Почем нынче хрусталь?
О банкротстве хрустального собора и служении крупных христианских организаций
В октябре 2010-го новостные агентства сообщили весть, которая вряд ли могла порадовать миллионы христиан по всему лицу земли: у «Хрустального собора» (Crystal Cathedral), находящегося в Garden Grove, штат Калифорния, и его пасторов появились проблемы финансового характера. Из-за вала долгов перед кредиторами община была вынуждена объявить о банкротстве и введении внешнего управления.
Проверка обнаружила, что члены общины, владеющей известным на весь мир зданием, фасад которого составлен из тысяч стеклянных панелей, задолжали около 50 миллионов долларов. В июне 2011-го даже рассматривался вариант продажи здания собора одному из влиятельных бизнес-менов, который, в свою очередь, согласился после сделки сдать здание в аренду общине «Хрустального собора».
Проповеди пастора Роберта Шулера-старшего (Robert H. Schuller, Sr.) из округа Orange, что в штате Калифорния, через медиум телевидения смотрят миллионы людей по всему лицу земли. Он является автором и основателем телепередачи «Час силы духа» (The Hour of Power).
Начало служения
Сам Шулер, сын фермера из штата Айова 1926 года рождения, окончил Hope College (B.A.) и Western Theological Seminary (M.Div.). После рукоположения он был избран на пасторское служение в Ivanhoe Reformed Church в Чикаго. В течение пятилетнего служения посещаемость богослужений выросла с 30 до 400 человек. В 1955 году Роберт Шулер вместе с женой переехал в округ Orange всего лишь с 500 долларами в кармане для того, чтобы основать там новую церковь.
По словам Шулера, он всегда беспокоился о финансовой стороне вопроса. Он признается, что в настоящее время финансовые проблемы вызывают у его служения еще больше затруднений, чем в самом начале его проповеднической деятельности. Дайан Вилсон, специалист в области изучения деятельности мега-церквей, в интервью подчеркнула, что “когда пастор Шулер основал общину в 1955 году, он не пытался из нее сделать мега-церковь. Он ходил от дома к дому, стуча в двери, и искренне пытался узнать, почему люди не ходят в церковь».
История успеха
Финансовый успех пришел к Шулеру после того, как он пригласил проповедовать в церковь основателя теории «позитивного мышления» доктора Винцента Пиля. Дороги, которые вели к Drive-in Theater, в котором в то время проводил богослужения Шулер, были забиты желающими посетить собрания.
В 1970 году, по совету Билли Грэма, Шулер начал передавать богослужения из «Хрустального собора» в телеэфир, что привлекло в его общину около 10 тысяч человек. Знаменитый собор был построен в 1980 году. Он вмещает в себя 2,800 посетителей. На сцене одновременно могут раз-меститься около тысячи музыкантов.
Шулер развил свое собственное «позитивное богословие» (Positive Theology), сообщая людям, что они могут достичь своей мечты, если будут следовать за Иисусом. Он говорил: «Я являюсь личностью. Я могу сделать что-то полезное. Только так я приношу славу Богу». Несмотря на «позитивизм» проповеди, Шулер не уклонился от евангельской ортодоксии. Он не поддался искушению проповедовать «Евангелие благосостояния» (Prosperity Gospel) и не стал в ряды консервативных политиков из евангельских кругов. По мнению специалистов, подобная взвешенная позиция при-влекла людей, которые никогда раньше не задумывались о посещении церкви.
Со временем, “Хрустальный собор” стал эмблемой и символом движения основания мега-церквей. В нем было все – пастор, провозглашающий с кафедры слово на доступном и понятном языке для миллионов в США и за рубежом, хор и оркестр, исполняющие классические произведения и христи-анские гимны, прихожане, жертвующие средства на ведение служения, и церковный комплекс, занимающий около 40 акров земли. Успешные телевизионные трансляции сделали пастора Шулера своим для 20 миллионов человек со всего мира, в том числе и из России, где «Час силы духа» передается с 1989 года.
Тысячи христиан посещают театрализованные постановки в «Хрустальном соборе» (The Glory of Christmas and The Glory of Easter), для которых привозятся даже настоящие животные и в которых участвуют профессиональные актеры. По некоторым оценкам, за год «Хрустальный собор» посещают около четверти миллиона человек. За многочисленные заслуги в области религиозной деятельности и проповеди Евангелия, Роберт Шулер был удостоен почетных докторских степеней от ряда университетов США, а также многочисленных наград и премий.
