Эпоха постправды (II)
Церковь и COVID-19
«Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Ис.8:12-13). «Не ваше дело знать времена и сроки» (Деян.1:7).
Вынужденная остановка, вызванная COVID-19, заставила верующих посмотреть на себя как бы со стороны: какова наша вера на самом деле. [1] Многие христианские исследователи рассматривают церковь как некий социальный институт, находящийся на особом, привилегированном положении. За последние тридцать лет мы достаточно хорошо освоились в обществе. Сегодня многие церковные институции сосредоточены на решении своих внутренних проблем. В определенном смысле, это нормально, ведь многие процессы стали сложнее. Чем больше развита структура, тем больше сил уходит на обеспечение её жизнедеятельности. Однако, из-за этого сильно ослаб миссионерский вектор церкви. Ведь для тех, кто не знает Христа как Господа и Спасителя, болезнь должна послужить напоминанием о том, что жизнь на земле хрупка и может оборваться в любой момент. Какими бы ужасными ни были фейковые пандемии, ад будет намного хуже.
Размышляя о будущем, М.Черенков обращает внимание на важность христианской преемственности: «Старшие поколения церкви – это огромный духовный, социальный и культурный капитал, незаменимый онлайн-ресурсами. В интернете есть не все, только новое. Если мы хотим знать историю и учиться у нее, стоит спросить пока еще живых ее свидетелей <…> Нужно сочетать мудрость старших поколений с изобретательностью молодых. Все это не для того, чтобы выжить или пережить непонятное время пандемии, но чтобы подготовить себя и миссию церкви к более активному и эффективному служению в неизвестном мире, который открывается по ту сторону кризиса». [2]
На фоне объявленной мировой пандемии коронавируса, резко актуализировалась тема различных пророчеств и предсказаний. Сети пестрят броскими заголовками: «Печать Апокалипсиса уже открыта!»; «Об адских планах глобального переустройства мира»; «Новый Чернобыль?»; «Электронный концлагерь»; «Цифровая экономика»; «Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?»; «Христос vs коронавирус»; «Причастие vs вирус». Сейчас много говорят о вакцине от коронавируса. Дескать, как только ее изобретут, всех обяжут обязательно вакцинироваться. Людей волнует вопрос: могут ли вместе с вакциной людям ставить «печать зверя», число «666»? Как христианам относиться к этому? Многие и сейчас боятся биометрических паспортов, идентификационных номеров, чипов, прочего неизвестного и непонятного им. Хотя миллионы людей уже имеют чипы в своих телефонах, GPS и много чего, могут оплачивать телефоном чашку кофе и проезд в автобусе. Кредитные и дебитные карты – это конкретный чип. Любая трансакция показывает, где и в какое время человек находился. Телефоны и карточки упрощают жизнь, всё это удобно и полезно, и сами по себе эти технологии не опасны и даже удобны, однако христиане понимают, что в результате их широкого использования, этими технологиями сможет воспользоваться апокалиптический зверь.
Во время пандемии апокалиптические настроения овладели миллионами верующих и неверующих людей. Обывателям, встревоженным и напуганным неожиданной пандемией, наступающим кризисом и смутным временем, людям, вопрошающим о будущем общества и мира, церковь должна давать истинные духовные ответы, доступно объяснять божественный план спасения человечества и отдельных душ. Для этого труда требуется задействовать все возможности церкви, доступные для христиан СМИ, ради спасения остатка душ «последней великой жатвы».
В это непростое время канонические и исторические церкви вплотную приблизились к серьезным дебатам, касающихся самого их фундамента. Что есть и для чего существует церковь? Ведь с введением карантина закрыли значительное количество храмов, домов молитвы, различных богослужебных помещений, богослужения заменили на общение онлайн. О чем церковь может говорить онлайн? Готово ли священство различных церквей не только совершать ритуалы, но и давать людям смыслы? Карантин потребовал новых подходов и выход из него уже показывает, что определенная часть членов церкви останется онлайн слушателями. Об этом предупреждал С.Санников в размышлении о новой возникающей реальности «после пандемии». [3] Для этих членов церкви, особенно для молодежи, удобнее и привлекательней быть онлайн прихожанами, совершать Вечерю Господню и «посещать» богослужения, когда им удобно. Некоторые верующие, особенно молодые, снисходительно смотрят на исповедание собственных грехов и с легкостью переводят их в разряд безобидных человеческих слабостей, оправдывая себя. Благо и онлайн пасторы не знают их лично. Этот новый феномен онлайн церкви еще требует особого внимания и осмысления.
