Быть или не быть… христианину богатым? Богословские заметки

ВВЕДЕНИЕ

Времена меняются…. Нравы, вкусы, культура, технологии тоже…. Божье же откровение остается неизменным…. И как сказал Омар Хайям, «времена новые, вопросы старые». Вот и вопрос отношения христиан к богатству никогда не был до конца ясным. Наше современное представление должно складываться, в первую очередь, из писаний пророков Ветхого Завета и апостольских I в. н.э. Но как толковать Писания, в частности его учение о богатстве, в изменяющихся условиях? Мы неизбежно находимся под влиянием традиции, в которой выросли. Не стоит быть наивным, и следует признать, что из богатого опыта христианской традиции, да и из самого Писания, каждый неизбежно извлечет то, что захочет. И это нормально! Обменяемся мнениями? Ну, что ж, начну я, можно? Писание не содержит учения о богатстве, как такового, но значительное количество ссылок, оценок и комментариев по поводу богатство может дать нам представление об отношении Бога к богатству. Впрочем, для полноценного рассмотрения этой темы в Писании потребовалась бы целая книга, поэтому в данной статье я ограничусь обобщениями библейских упоминаний о богатстве, которые, при желании, любой читатель сможет проанализировать и сформировать свое мнение.

1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: БОГАТСТВО – ЭТО НОРМАЛЬНО, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Ветхий Завет, во-первых, в ряде случаев просто констатирует, что кто-то был богат, не вынося тому никакой оценки (Быт. 13:2; 27:15; 34:29; 1 Цар. 25:2). Во-вторых, приобретение богатства, даже в неоднозначных ситуациях, считалось даром от Бога (Быт. 31:14-18; 3 Цар. 13:13; 1 Пар. 29:11-12; 2 Пар. 1:12; 32:27-29; Пр. 11:16); люди также могли одаривать материальным состоянием в качестве награды (1 Цар. 17:25). Впрочем, просить у Бога дар мудрости, предпочитая ее богатству, отмечено как добродетель, хотя одно с другим не является несовместимым (3 Цар. 3:9-12; 10:2-9, 23; 2 Пар. 9:22-23). Книга Притч заявляет: «Блажен человек, который снискал мудрость … долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава» (3:13, 16; ср. 8:17-18). Богатство может «приобретаться» и «умножаться», им можно насыщаться, и это, похоже, считается благословением (Втор. 33:25; И. Нав. 22:8; Руфь. 4:11; 1 Пар. 29:28). «Блажен муж, боящийся Господа … Обилие и богатство в доме его» (Пс. 111:1, 3). Право позволить кому-то быть богатым, а  другому бедным, принадлежит только Богу (1 Цар. 2:7; Иов 34:19).

Далее, богатые оказывались способными хорошо позаботиться о других (2 Цар. 19:32; 4 Цар. 4:8). Также, богатый может обеспечить себе и близким хороший исход в случае угрозы, а бедный угрозы может даже и не заметить (Прит. 13:7). «Не пребыть богатым» считалось проклятием, или, как минимум, отсутствием благословений (Иов 15:28-29). В некоторых случаях отмечается, что богатство вызывало зависть у некоторых наблюдателей, и явно или подспудно, критиковались именно завистники, а не состоятельность тех, кому они завидовали (см. Быт. 31:1-3). В других случаях богатство сопутствовало жадности, несправедливости и корыстолюбию его владельцев (2 Цар. 12:1-4; 4 Цар. 15:19,20). Благоденствие и умножение богатства у нечестивых людей из благословения превращается в нечто порицаемое (Пс. 72:12).

