Эдуард Борисов: «Главное – это дисциплина и прилежание»

Эдуард Борисов: «Главное – это дисциплина и прилежание»

От редакции: «Христианский мегаполис» завершает реализацию проекта, который сочетает в себе рассмотрение двух вопросов: (1) о природе докторского образования и (2) о реальных отечественных докторах и докторантах как живых, интересных личностях. Предлагаем Вашему вниманию интервью, данное Эдуардом Борисовым Ростиславу Ткаченко.

Эдуард Борисов – доктор богословия (Ph.D. in Divinity), специалист в области новозаветной библеистики и патристики, региональный директор Киевского филиала Талботской школы богословия и гл. редактор нового русскоязычного периодического издания «Евангельский богословский журнал» (первый выпуск готовится к публикации). Успешно окончил Киевскую богословскую семинарию ЕХБ, Евангелический богословский университет в г. Лювен, Бельгия, и Абердинский университет, Великобритания. Член церкви ЕХБ «Надежда» (Киев).

Эдуард, Вы закончили докторскую программу по новозаветной библеистике. Искренне поздравляем Вас! Скажите, с чем связано Ваше решение продолжить свое образование на третьем цикле обучения? И почему Вы выбрали именно эту программу обучения и этот британский вуз?

Мое решение продолжить обучение после магистратуры обусловливалось несколькими факторами. Первый – желание личного развития, расширения своих горизонтов и своего рода тест, на что я способен. Второй – заинтересованность Талботской школы богословия—Киевского филиала и Киевской богословской семинарии (КБС), в которых я работал, в повышении квалификации своих сотрудников и преподавателей. И хотя в Украине нет серьезной конкуренции в получении преподавательской должности для людей с докторской степенью, такая реальность нас ожидает в будущем, я надеюсь. Третий – заинтересованность моих друзей в Америке, которые побудили меня думать в направлении дальнейшего обучения и заверили в финансовой поддержке.

Когда я начал исследовать докторские программы в США, я отметил, что, в отличие от британских программ, они состоят из двух этапов: первый – прохождение ряда курсов, что заканчивается «общим» докторским экзаменом (Comprehensive Examination), после чего наступает второй – непосредственно исследование и написание диссертации. Для меня первый этап казался необоснованной нагрузкой, поэтому я предпочел британскую систему образования, в которой докторант с первого года обучения работает над своей диссертацией. После первого года исследования студент проходит экзаменацию, которая призвана определить его потенциал как студента и возможные проблемы в его плане диссертации.

При выборе вуза я сосредотачивался больше на профессоре, которого считал потенциальным руководителем проекта. Обратившись к ряду специалистов в области Нового Завета (Н.З.), я получил положительный отзыв только от одного, которым оказался д-р Эндрю Кларк, лектор Абердинского университета.

Чем уникальна система докторского обучения в Великобритании вообще и в Абердине, в частности?

В Великобритании докторанты, в основном, заняты исследованием самостоятельно под наблюдением руководителя, с которым они должны встречаться минимум раз в месяц для обсуждения прогресса или проблем. Кроме того, раз в неделю или раз в две недели, каждая кафедра проводит семинары в своей области. К примеру, на кафедре Н.З. один семестр на семинарах звучат доклады местных или приезжих преподавателей, другой семестр семинары готовят непосредственно докторанты.

Скажите, каковы были Ваши ожидания от докторантуры до начала обучения? Насколько они оказались оправданы или не оправданы?

Откровенно говоря, я ожидал более тесной работы со своим руководителем, где я получал бы точные ответы и указания, какие книги читать, каких богословов включать в свое обсуждение. Но суть докторской в том, что студент должен сам научиться определять главное, принимать решения и нести за это ответственность. С одной стороны, это расстраивало, с другой — развивало собственную интуицию и ответственность (то, что мой руководитель назвал “ownership”).

Чему было посвящено Ваше докторское исследование? Почему Вы решили работать именно в этом направлении?

