Непредсказуемая страна: Россия и её выбор

АНАЛИТИКА. Для большинства иностранцев Россия является огромной, малопонятной и непредсказуемой Северной страной, расположенной где-то на бескрайних просторах между Европой и Китаем. Неслучайно её негласным символом стал медведь – сильное, агрессивное и непредсказуемое животное. Большинство жителей России внешне очень похожи на жителей Европы, но логика их поведения и политика страны часто остается непонятой.

Не все могут понять, почему российским политикам часто бывает проще договориться с Китаем, Сирией или Ираном, чем с Европейским Союзом и США. В России до сих пор остается высочайший уровень коррупции, который очевидно мешает экономическому развитию страны, но, несмотря на все регулярные заверения властей, ситуация с каждым годом только усугубляется. Для Западного человека, привыкшего к понятиям прав человека, открытых и честных выборов, трудно понять многое из того, что происходит в политической жизни России. Так ещё в 2005 году были отменены выборы глав исполнительной власти населением. Для объяснения этого, кремлевские политтехнологи, во главе с бывшим главой Аппарата Президента Владиславом Сурковым, выдвинули идею о существовании особого типа Российской «суверенной» демократии. Российские власти утверждают, что в стране демократия все же есть, просто она своя, особенная и не такая, как на Западе.

Федор Тютчев, знаменитый русский поэт, говоря о России, заметил, что “умом Россию невозможно понять”. Это утверждение справедливо не только для иностранцев, но и в отношении людей, родившихся и выросших в Советском Союзе. Автор статьи родился и прожил в России до 32 лет, 10 лет из которых проработал юристом. По своей работе я постоянно сталкивался с государственными чиновниками, и вскоре обнаружил для себя, что многое из происходящего в реальной жизни никак не соответствовало тому, что было записано в многочисленных законах. Более того, в реальной жизни часто происходило с точностью “до наоборот”.

Если в стране на словах и на бумаге постоянно шла борьба с коррупцией, то в реальной жизни чиновники ей часто потворствовали и даже её поощряли. Будучи прагматичным и рационально мыслящим человеком, я задумался о причинах происходящего и обратился к истории. Два года моего проживания в Канаде дали мне возможность сравнения Западной и российской действительности и только усилили мой поиск. В результате я обнаружил, что ответы на многие вопросы заключаются не в странностях «русской души», но имеют вполне рациональное объяснение. Но давайте обо всем по порядку.

Многие, несогласные с текущим положением дел в России, полагают, что причиной череды бед являются действующие лидеры страны во главе с Владимиром Путиным, и в случае их смены на других «хороших» парней, дела сразу же станут лучше. На самом деле, это лишь поверхностный взгляд на происходящее. Очевидно, что именно текущие руководители, в первую очередь, несут ответственность за происходящее: всеобъемлющую коррупцию в государственных органах, грандиозное разворовывание государственного бюджета, полное бесправие народа. Однако, по моему глубокому убеждению, проблема лежит намного глубже, чем обсуждение личностей конкретных руководителей. Ответ заключается в действующей системе, сложившейся несколько столетий назад.

Если бегло взглянуть на историю России, то легко можно заметить, что возникшая ситуация с нарушением прав человека не нова для страны. К сожалению, так было всегда, на протяжении многих веков и при всех политических режимах. Нынешний правящий режим в этом плане не является  исключением. Говоря о выборах, важно отметить тот факт, что демократический институт передачи верховной политической власти путем проведения честных выборов исторически был практически неизвестен в России. Поэтому традиций добровольной передачи власти от одной политической группы к другой,  практически не существовало. Все единоличные верховные российские правители (князья, цари, императоры, генеральные секретари Коммунистической партии и президенты) пытались удержать власть в своих руках любым способом до самого последнего момента. Как правило, передача верховной политической власти происходила лишь ближайшему окружению и лишь по причине смерти верховного правителя.

Этот момент истории всегда был очень напряженным и болезненным. В начале 17 века в России был многолетний период безвластия и беспорядков, известный как «Великая смута», вызванный тем, что после смерти царя Ивана IV не осталось престолонаследников. В 18 веке после смерти сильного царя Петра I был ряд дворцовых переворотов и народных восстаний. В 19 веке имело место убийство царей Павла I и Александра II и восстание военных офицеров в Петербурге.