Сегодня второстепенные вопросы: языка богослужения, женских головных платков, скамеек или календаря многим церквам будут казаться цветочками, в связи с глобальным вызовом: что есть церковь? Чем скорее та или иная конфессия поймет глубину вызовов, которые перед ней предстали, тем лучше для нее самой будет.
В новых условиях евангельско-баптистским общинам также пришлось заново переосмысливать актуальность таинств. Возникли активные дискуссии и даже разногласия как в Российском союзе ЕХБ, где приняли общее решение о переносе совершения церковных таинств на посткарантинные времена.
В Украине рассматривался более широкий спектр вариантов проведения Вечери Господней, которые удовлетворили бы евангельское сообщество. Группа преподавателей Одесской богословской семинарии предложила несколько вариантов проведения Вечери [4] и празднования Пасхи [5] в условиях карантина.
Так, С.Санников пишет: «Вечеря может состояться как Вечеря, только если есть реальная встреча. Если ее не происходит, то Вечеря, как бы правильно и торжественно она не совершалась, и сколь бы «правильный» служитель ее не творил, превращается в обыденный прием пищи (хлеба и вина) без всякой духовной составляющей. <…> Другими словами, если нет встречи со Христом во время Вечери, и Он не участвует в этой трапезе, то исчезает ее системообразующая сущность, а следовательно, она имеет только название и вид Трапезы Господней, ее муляж, симулякр, набор некоторых несущественных акциденций не создающих целостности события, установленного Христом». [6]
Сила пропаганды
Старшее поколение нашего общества мощно зомбировано как советской, так и постсоветской, так называемой двухпартийной, демократической пропагандой о «плохом» и «хорошем» полицейском. Современное информационное воздействие рассчитано на молодых, не особо грамотных, однако амбициозных людей. На это и обращает особенное внимание О.Мороз, автор недавно изданной книги «Нация овощей». Почти двадцать лет она занималась манипулированием общественным сознанием простодушных соотечественников. «Я ушла из индустрии вирусмейкеров и впервые ее описала, открыв завесу в потусторонний мир. В этой книге — весь мой опыт манипулирования мыслями, а это более 60 тыс. часов практики». [7] Специалист по вирусмейкингу (от слова «вирмейкинг» – ‘компьютерные вирусы’), она проводила избирательные кампании, работала с чиновниками, олигархами, политиками и большим бизнесом. Сегодня, мы живем в украинском обществе, которое в большой мере создано и по ее «лекалу». Эта книга является откровением профессионала в сфере работы с сознанием социума. Возможно, что откровения специалиста по моделированию общественного сознания кому-то и помогут противодействовать армии информационных вирусологов. Так сказать, если осведомлен, значит вооружен.
О.Мороз пишет, что 68% украинцев считают основным источником получения информации социальные сети, а 66% – телевидение (на уровне погрешности эти источники находятся в одинаковых позициях). Социальные сети – априори субъективный инструмент, там невозможно говорить о соблюдении каких-либо журналистских стандартов. Телевидение в основном также является субъективным, поскольку его владельцы используют телеканалы в своих целях.
Социальные сети называют «средством» и «инструментом». Считается, что все зависит от того, в добрых или злых руках этот инструмент находится. Хотя это заблуждение. По своей сути это не средство, не инструмент, не media, а прерыватель, interruptor, искажение, distortion. Бог медиа, бог постмодерна это differ Аnce – сеющий различия. Церковь зовет отца всего немирного, лукавого, противоречащего – дьявол. С греч. диа-болос, то есть бросающий яблоко раздора между братьями, делая их соперниками, В обычном переводе он – ‘клеветник’, ‘подстрекатель’.