«Отцы и дети»
Согласно преподавателю факультета богословия Гарвардского университета (Harvard Divinity School) Джонатану Валтону, чтобы закрепить успех служения и привлечь молодежь и аудиорию средних лет, Шулер в 2006 году инициировал избрание своего сына, Шулера-младшего (Robert A. Schuller), старшим пастором общины, однако стиль проповеди Шулера-младшего отличался от популярных проповедей отца более углубленным изучением текста с кафедры и экзегетическим анализом, которые не привлекали широкую аудиторию. По оценкам слушателей, Шулер-младший отводил герменевтике приоритетное место, а психологии – второстепенное.
Через несколько лет дороги отца и сына разошлись. В октябре 2008-го Шулер-старший запретил своему сыну проповедовать в рамках программы «Час силы духа», объясняя это тем, что его сын «не разделял его видение». В ноябре того же года Шулер-младший был смещен с пасторского служения в «Хрустальном соборе».
В настоящее время старшим пастором общины является Шейла Шулер Колман (Sheila Schuller Coleman), старшая дочь Роберта Шулера, вы-пускница Калифорнийского университета (University of California, Irvine) с докторской степенью в области педагогики (Ed.D.).
Настоящий кризис
По словам специалистов, «Хрустальный собор» испытывал проблемы финансового характера в течение нескольких последних лет. Одной их причин называется изменение в демографии округа Orange. Другой причиной – неспособность общины собора адаптироваться к реалиям нового времени и перемене парадигмы служения. «Хрустальный собор» известен именно благодаря своему телеслужению и безупречно организованным воскресным богослужениям, на которых слаженно поет хор, играет симфонический оркестр и присутствуют разные знаменитости. Однако эксперты обращают внимание на то, что Шулеру и руководству общины необходимо обращать больше внимания на новое поколение округа Orange, которое отличается от своих родителей намного менее активным участием в церковной жизни и которое не столь знакомо со служением «Хрустального собора».
18 ноября 2010 года внешний государственный управляющий делами «Хрустального собора» (в связи с делом о банкротстве) подверг сомнению целесообразность выплат зарплат членам семьи Роберта Шулера, описания должностей (Job Descriptions) которых, по его мнению, совпадали. Так, зарплата дочери Шулера, Гретчен Шулер Пеннер в 2009 году, составила 69,525 долл. США, а зарплата ее дочери, Невы Классен – 55,099 долл. США. Управляющий также оспорил получение главным бухгалтером (CFO) собора Фредом Соутардом жилищной компенсации в 132,019 долл. США, а также зарплаты в 12,242 долл. США. Зарплата пастора Шулера составила около 196 тысяч долл. США в год.
По некоторым отзывам, высокие зарплаты служителей и сотрудников общины, значительные выплаты гостям и музыкантам, участвовавшим в богослужениях, а также снижение процента пожертвований посетителей собора, являются причинами банкротства «Хрустального собора». По этим причинам, пастор Шулер был вынужден сократить время вещания «Часа силы духа», отменить ежегодные театрализованные постановки, один билет на которые стоил 45 долл. США, а также взывать о финансовой помощи к христианам в США и по всему миру.
По сообщениям прессы, на покупку «Хрустального собора» кроме известного миллиардера, претендует местная римско-католическая епархия, Chapman University, а также My Father’s House Church (Norco).
Уроки банкротства
Признаюсь, у меня вызывает тревогу «коллапс» известных церквей и христианских организаций в США. Служения, которые развивались с таким стремительным успехом, к сожалению, сталки-ваются с неразрешимыми проблемами финансового характера из-за различных причин. Кто из американцев не помнит служения Джима и Тамми Фэй Бейкер (Jim and Tammy Fae Bakker), которое «развалилось» из-за сексуального скандала и обвинений в финансовых махинациях, или, к примеру, служения евангелиста Джимми Сваггерта (Jimmy Swaggart) из Луизианы. В его “Семейный центр поклонения” в Батон Руже, вмещающий более пяти тысяч человек, сейчас на воскресное богослужение приходят около трех сотен человек. А кто не помнит скандала, связанного с Тедом Хаггардом (Ted Haggard), председателем Национальной ассоциации евангельских христиан США из-за обвинений в гомосексуальных связях и использовании сильнодействующих препаратов?