В 20 веке в России произошла силовая смена 3 политических режимов: царского, коммунистического и постсоветского. Смены этих политических режимов были катастрофичными по своим последствиям и сопровождалась глубокими потрясениями и гибелью  миллионов людей. Множество различных лидеров, в том числе очень сильных и талантливых, поменялось на Руси за её тысячелетнюю историю. За это время было сделано большое количество попыток политических и экономических реформ страны, большинство из которых оказались безуспешными. Однако, в одном государственная власть в России была последовательна и успешна – в весьма странных отношениях к собственному народу, словно не к своему, а к завоеванному. И это отношение можно выразить одной фразой – подавлением народной воли.

М.Ю. Лермонтов, в своем четверостишье, известном каждому советскому школьнику, ещё 170 лет тому назад описал политическую обстановку Царской России, поразительно мало чем отличающейся от сегодняшней: «Прощай немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые (полиция), и ты им преданный народ». Эта рабская преданность народа, впрочем, часто сменялась на открытое противление. Народное недовольство государственной властью в России с мистическим постоянством повторяется из поколения в поколение, выливаясь в народные волнения и революции.

Как сказал другой известный русский писатель А.С. Пушкин: «Русский бунт — бессмысленный и беспощадный». Именно по причине внутренних, социальных конфликтов несколько разрушалось российское государство. В 1917 году Российская империя сократилась до размера СССР, потеряв Польшу и Финляндию, а затем в 1991 году уже СССР сократился до размеров современной России, которая является официальным приемником СССР. К сожалению, вместо того, чтобы увидеть подлинные духовные, социальные и экономические причины народного недовольства и изменить ситуацию, власти России силой подавляли народные волнения. Вместо решения реальных проблем, они предпочитали искать виновных в происходящем в лице внешних врагов, обычно на Западе.

В начале прошлого века в качестве таких врагов выступала Англия и Германия. Накануне прошедших в марте выборов президента, антиамериканская риторика была очень популярной в России. Многие российские чиновники прямо обвиняют оппозицию действующей власти в том, что она существует на деньги Американского Госдепартамента. На самом же деле, в России существуют определенные внутренние причины многовекового конфликта российской государственной власти и её собственного народа. Эти причины не хотели замечать и устранять все российские правители и те же ошибки, на мой взгляд, повторяет действующая власть.

Для того, понять эти причины, необходимо взглянуть на историю России, понять её политическую культуру и само восприятие власти и прав человека. Они на самом деле очень сильно отличаются от Западного понимания.  Россия имеет тысячу лет истории. Её огромные территории и холодный суровый климат прямым образом повлияли на формирование русского характера. Местоположение между Европой и Азией определили её самобытность. Она стала удивительным сочетанием Востока и Запада. В результате такого слияния получилось нечто, что не походит ни на Восток, ни на Запад. Сегодня официальным государственным символом России, который  расположен на гербе страны, является несуществующая в природе двухголовая птица – орел. Этот символ пришел из Византии. Две головы орла символизировали единство духовной и светской власти. Одна голова орла обращена на Восток, а другая на Запад, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского императора.  Запад и Восток оказали самое прямое влияние на формирование Российской государственности. От Запада, сперва Киевская, а потом Московская Русь наследовали  христианство.

Христианство принесло русским обостренное чувство справедливости, добра и зла. И это сходство христианского мировосприятия России и Запада сделало во многом похожими и понятными российскую художественную культуру и искусство на Западе. Великие русские писатели Лев Толстой, Федор Достоевский, композиторы Чайковский, Рахманинов были легко понимаемы и приняты как в Европе, так и Северной Америке. В то же время, вместе с христианством, пришедшим из Византийской империи, был унаследован цезарепапизм – запутанный клубок проблем того, что мы сегодня называем государственно – церковными отношениями.

Восток без приглашения пришел в Россию в 13 веке в лице многочисленных диких кочевников и их великого завоевателя Чингисхана. Он и его потомки создали великую Империю Монголов, которая включала в себя территорию современного Китая, Афганистана, Пакистана, Ирана, России и стран Восточной Европы. Их империя была самым большим в мировой истории смежным государством с границами от Китая до Западной Европы, по площади большей, чем площадь СССР. Эта великая Монгольская Империя была единственной в истории, которая смогла  надолго покорить русские земли и оказала самое прямое влияние, как на становление, так и на все дальнейшее развитие государственности.