В виртуальной сети человек теряет свою акцентуацию, личностную доминанту, подобно, как это происходит в сновидении. Опасность, которой мы подвергаемся в сети, состоит в том, что у нас как бы «воруют душу». «Это дьявольская история, когда у тебя просто нет души, характерных черт личности. Ты распыляешься, подобно маслу, которое размазано тонким слоем по всему. Ты находишься во сне и теряешь самосознание, находишься в легком, наведенном трансе, в котором тобой занимаются и манипулируют другие люди в каких-то своих целях, потому что от твоего стержня ничего не осталось», – считает проф. О.Матвейчев. [8]
Только специалисты знают, что отцом-основателем современного подхода к манипулированию общественным сознанием является Э.Бернейс (1891-1995), племянник известного психиатра З.Фрейда. Бернейс законно считается отцом-основателем сферы, получившей название Public Relations (PR). Бернейс исследовал массовое сознание людей, чтобы затем более эффективно на него воздействовать. Еще в 1928 году он писал в своей книге «Пропаганда», что сознательная и умная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества. Те, кто манипулирует этим невидимым механизмом общества, составляют невидимое правительство, которое является истинной правящей властью в стране.
«Нами управляют, наше сознание целенаправленно формируют, вкусы унифицируют, идеи навязывают нам люди, о которых мы никогда не слышали. Как бы мы к этому ни относились, фактом остаётся то, что в почти каждом акте нашей жизни, в сфере политики или бизнеса, общественного поведения или этического мышления над нами господствует относительно малое число лиц. Это крошечная доля людей, которые понимают процессы массового сознания и социальные модели поведения масс. Именно они держат в руках поводья, которые управляют общественным сознанием. Они сдерживают старые социальные силы, а также изобретают новые способы установления контроля над миром». [9]
То, что человечеству предлагали еще в далекие двадцатые годы прошлого столетия, сегодня стало нормативным базовым инструментарием социального воздействия. По сути, Бернейс создал новую эпоху, поскольку новые методы социального управления с неизбежностью ведут к новым состояниям социальных систем. Он нашел эти методы воздействия на массы.
Деятельность Бернейса до сих пор подробно описывается во всех классических учебниках. Например, табачная компания Lucky Strike заказала ему рекламную кампанию по продвижению своего товара. Неожиданно многие врачи наперебой стали заявлять о практической пользе никотина, оперные певицы – о его благотворном влиянии на голос, курение вдруг стало символом женской независимости. [10] Он же подарил американцам представление о том, что лучший завтрак – яичница с беконом. Вследствие чего продажи бекона резко выросли. Затем он влиял на восприятие американцами II Мировой войны и конфликта во Вьетнаме, сексуальной революции 1960-х, других событий.
Сегодня специалисты могут организовать и поддержать новый курс или организовать потребительскую акцию протеста. Но подобные результаты не происходят сами собой: в условиях демократии они могут быть достигнуты путем использования невидимой, пропагандистской «инженерии согласия». Один из основных принципов психологии масс заключается в том, что при принятии решений люди в первую очередь следуют примеру лидеров, которым они доверяют. Таким лидером может стать родитель, известный лидер политик, кинозвезда, артист, или даже клоун и шоумен. Последние выборы в Украине, да и в США, подтверждение этому.
Пропаганда использует набор штампов в общественном сознании, сформированных под воздействием средств массовой информации. Они снабжают человека мнениями и установками обо всём на свете, комментируют и оценивают каждый аспект жизни, не оставляя никакого пространства для самостоятельного оригинального мышления. «У миллионов людей этот набор штампов одинаков, и если на эти миллионы воздействовать одним и тем же стимулом, отклик тоже получится одинаковый». На это обращает внимание И.Попов в статье «Между истиной и ложью цифровой эпохи». Говоря словами М.Маклюэна, медиа «стремятся более программировать события, чем наблюдать их». [11] То есть, само средство информации, создавая свой язык общения, формирует и характер информации. Соответственно, изменение средства информации изменяет ее характер и восприятие мира.
Исследуя данную проблему, приходим к достаточно простому выводу: в корне этих процессов лежит проблема духовного информационного иммунитета человека. Если у него есть такой иммунитет, то он сможет идентифицировать манипуляцию, информационный вирус, и понять, насколько он опасен и как его нейтрализовать. Если этого нет, то человек верит любой информации и, становясь «овощем», действует согласно ей.
