Иные пути лидерства
Почему традиционный путь христианского лидерства оказался провальным?
Быстро меняющийся мир, военные действия и миллионы беженцев из Украины по всему миру кардинально меняют не только жизнь многих из нас, но и подходы к лидерству. Для лидеров это время, которое имеет переходной характер. Кто-то уходит и теряется в этих процессах, а кто-то неожиданно поднимается «на вершину горы». Руководители христианских сообществ ощущают необходимость в быстром отклике на вызовы времени, даже если они в итоге к ним не готовы.
С другой стороны, мы нуждаемся в осмыслении того, каким образом церковь может реализовать потенциал Божьего Царства в израненном мире, поглощенном войной. В связи с этим, в нашем сознании ежедневно всплывают несколько ключевых вопросов. Что Бог ожидает от нас в данной ситуации? Каким образом мы можем проложить маршрут для христоцентричного служения? Как мы определяем успех нашего служения в мире?
Последний вопрос является одним из самых болезненных. От установленных нами критериев успеха зависит: будем ли мы продолжать заниматься служением или «повесим бутсы на гвоздь»? Будем ли реагировать на перемены и изменяться сторону большей эффективности?
Почему для нас важно осмысление критериев в определении успеха? В нашем мире успех сравним с золотым истуканом, которому поклоняется человек. Мы рассматриваем успех как результат нашей деятельности, как умение быть эффективными. Успех – это обязательно позитивный результат, достижение поставленной цели, рост и приумножение.
Почему успех становится критерием полноценной жизни человека? С одной стороны, ожидание успешности и результативности не является плохим желанием. Оно естественно. С другой стороны, критерии успеха могут противоречить Священному Писанию в том случае, когда человек пытается стать успешным любой ценой («цель оправдывает средства»). Хотя подобный путь неприемлем в христианском служении, тем не менее, некоторые элементы небиблейских критериев успеха просачиваются в нашу среду и делают нас зависимыми не от Бога, а от мирских установок.
Часто мы определяем успех в категориях результативности, которые привязаны к количественному росту церкви. Количественный рост, соответственно, требует постоянного наращивания результатов. Он возможен, благодаря лидеру, который владеет “формулой успеха”. В нашем представлении, лидер – успешный менеджер, который развивает доверенную ему организацию (или же создает свою) и добивается позитивного результата. В итоге мы становимся на так называемый «широкий путь» достижения успехов. Эта ситуация не отличает нас от любой светской компании, сотрудники которой поглощены достижением результатов.
С одной стороны, это неплохо само по себе, но успех зачастую связан с незаурядной личностью лидера, который становится «идолом» для своих последователей. Ведь, чтобы повести за собой людей и влиять на них, необходима мессианская харизма. Мессианский же дар, согласно евангелиям и Деяниям, дан только через коллективное лидерство Святым Духом.
Сегодня, к сожалению, мы видим много вариантов фальшивого лидерства, когда руководитель пытается сделать из себя кумира, встать на самом верху церковной пирамиды. Нередко это приводит к двойным стандартам, двуличности и лицемерию руководителя и его окружения. Ориентация на успех по стандартам этого мира и, соответственно, созидание из лидера «звезды» – это путь в никуда.
Есть ли альтернатива провальному пути христианского лидерства? Это, по выражению Гэри Хоуга, – «путь Божьего Царства», в котором успех измеряется иными критериями. Один из них – это послушание заповедям Христа, которое невозможно измерить количественно:
“Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их” (Мф.7:13-14).
“Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою” (Мф.20:26).
“Путь Царства” – это плоды, а не только количественные показатели производительности. Это важные нравственные и духовные факторы. Духовность – товар, который зачастую оказывается невостребованным. Мы можем популяризировать благотворительность, милосердие и аскетизм, но, в итоге, оказываемся в состоянии кризиса, когда обнаруживаем свою неспособность идти по пути Божьего Царства.
Когда мы говорим об искушениях лидера, о его стремлении достичь успеха, мы невольно задаем вопрос об Иисусе Христе. Был ли Он лидером? Если да, то каким? На первый вопрос ответ очевиден: Он вел за собой людей. Однако Спаситель не был Учителем-одиночкой. У Него было множество последователей и во время Его активного служения, и после воскресения. Его недоброжелателям даже казалось, что весь мир идет за Ним (Иоан.12:9).
Многие из нас разочарованы в современных нам церковных лидерах, которые не всегда соответствуют высоким стандартам христианской духовности. Успешные и безукоризненные христианские лидеры ХХ века, на которых можно было равняться, отошли в мир иной. Тем не менее, несмотря на всю сложность вызовов нашего времени, мы стараемся руководить и вести паству Христову, следуя призыву апостола Петра: “Пасите Божье стадо, оставленное вам на попечение, наблюдая за ним не по принуждению, а с желанием как угодно Богу, и не ради низкой корысти, а из усердия” (1Пет.5:2). Лидер должен помнить, что не столь важно, сколько в общине человек. Важно вести людей по пути следования за Христом.
Каким же лидером был Иисус? Мы ведь не только лидеры, ведущие других за собой, но и следующие за Лидером-Христом. Нам важно учиться истинному лидерству у Него.
Христос был нестандартным лидером. Так же, как люди удивлялись Его учению, так же мы удивляемся Его лидерству в период Его земного служения и после воскресения. С человеческой стороны, кажется, что Его лидерство потерпело неудачу, и что Голгофа должна была уничтожить Его достижения, но этого не произошло. Как Он и говорил Своим ученикам, они в итоге сделали даже больше, чем Он Сам.