В течение 250 последующих лет русские княжества были лишь малой северо-западной частью этой Империи и платили ей дань. На протяжении двух с половиной веков многие поколения русских были полностью оторваны от влияния Запада, и их жизнь была ориентирована лишь на Восток. За это время народ и власть полностью переняли политическую культуру монголов, которая очевидно очень сильно отличалась от европейской. Впрочем, в ней имелась масса рациональных моментов для управления, как например достаточно большая для того времени веротерпимость ко всем религиям, в том числе и православию.  После своего освобождения и становления независимости в 15 веке Московское Княжество восстановило уже не домонгольскую христианскую Русь, а восточные порядки монголов. Именно в то время прекратила свое существование такая древняя форма славянской прямой демократии, как народное Вече.

15 января 1478 года под военным воздействием великого князя Московского Ивана III, известного в истории как собирателя русских земель, прекратило самостоятельное существование русское Новгородское государство. Вечевой колокол, как символ коллективного правления Новгорода был отвезён в Москву. К 16 веку в Московском княжестве уже крепко установилась восточно-деспотическая пирамидальная система жесткого едино-начального управления. Эта Система управления, унаследованная от монголов, была основана на грубой силе кочевника – завоевателя, где нет места никаким обязательствам власти перед своими подданными. На самом верху этой «пирамиды» находился сперва Верховный Хан, а затем князь, царь, император, генеральный секретарь коммунистической партии и президент, воля которых становилась для всех Законом. Завоеванные народы служили Хану и его власти, но не наоборот. Была сформирована строгая, полувоенная вертикаль власти, где личная преданность Хану ставилась выше всего. Вся это мощная система опиралась на власть одного Верховного правителя и была сильна ровно настолько, насколько силен был этот правитель. Внезапная смерть Верховного правителя неминуемо повергала в кризис весь государственный аппарат вплоть до распада государства на несколько частей. Очевидно, что такая система устройства власти не могла иметь долгосрочной стабильности и терпеть слабых руководителей. В этой связи легко понять, почему отречение последнего русского Царя Николая II от престола сразу же ввергло страну в пучину хаоса и гражданской войны, в то время как, например, после убийства американского Президента Кеннеди в США, ничего подобного не произошло.

В то время произошла роковая для России смена «кода» власти с Западного на Восточный. Восприятие и осознание политической власти в России и её роли и функции стали Восточными и совершенно иными, нежели на Западе. Если например отцы – основатели США считали, что государственная власть давалась Богом правителям для служения своему народу, то в России, как и у их учителей-монголов, власть бралась Верховным правителем самостоятельно для того, чтобы народ служил ему. С того времени Россия по своей политической культуре навсегда стала Азиатской державой. Одним из доказательств этой смены «кода» власти у русских, на мой взгляд, служит весьма необычный исторический феномен мирного сосуществования христианства и ислама в России (за исключением Кавказа). Самый большой исламский регион современной России Татарстан со столицей в Казани лежал в основе Золотой Орды – северо-западной части Империи Монголов. С того момента, как в 16 веке этот регион со столицей в Казани был завоеван русским царем Иваном IV и присоединен к России, он никогда не восставал против Москвы. Более того, там никогда не было серьезных межрелигиозных конфликтов. Это произошло в частности потому, что Казань и Москва, несмотря на существенную разность религий, имели абсолютно идентичную политическую культуру, установленную Золотой Ордой.

В то время в России было заложено свое, отличное от европейского понимание Закона и Власти. С тех пор воля Верховного руководителя стала являться Законом для всех. Верховный правитель сам строил вертикаль власти и стоял над Законом. Он по сути сам и являлся источником Закона. В сегодняшней России трудно представить, что бы какая-либо законодательная инициатива Президента оказалась непринятой Парламентом, что с легкостью может произойти, например в США. Даже устное выступление Президента «по телевизору» является для многих чиновников негласным сигналом к действию. При этой системе Законы подстраиваются под Царя, но не Царь следует Законам. Ярким примером нашего времени может служить уже упомянутая мною проведенная реформа законодательства, в результате которой произошла отмена выборов глав регионов страны. Поэтому западное понимание верховенства Закона над всеми людьми («Lex – Rex», т.е. «Закон-Король», а не наоборот), принцип разделения властей, независимости судов хотя формально и прописаны в Конституции, в реальной жизни до сих пор являются чуждыми для России, как и само западное понимание природы прав человека. На Западе права человека являются неотчуждаемыми, данными Богом от рождения.