Богатство порой представляется как некий вызов человеческому сознанию на предмет того, будут ли люди уповать на земное имущество или на Бога, подателя благ (Втор. 8:17-18; Иов 31:24-25; Пс. 51:8-11). Важно вот что: «когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11). Трудно ли это? Да, непросто! Богатство может быть неким раздражителем неверия Богу, искушающим элементом. Но выполнимо ли это? Однозначно! Некоторые богачи были нечестивы в своих поступках и мотивах (1 Цар. 25:2-3), и хвалились сокровищами (Есф. 1:4; 5:11), другие же, наоборот, возрастали в повиновении Богу (2 Пар. 17:3-6). В конечном счете, земное богатство не является чем-то поистине ценным, видимо из-за своей ограниченности, т.е. неспособности впечатлить или подкупить Бога, приобрести что-то от Него, и из-за своей временности, ненадежности (Иов 36:19; Пс. 48:7-10, 17-18; Прит. 11:4). Поэтому, «малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых», потому что «праведников подкрепляет Господь» и «достояние их пребудет вовек» (Пс. 36:16). Причем, из контекста видно, что проблема заключается не в богатстве, а в нечестивом характере конкретных богатых людей, врагов автора Псалма. По этой причине, так же как и в свете текстов, одобряющих богатство, бедность, как таковая, не может считаться добродетелью, или чем-то угодным Богу. Судите сами: «Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их», и, конечно, с важной оговоркой, «труды праведного – к жизни» (Прит. 10:15-16, курсив мой). Суть, попросту, в том, что богатство – вовсе не обязательно благословение Господне, и верующий бедный не должен смущаться от той мысли, что богатые смотрятся предпочтительнее из-за своего состояния, которым, якобы, Бог их благословил, а бедных и ущербных – нет. А если богатство – и дар, и благословение Божье, то оно не является чем-то конечным, полноценно и всесторонне удовлетворяющим. «Надеющийся на богатство свое упадет» (Прит. 11:28).

Таким образом, ветхозаветные Писания высказываются о богатстве либо нейтрально, либо в положительном свете, либо снисходительно, как к чему-то ограниченному, но никогда не негативно. В целом, богатство хорошо и желательно, но, увы, не для всех. Почему? Потому что многие склонны злоупотреблять им и рано или поздно оказываются неспособными вынести груз ответственности, возлагаемый на них богатством. Таким людям Писание говорит: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство…» (Прит. 23:4). Но ведь это не проблема богатства, и, конечно же, ни один текст не призывает к бедности как к некоей добродетели). Поэтому-то, Агур и просил у Бога «золотой середины»: «…нищеты и богатства не давай мне…» (Прит. 30:8), чтобы он, в одном случае, не возгордился, а в другом, не стал красть от нужды. Нейтральным, злом и благом может быть как богатство, так и бедность. И богачи, и бедняки, в равной степени, должны внимать слову Господню (Пс. 48:2-3). Похоже, все дело в сердце конкретного человека…. Разве нет?

2. НОВЫЙ ЗАВЕТ: БОГАТСТВО И СПАСЕНИЕ ВО ХРИСТЕ

Подобные высказывания, каждое из них по-своему интересное, можно еще долго читать в ветхозаветных Писаниях. Что же говорит Новый Завет? Меняется ли суть или тон высказываний Иисуса и апостолов? В притчах Иисуса и его прениях с оппонентами вырисовывается здравое отношение к богатству: быть богатым – это хорошо, правильно и угодно Богу, до тех пор, конечно, пока богатство не занимает место Бога и пока верующий не жертвует ради него непреходящими ценностями.

2.1. ТРУДНО ЛИ БОГАТОМУ ВОЙТИ В ЦАРСТВО БОЖЬЕ?

Один из самых известных текстов, высказывающийся, как считается, против богатства – это Мф. 19:23, «трудно богатому войти в Царство Небесное», и его параллели. Однако прочтение слов Иисуса в культурно-историческом контексте выявляет то, что Иисус был вовсе не против богатства, а против того, с чем оно ассоциировалось в религии иудеев того времени. Богатство считалось Божьим благословением, которое отдельные иудеи заслуживали (!) посредством исполнения Закона, а точнее учений раввинов. Отказаться от богатства, что и предложил сделать богатому юноше Иисус, было равносильно отказаться от собственных религиозных заслуг, а это было юноше не под силу. Может он и любил комфорт и роскошь, но не это было его проблемой. Он любил свое заслуженное перед Богом и людьми положение! Отсюда и вопрос учеников, «Господи, кто же может спастись?» (ст. 25). «Кто же если не богатые? Ведь именно они обладают богатством как видимым признаком благорасположения Бога уже сегодня! Тем более они войдут в жизнь вечную, разве нет?»