В лидерстве Христа есть несколько ценных элементов, которые могут укрепить и наше лидерство. Первый – Его непререкаемое послушание Небесному Отцу. Евангелист Иоанн писал: “Сын ничего от Себя Самого не может делать, пока не увидит того, что делает Его Отец” (Иоан.5:19). Послушание Богу было главным в лидерстве Сына Божьего. Он прекрасно понимал суть Своей миссии на земле и придерживался ее.
Но как это Ему удавалось, ведь популярность может вскружить голову каждому? Это, кстати, одна из главных причин падения лидеров мегацерквей. Известный лидер вдруг становится «по ту сторону добра и зла», ощущает себя неприкасаемым. Именно тогда многие искушения вскипают в нем с большей силой, чем прежде, когда он никому не был известен.
Иисус часто уединялся для общения с Небесным Отцом. Молитвенное уединение (solitude) уводило Его от гордыни, которая обычно появляется в результате чрезмерной популярности. Покорность Отцу со стороны Иисуса подразумевает, что в Своем лидерстве Он следовал Божьей воле.
Второй элемент лидерства Христа – это исполнение Святым Духом и, соответственно, молитвенная жизнь. Евангелист Лука писал: «Иисус, исполненный Святого Духа, возвратился с Иордана и был веден Духом в пустыню…» (Лк.4:1).
Фактически, исполнение (и водительство) Святым Духом обеспечили возможность искупления, ведь идти в Иерусалим означало оказаться со смертью лицом к лицу. Тем более, по свидетельству Иоанна, именно Иерусалим был самым закрытым городом для служения Иисуса. Здесь Он был непопулярен. Мало кто в граде Давида ожидал равви из Назарета с распростертыми объятиями.
Понимаем ли мы волю Божью и то, куда Он нас ведет? От этого зависит успех наших лидерских попыток.
Лука писал: «Однажды в те дни Иисус ушел на гору помолиться и провел всю ночь в молитве к Богу» (Лк.6:12). Он молился Отцу перед избранием двенадцати учеников, которые будут входить в круг Его общения до самой смерти. Начало любого служения Господа начиналось с молитвенной подготовки, а не со сбора средств. Конечно, каждый лидер церкви мечтает о том, чтобы у него были финансовые средства для осуществления разных проектов. У Бога же приоритеты расставлены иначе: средства на служение приходят по ходу духовного труда.
Третий элемент лидерства Христа связан с доверием Богу в плане ресурсов и мудрым управлением финансами. Лука писал: “”Когда Я посылал вас без денег, без сумы и без обуви, нуждались ли вы в чем-нибудь?” – спросил их Иисус. “Ни в чем”, – ответили они” (Лк.22:35). Служение начинается с простого доверия Богу. Мы входим в духовный труд, а Господь снабжает нас средствами для осуществления Его миссии в мире.
Христос поручил управление финансами Иуде Искариоту. Сам Спаситель финансами не занимался, хотя Его служение, скорее всего, нуждалось в поддержке. Апостол Павел в своей переписке с коринфянами утверждал: «Ведь мы стараемся никому не дать повода попрекнуть нас тем, как мы распоряжаемся такими большими деньгами» (2Кор.8:20). Контроль над денежными средствами позволяет избегать злоупотреблений. Недостаток же средств позволяет делать то, что в наших силах.
Четвертый элемент лидерства Иисуса – смирение и подотчетность. Христос посылал на проповедь учеников по двое. Этому обычаю следовала и ранняя община. В книге Деяний мы встречаем лишь один случай, когда служитель действовал самостоятельно. Это был диакон Филипп в Самарии, однако и его служение было подотчетно церкви.
Время от времени в общинах на постсоветском пространстве поднимаются вопросы, связанные с отсутствием должного контроля за денежными средствами и надлежащей подотчетности. Вот, какие слова Христа в отношении служения записал Лука: “Среди учеников возник спор, кто из них должен считаться главнейшим, но Иисус сказал им: “Цари у язычников господствуют над своими подданными, и правители их называют себя благодетелями. У вас же пусть будет не так! Пусть старший среди вас ведет себя как младший, а главный – как слуга”” (Лк.22:24-26). Служение – это, в том числе, и подотчётность тем, кому лидер служит, то есть церковному сообществу.
Пятая характеристика лидерства Господа Христа связана с Его любовью к людям. Иисус любил людей несмотря на то, что Он знал их внутреннюю сущность, помышления сердца. Ярким примером проявления Его любви служат обстоятельства, связанные со смертью Лазаря: «Иисус заплакал. “Смотрите, как Он его любил!” – заговорили они» (Иоан.11:35-36). Любовь к людям – важное качество лидера. Несмотря на обилие важных дел, Иисус нашел время и пришел на похороны Лазаря. Он находил свободную минуту и для общения с близкими друзьями. В Учителе из Назарета не было показной официальности и напускной деловитости.
Приведенные выше составляющие лидерства указывают на то, что Христос был харизматичным и нацеленным на исполнение Своей миссии. Конечно, нелегко говорить о лидерских качествах Иисуса, когда мы переживаем эмоциональное выгорание (burnout) или кризис среднего возраста. Ведь Голгофа настигла Спасителя, когда Ему еще не было и тридцати четырех. Тем не менее вышеперечисленные элементы могут помочь руководителям церквей сосредоточиться на главном: Боге, миссии и людях.
Подлинное лидерство – это послушание Богу, выполнение доверенной нам Богом миссии и любовь к ближним, выраженная в посильной помощи им.
Константин Тетерятников в течение ряда лет руководил проектом “Школа без стен” в Украине. Кандидат философских наук.
Фото: Pixabay.
© 2022 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.