириться с этим. Мол, в последнее время и спасаются последние грешники, людям ничего не нужно, а церквям не дают благовествовать открыто. А кто-то активен в благовестии, но оно не ведет к обращению людей.
Интересно, что во многих частях мира церковь растет. Известный эксперт в области основания и роста церквей Д.Макгавран писал: «Христиане, занятые своими домашними проблемами и внутренними делами деноминаций, часто не замечают мощного роста церкви, который Бог осуществляет на всех континентах». Это ободряет. К тому же растущие церкви есть и в России. Напрашивается вопрос: можно ли использовать мировой опыт и применить опыт церквей, которые растут к нерастущим? Эти вопросы побудили автора статьи провести исследование. Оно легло в основу дипломной работы на тему: «Факторы роста церквей ЕХБ в Москве в 2012–2022 гг.» в Московской богословской семинарии.
Литературы по росту церквей на русском языке достаточно. Мы выделили из разных источников факторы, за счет которых растут церкви по всему миру. Для удобства объединили их по разделам: духовные, коммуникационные, социальные, организационные, культурные и ситуационные.
Затем мы отобрали церкви, которые росли в течение десяти лет. За это время можно увидеть стабильный рост, а факторы останутся актуальными в последующие годы. Необходимой статистикой поделились старшие пресвитеры Московского объединения церквей ЕХБ. За десять лет в МОЦ входили пятьдесят четыре церкви, из них семь можно назвать стабильно растущими (причем, за счет обращения неверующих). Некоторые из этих семи мы объединили с дочерними церквями.
Дальше мы проанализировали, «работают» ли вышеназванные факторы в церквях, которые растут. Для этого мы составили анкету с вопросами, которые сформулировали на основании факторов роста. Пасторам предложили ответить на вопросы. Отозвались семь пасторов растущих и семи нерастущих церквей. Ответы служителей мы свели в таблицу и проанализировали по каждому фактору. Старались быть максимально объективными. Среди факторов были такие, по которым нет четкого различия. Так, обе группы консервативны по отношению к Библии. И там, и там свидетельствуют о Божьем водительстве и действии. И те, и другие активно служат в социальной сфере (в этом факторе церквям сложно «конкурировать» с социальными службами столицы). В обоих группах есть сильные лидеры, которые умеют наделять полномочиями. Как растущие, так и нерастущие церкви понимают, что здание должно быть «на вырост», чтобы в него могли поместиться все желающие. И там, и там большая доля членов церкви – семейные люди и многодетные семьи.
Однако, больше оказалось факторов, по которым растущие церкви сильно отличаются. Так, их пресвитеры считают ответственными за рост (или отсутствие роста) самих себя. Пасторы же нерастущих общин возлагают ответственность больше на внешние факторы (влияние мира, трудности, последнее время) и членов церкви (которые решили перейти или переехать в другое место).
В группе духовных факторов мы обнаружили, что растут церкви, в которых изучают книги о росте общин, а уменьшаются – где делают акцент на литературу об освящении и отделении от мира. Так, среди первых общин самыми популярными авторами оказались Кристиан Шварц и Марк Девер, а среди вторых – Иван Каргель. Также мы выявили, что растут церкви, в которых члены живут наполненной, радостной духовной жизнью, а богослужение является ярким и вдохновляющим событием. Такие качества встречаются чаще в более современных и молодых общинах.
Для роста первой церкви недостаточно было чисто духовных факторов. Это справедливо и для роста современных общин. Анализ коммуникационных факторов показал, что растут церкви, в которых рядовые члены благовествуют неформально и естественно в повседневной жизни. При этом, нерастущие церкви организовывают больше мероприятий, тратят больше денег и сил на благовестие, но достигают куда меньших результатов. Среди членов современных растущих церквей принято проводить время друг с другом вне стен собрания (средний балл по пятибальной шкале здесь составил 4 у растущих и 2,7 у нерастущих общин). Они значительно более открыты к другим церквям и деноминациям.
В разделе организационных факторов отметим следующее. Растут церкви, которые имеют более конкретные и измеримые цели. Такие цели непременно включают в себя достижение неверующих людей. Растут общины, где рядовые члены служат согласно духовным дарам. Такие общины имеют более гибкую структуру, а руководство осуществляется скорее командой, чем одним лидером. В самых быстрорастущих церквях продумана система ученичества, направленная на достижение людей и поэтапный рост. В растущих церквях также больший процент членов церкви и прихожан вовлечен в малые группы, где есть доверительное общение и поддержка. Так, в растущих церквях на одну группу в среднем приходится двадцать один человек, а в нерастущих – тридцать два.
В культурных факторах тоже есть отличия. Растут церкви, которые учитывают в служении культурные особенности мегаполиса. Некоторые из них даже используют исследования местности, людей и культуры. Растущие общины делают богослужение понятным и близким для молодежи – наиболее открытой Евангелию категории (в обеих группах церквей крещение принимали чаще молодые люди). Растут общины, где в собрании звучит менее разнообразная, но более современная музыка. Группа прославления, вероятно, – единственная форма музыкального служения, которая присутствует во всех растущих церквях. Еще одна черта церквей, которые растут: призыв к личному влиянию на общество каждого члена.
Последняя группа – ситуационные факторы. Растущие церкви вольно или невольно направляют служение на ищущих людей: молодежь, глухих или приезжих в быстрорастущем регионе. Служители таких общин больше замечают интересующихся неверующих, а пасторы нерастущих – безразличных. Самые быстрорастущие церкви не спешат приобретать свое здание, которое вскоре может оказаться слишком тесным и остановить рост.
Подведем итог. Все выявленные факторы действительно сопутствуют растущим церквям столицы. Не растут общины, где значительное число факторов не присутствует или присутствует минимально. В процессе роста значение имеют не только духовные факторы, посвященность служителей, благовестие. Для здорового развития необходима совокупность дополняющих друг друга аспектов, которые относятся к разным сферам жизни.
Как оказалось, в Москве для роста церквям не хватает именно факторов «человеческих», культурных, организационных. Важно отношение самого пастора к проблеме роста. Готов ли он взять на себя ответственность за уменьшение численности своей общины, хочет ли изучать, как она может расти? Готов ли служитель сделать цели общины достижимыми, пересмотреть структуру церкви, способствовать увеличению малых групп, разработать эффективную систему ученичества?
В сегодняшнем постмодернистском мире (как и следовало ожидать) неверующие идут в церкви, которые ждут их, готовы строить отношения, где отношения среди верующих – дружеские, а с Богом – пламенные. Люди хотят, чтобы их понимали, желают говорить на понятном языке, видеть добрый пример в повседневной жизни и проводить вместе время.
Полученные выводы и результаты исследования могут использоваться для роста церквей в городах России и за ее пределами.
Евгений Сазонов – выпускник Московской богословской семинарии ЕХБ.
Фото: Pixabay.
© 2024 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.