Это же касается и христиан. Наше отношение к миру сводится не только к тому, чтобы пытаться избегать всего, что неприятно или сомнительно. «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан.17:16). Верно ли мы понимаем это выражение? Приближаясь к моменту распятия и воскресения, Иисус использует эту идею, чтобы подготовить учеников к грядущему, чтобы они поняли своё предназначение в Великом Поручении. Он говорит: «Вы не от мира, но Я избрал вас от мира» (Иоан.15:19). Здесь не говорится о том, что нам надо решить, в какие культурные события следует вовлекаться, исходя из этических соображений. Суть Евангелия сводится к тому, что весь наш мир стал греховен, и что Иисус – Единственный, Кто может помочь нам. Поэтому ап. Павел и пишет: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, дабы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1-2).
Евангелие учит не только о спасении каждого человека в отдельности, но и о применении Христова учения так, чтобы мир вокруг начал меняться. Он велит ученикам молиться: «да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя на земле, как на небе». Он избрал нас (церковь) в качестве инструментов для того, чтобы привести этот мир в соответствие со Своим планом и принципами. Вот почему так важно правильно понимать фразу «быть в мире, но не быть от мира». Священное Писание призывает нас стремиться к праведности и помышлять только о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Флп.4:8). Наши отношения с миром подразумевают не только попытку избегать всего, что мы находим неприятным или сомнительным. Быть «в мире» означает, что мы должны понимать, где и что с этим миром не так. Не просто отходить в сторонку и не прикасаться, а стараться исправить эту «поломку». Это и подразумевает фраза «на земле, как и на небе». Позиционно находясь в Божьем присутствии, церковь по сути является единственным земным институтом, обладающим правом говорить правду в эпоху постправды.
Источники и примечания
[1] В.Антонюк, “Беседа служителей о Церкви в условиях карантина”.
[2] М.Черенков, “Жить, учиться и служить в «гибридном» формате. [Электронный ресурс] – Источник доступа: https://xmegapolis.com (20.07.2020).
[3] См. онлайн-дискуссию: «Мир после пандемии» (20.04.2020) [Электронный ресурс] – Источник доступа: https://www.youtube.com/watch?v=H-mafnA74A0&feature=share&fbclid=IwAR0KbOXrL5EhdBfW6RLSYBQ7fnrrTmrfCcD5f2azV3shYiA0Nuv-FHnPfUk (20.07.2020).
[4] И.Бандура, А.Бондаренко, А. Гейченко и др., “Проведение Вечери Господней в условиях карантина.” Богомыслие 26 (2020): стр.8-13.
[5] И.Бандура, А.Бондаренко, А.Гейченко и др., “COVID-19 и Пасха онлайн в условиях карантина.” Богомыслие 26 (2020): стр.20-34.
[6] С.Санников, “Вечеря Господня в контексте COVID-19.” Богомыслие 26 (2020): стр.49-78.
[7] О.Мороз, “Нація овочів? Як інформація змінює мислення і поведінку українців.” [Электронный ресурс] – Источник доступа: https://www.yakaboo.ua/nacija-ovochiv-jak-informacija-zminjue-mislennja-i-povedinku-ukrainciv.html (22.07.2020).
[8] О.Матвейчев, “О пропаганде в эпоху постправды.” [Электронный ресурс] – Источник доступа: ttps://politconservatism.ru/articles/o-propagande-v-epohu-postpravdy?fbclid=IwAR0PT85Df8U2IKGiqVEER-EVvfLHjQFvaGrcDftsTucPVLn_k0eUaaAriWA (23.07.2020).
[9] В.Тетерникова, “PR-кампании Эдварда Бернейса.” [Электронный ресурс] – Источник доступа: file:///C:/Users/FujitsuAdmin/Downloads/21_Teternikova_VKR_PR-kampanii-Edvarda-Bernejsa.pdf (23.07.2020).
[10] “Э.Л.Бернейс — об авторе.” [Электронный ресурс] – Источник доступа: https://www.livelib.ru/author/253131-edvard-luis-bernejs (23.07.2020).
[11] И.Попов, «Между истиной и ложью цифровой эпохи». Богомыслие 15 (2014): стр.73.
Пётр Павлюк – журналист, писатель, практикующий душепопечитель.
Photo: Pixabay.
© 2020 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.