Служение таких организаций, как Crystal Cathedral Ministries (Служение «Хрустального собора») или, к примеру, Billy Graham Evangelistic Association («Евангелизационная ассоциация Билли Грэма»), всегда оставалось вне критики, однако, как показывают события последних месяцев, никакое служение и никакая церковь не обладает иммунитетом от кризиса и коллапса. Банкротство «Хрустального собора», знаковой американской мега-церкви, зажигает предупредительный «красный свет» и перед другими организациями подобного масштаба.
Следует отметить, что многие крупные христианские евангельские организации стали похожи на династии, в которых управление передается от родителей – детям. В Jimmy Swaggart Ministries за Джимми Сваггертом последовал его сын Донни, а за Донни – его сын Габриэль Сваггерт. Франсис Сваггерт, жена Джимми, также принимает активное участие в работе организации.
В BGEA, за Билли Грэмом последовал Франклин, который возглавляет не одну, а даже две организации – BGEA и Samaritan’s Purse («Кошелек самарянина»), а за Франклином – его сын Уилл. То же самое произошло и в Crystal Cathedral Ministries. Шулер-старший передал служение Шулеру-младшему, а когда в их отношениях что-то стряслось, то служение было отдано в руки старшей дочери.
В попечительские советы многих уважаемых христианами организаций входит широкий круг родственников и близких друзей… Для меня было удивлением, что членами попечительского совета ассоциации Билли Грэма являются, по крайней мере, четыре известных мне члена семьи Грэм.
Мне хотелось бы сказать вот что: без бдительного и ответственного управления, а также из-за влияния внешних (экономических и не только) и внутренних факторов, любая организация не застрахована от неудачи. Своевременная же реакция на определенные негативные тенденции может послужить желаемой палочкой-выручалочкой и началом разрешения проблем. Руководителям организаций и миссий не следует терять контакта с реальностью и не обольщаться видимым успехом, но анализировать свою деятельность, причем с привлечением независимых экспертов.
Крупные евангельские организации евангелизационного направления несут огромную ответственность перед Богом и людьми. Организованные ими телетрансляции, евангелизационные собрания и массовые акции привлекают миллионы людей по всему лицу земли. Что подумают они, видя, как подобные «пирамиды» рушатся на глазах?
В условиях глобальной экономической лихорадки любой христианской организации нужно, как говорится, уметь считать деньги, тщательно планировать свой бюджет, и избегать чрезмерных и неоправданных трат средств, в том числе и на собственные зарплаты. Может, также, стоит подумать и о том, чтобы не концентрировать внимание всего служения на одной личности, чтобы с её уходом не наступил полный коллапс из-за того, что утрачен личностный магнетизм. Следует работать на перспективу, зная, что никто из людей не вечен, а также позаботиться о своевременной передаче служения в руки других, ничуть не менее способных евангелистов, пасторов и миссионеров. Причём особой беды не будет, если они не будут родственниками. Ведь цель служения – не обогащение себя или своей семьи (или их трудоустройство), но провозглашение Евангелия Иисуса Христа.
Да, церкви, миссионерские организации и ассоциации проповедуют Евангелие людям и совершают Божий труд, но они также несут ответственность перед своей аудиторией, перед теми, кто жертвует на их служение и, в конце-концов, перед собой и своей совестью. Если не происходит осознания этого факта, то урон наносится всему евангельскому миру и свидетельству о Христе, причем ущерб трудновосполнимый.
Недавно пастор «Хрустального собора» Шейла Шулер Колман заявила, что подача документов на банкротство явилась актом веры, чтобы привлечь внимание всех к «Хрустальному собору». Она сказала: «Мы не можем учить вере, не живя по вере…» Мне кажется, что оправдание ошибок в финансовой политике и планировании при помощи завуалированных духовных формулировок не совсем верно. Это немного походит на попытку «сделать хорошую мину при плохой игре». Вера и ответственность должны идти в ногу. Вера в невидимое не должна служить для прикрытия видимых изъянов. Честнее признать ошибки. Однако цена такого признания велика. Ее-то платить многие не хотят.
От нас, избранных нами подходов, степени ответственности и честности зависит, по какой цене люди будут покупать наш «хрусталь».
Фото: Pixabay.