Первоначально мой план состоял в изучении «Новой перспективы на Павла» (Н.П.П.), пропагандируемой Д.Данном (James Dunn), Н.Т.Райтом (N.T.Wright) и другими. Я хотел сравнить эту позицию в вопросе сотериологии Павла с православной сотериологией. Но в ходе исследования мой план изменился, так что Н.П.П. заняла лишь первую главу. В остальных главах я обсуждаю нюансы патристического понимания теозиса или обóжения, отношение к теозису реформаторов Лютера и Кальвина, современное толкование теозиса Иоанном Зизиуласом, а также современные попытки протестантских авторов истолковать учение о спасении апостола Павла в свете концепции теозиса. Меня многие годы интересовали вопросы патристики и богословия Павла, поэтому в своей диссертации я хотел объединить оба моих интереса.

Что обучение на докторской программе изменило в Вашей жизни, взглядах, практиках?

Думаю, когда человек сталкивается с обилием разных, а иногда и противоречивых взглядов, он становится либо фундаменталистом, либо человеком, более терпимым к альтернативным позициям. Я себя отношу ко второй категории. Это не означает, что я пошел на компромисс в своих богословских убеждениях. Просто я не реагирую резко негативно на новые и альтернативные позиции, по крайней мере, до того, как их не изучу. В Абердине я посещал пресвитерианскую общину, в которой звучали здравые библейские проповеди, хотя я не был согласен с некоторыми из ее практик, такими как детокрещение. Иными словами, я научился быть более терпимым к христианам с отличными от моих взглядами.

Кто Вы теперь, после завершения докторской программы? Что значит для Вас именоваться “доктором”?

Моим большим благословением и преимуществом перед большинством моих сокурсников в Абердине было ясное понимание, где я буду трудиться после завершения обучения. У меня была договоренность с руководством КБС о том, что я вернусь в Киев, чтобы продолжить работу в семинарии. Мало кто из выпускников из Америки и Европы имеет представление о том, где они применят свои знания. Американский и европейский «рынок» преподавателей перенасыщен докторами. В то же время, я ощущаю, что степень доктора для меня – это большой аванс. Это громкий титул, который для многих окружающих означает, что я эксперт в Библии, богословии, христианской этике, практике и прочем. На самом деле меня пугает, какую ответственность налагает этот титул, тогда как я, изучая одну только сферу богословия, узнал сколько всего я еще не знаю. Это вселяет чувство смирения.

Какой совет можете дать людям, которые только хотят или собираются идти на докторскую?

В принятии решения учиться на докторской программе нужно учитывать массу факторов. Я бы назвал следующие: (1) семейное положение: мне как холостяку было легче сконцентрироваться на учебе, хотя и у семейных были свои преимущества. (2) Финансовое состояние: без посторонней финансовой помощи получить докторскую степень – немыслимое бремя и роскошь. (3) Интеллектуальный вызов: периоды одиночества, сомнений в правильности выбранной темы и вообще решение учиться нужно преодолевать достаточно регулярно. (4) Духовный аспект: скорее всего, активное участие в служении церкви придется отложить, а о балансе между тем, чтобы рассматривать Библию как Слово Божье для меня и предмет экзегетического анализа, нужно постоянно себе напоминать.

Если вы уже определились с областью исследования, темой и даже конкретным планом, нужно быть готовым, что многое может поменяться. Я бы рекомендовал искать не школу или программу, а преподавателя, который специализируется на вашей теме и готов с вами работать. А затем уже имеет смысл подавать документы в школу, где работает этот профессор. Если есть возможность, изучайте языки: не только библейские, но и немецкий, а в некоторых случаях – французский. И главное: дисциплина и прилежание. Я не считаю себя эрудированным человеком, но в моем случае сработали именно эти два качества.

Фото: Э.Борисов | Facebook

********************

© 2017 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора.

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.

При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.