В России права человека являются предоставленными Верховной властью, причем в том объеме, в каком эта власть посчитает нужной. И по этой причине Власть так же легко может забрать себе предоставленные права. Вместе с тем, формально международное и внутреннее право России в демократических Европейских традициях преподается на юридических факультетах страны. Поэтому в России интеллектуальное понимание права и его жизненное ощущение людьми (чиновниками и простым народом) сильно отличаются. Именно поэтому у советского человека, в отличие от западного человека, нет такого трепетного отношения к юридическим законам. В современных российских судах закон служит одним из критериев для принятия решения, наряду с политической целесообразностью и деньгами. Каждый в России понимает, что политическая воля Верховного правителя всегда выше Закона, что Закон неравнозначен для всех (часто чиновник стоит вне зоны досягаемости Закона). Юридический закон может быть быстро отменен или изменен на противоположный, часто может не соблюдаться, и при желании его можно легко обойти. В этом лежат корни российского правового нигилизма. Никто из последующих правителей России уже не смог или уже не хотел менять сложившегося столетиями порядка управления страной. Таким образом, сложилась многовековая система подавления личности в угоду Государству и Власти, авторство создания которой ошибочно приписывают И.В. Сталину (он лишь развил её). Её долгое время использовал Царский режим, что в конце- концов привело к кровавым событиям 1917 года.

Интересно отметить, что в то время всего 5000 идейных большевиков смогли захватить власть и изменить политический строй в 125-миллионной Царской России. Очевидно, что это возможно было сделать, воспользовавшись ситуацией сильного конфликта царской власти с собственным народом.  Основной вопрос заключается в том, какая система взаимоотношения власти с собственным населением является правильной и почему. В Восточной системе, Человек был предназначен для служения Государству, в то время как в Западной системе Государство было предназначено для служения Человеку. И выбор той или иной модели зависел, прежде всего, от философского и религиозного понимания. Из-за сложившейся агрессивной монгольской системы, в России Человек был предназначен для служения Государству, а не Государство предназначено для жизни и служения Человеку. Именно поэтому в России жизнь человека при любых политических режимах практически не имела хоть сколько-нибудь значимой ценности.

По моему глубокому убеждению, именно это возникшее глубочайшее противоречие основ христианской веры и сложившейся государственной системы подавления умышленно не замечалось руководителями. Даже после 70-летнего коммунистического плена, понимание добра и правды пришедшее из христианства все ещё остается сильным в сознании у русских людей. Это несоответствие должного (правды) и происходящего в жизни (неправды) вызывало несогласие. Именно это противоречие всегда и притом глубоко чувствовал русский народ. И именно оно было причиной системного кризиса государственной власти в России, повторявшегося в каждом поколении. Под влиянием политических преобразований и реформ от Петра I до Дмитрия Медведева названия различных частей этой системы начали носить европейские названия. Её содержание навсегда оставалось прежним. Отдельную статью можно писать о служивых людях- государственных чиновниках. Они не избирались, а назначались сверху, были зачастую недосягаемыми для Закона и в случае серьезных нарушений практически никогда не отвечали перед Законом. В худшем случае такого чиновника переводили на другую должность или отправляли в менее популярный регион. Власть никогда не отдавала правосудию даже своих проворовавшихся чиновников. Это было ответной платой за то, что чиновник был верен Верховному правителю, понимал, как работает Система и выполнял ее требования.

Сама российская коррупция, по моему убеждению, всегда являлась непосредственным и очень важным негласным элементом этой системы. Власть и сегодня умело использует коррупцию, как инструмент влияния в целях усиления своего влияния на политические и экономические элиты. Известно, что без взяток в России невозможно построить не один успешный бизнес. Даже супруга недавно еще могущественного  Мэра Москвы Ю.М. Лужкова в одном из последних своих интервью призналась, что была вынуждена давать взятки чиновникам для построения своего строительного бизнеса. При таких масштабах коррупции практически все чиновники и бизнесмены в России имеют за собой «грешки» в виде взяток, казнокрадства, откатов и становятся заложниками сложившейся системы. У вышестоящих начальников и представителей спецслужб всегда имеется компромат на  политиков и бизнесменов. Они при желании всегда могут открыть соответствующее досье и лишить такого чиновника или бизнесмена власти, денег или даже свободы.

Яркий примером тому была история с судом над Михаилом Ходорковского, бизнесменом, пытавшимся активно повлиять на политику Кремля,  за что он  уже 9 лет находится в тюрьме.  Из-за этой жестокой монгольской системы управления, государственная Власть в России всегда находилась в неправильном отношении подавления к своему собственному населению. Её мало интересовала тяжелая жизнь простого народа, и она вспоминала о нем в основном при сборе различных налогов, при наборе мужчин в армию или, как в сегодняшний день, перед выборами. Её несменяемость делала со временем лидеров не способными к пониманию происходящих в стране процессов.

Впрочем, в истории страны были многочисленные попытки политических реформ и сближения с Европой. Так, например, могущественный царь-реформатор Петр I посвятил всю свою жизнь для того, чтобы «прорубить» окно в Европу. Все эти реформы боялись затронуть суть сложившейся системы, носили скорее внешний косметический характер и потому не имели большого успеха. Большевики, после революции 1917 года также пытались видоизменить систему, как, например, создать видимость народовластия. Иосиф Сталин, который хорошо понимал феномен российской власти, вскоре все вернул на свои прежние места, вернувшись к жесточайшей единоличной диктатуре. Он лично определял даже такие мелочи в стране, как длительность школьной перемены у детей. Очевидно, что эта система не могла терпеть какое-либо идеологическое инакомыслие. Примеров в истории тому масса, начиная от гонений на староверов, меннонитов, евреев и кончая «сектантами», к которым относились все те, кто не принадлежал к официальной Церкви. К слову сказать, многие методы борьбы с инакомыслием были взяты НКВД из опыта работы царских спецслужб. В результате такого отношения многие свободолюбивые люди должны были покинуть свою Родину и искать счастья в других краях.

Современная Россия, как преемница Царской России и СССР, унаследовала от своих исторических предшественников ту же самую невидимую пирамидальную систему управления восточно-деспотического образца. Поэтому демократические принципы, отраженные в Конституции России, не находят отражения в её реальной жизни. Именно поэтому в политическом смысле, по своему духу современная Россия намного ближе к Китаю и странам Ислама, нежели это принято думать, и так далека от Европы и Америки. Именно поэтому Российским политикам проще найти общий язык по многим международным вопросам с Китаем и даже Ираном. Западные демократические ценности востребованы этой политической системой не более, чем в странах Персидского Залива.

Сама идея проведения выборов президента и добровольной сменяемости Верховной власти при сложившейся веками Системе в России является своего рода фикцией, т.к. противоречит сложившейся многовековой политической культуре. Под давлением мирового сообщества, в большей или меньшей степени могут быть выполнены формальные требования для голосования и проведения выборов, но независимо ни от чего их результат уже предрешен. Так что выборы по своей сути являются не более, чем дорогостоящей театральной постановкой, проводимой с целью представить легитимной власть нового руководителя в глазах мирового сообщества.

Впрочем, на самом  деле «Князь Владимир» не новый, так как очевидно он никуда и не уходил из процесса управления страной. Этот факт является очередным подтверждением моих размышлений о сложившейся системе. Если многие исламские страны застряли в развитии своей политической культуры на рубеже 8 века, то Россия задержалась на рубеже 17 века.  Чингисхан и его Монгольская Империя давно осталась на страницах учебников истории, но его языческий Дух и Идеи по-прежнему живы в политической культуре России, вызывая циклические катастрофы Российской государственности. Вот только ли сможет такая политическая система, пришедшая в Россию из 13 века, продолжать свое существование в неизменном виде в 21 веке информационных технологий? Или все же власти России задумаются о разрешении проклятия Чингисхана, по-настоящему повернутся лицом к своему народу и вспомнят значение старого русского слово «правда», сохранив тем самым страну от очередной  Революции и окончательного распада?

Очевидно, что времени для осмысления и решения текущих проблем выделено немного. Закончу я свои размышления цитатой человека, знавшего на личном опыте многое о природе власти и управлением государством: «Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол». (Царь Соломон. Прит.16:12)

Алексей Стрижков

Алексей Стрижков

Юрист. Автор статей в канадской периодике. Проживает в Британской Колумбии (Канада).

More Posts - Website

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.