Ответ Иисуса рушил их религиозную систему на корню: «Человеку это невозможно, Богу же все возможно!» Проблема юноши была в том, что отказ от богатства был бы равен отказу от системы убеждений его и его родителей – приобретения Божьего благоволения, подразумевавшего наделение богатством, посредством заслуг! Богатому, уповающему на свои заслуги, трудно войти в Царство. Но само-то богатство ни в чем не виновато. Просто мировоззрение юноши было поражено ложью. И сегодня, если кто-то думает, что его благосостояние – это результат его послушания Богу, он ходит по краю пропасти, называемой «самоправедность».

2.2. БОГАТСТВО ИЛИ БЕЗУМСТВО: ГДЕ КРОЕТСЯ ЗЛО?

Луки 12:16-21 содержит известную притчу о глупом богаче, которая, при поверхностном прочтении, поддерживает стереотип, что богатство – это зло. В чем была проблема преуспевающего фермера? Кто из фермеров, бизнесменов, менеджеров, да и простых работников по найму не желает себе развития, продвижения оп службе, повышения доходов или зарплаты, премиальных, и т.п.? А иначе, зачем мы ходим каждый на свою работу и стараемся выполнить ее хорошо? Не из-за преданной же любви к ней, в первую-то очередь! Ответ Бога на намерение фермера в ст. 20 («Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?») и вывод, сделанный Иисусом в ст. 21 («Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (курсив мой)), сообщают нам, что проблема богача заключалась в неправильном распоряжении его растущим состоянием. Он думал, что все это принадлежит ему, и позабыл о собственной  ограниченности – он не будет жить вечно!

И, еще, не ради него одного дан был ему такой прибыток! Во фразе «в Бога богатеть» подразумевается вовсе не духовное богатство, как считают многие читатели Библии, а распоряжение материальными ресурсами по Его воле! Тот же урок преподан в повествовании о богаче и Лазаре (Луки 16:19-31). Воистину, богатство может обольщать человека, т.е. обманывать и уводить его от упования на Бога (Мтф. 13:22). А может и не обольщать,… если, конечно, преуспевающий человек будет рассуждать иначе, нежели тот недальновидный фермер.

2.3. БОГАТСТВО И ДОБРОЕ НАМЕРЕНИЕ

В других притчах состоятельность богачей не критикуется вовсе, такие люди называются «господами», и им естественно приписываются власть, право судить, награждать, наказывать (напр. Луки 16:1, и далее; 19:12, и далее). Более того, образом многих богачей во многих притчах является сам Бог! Может ли богатство быть плохим, если  сам Бог богат? И Его достоинство не столько в том, что Он богат (ведь Он таков по самой своей природе – богатый, самодостаточный, независимый), а в том, что Он по благости своей активно делится своими сокровищами со своим зависимым творением – людьми! (См. Мф. 19:29; Рим. 10:12; 2 Кор. 8:9). И такого же отношения Бог ожидает от людей.

Посмотрите на Закхея (Луки 19:2, и далее). Ранее стяжавший неправедно приобретенные деньги, он теперь готов воздать обиженным вчетверо! А нищим он готов отдать только половину имения; вторую половину – наверняка немалые средства и имущество (а иначе что из первой половины в реальности досталось бы нищим?) – он оставил себе. При этом Иисус объявил его приобретшим спасение! Сравните Закхея с «бедным» богатым юношей, которому Иисус повелел отказаться от всего его состояния. Как видим, дело не в суммах, а  в отношении, в первую очередь, к Богу и, во вторую, к земному и преходящему.

2.4. НЕИЗБЕЖНО ЛИ БОГАТЫЙ РАБ БОЖИЙ РИСКУЕТ СЛУЖИТЬ МАМОНЕ?

Важно разрешить дилемму, озвученную Иисусом в Матфея 6:24 и Луки 16:13: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить…. Не можете служить Богу и мамоне». Прежде всего, эти слова были сказаны в рамках Нагорной проповеди, фарисеям, которые были «сребролюбивы» (Лк.16:14), при этом очень религиозны, претендуя на то, что служат Богу. Это предупреждение не было сказано преданным последователям Христа, богатым или бедным, т.к. для них оно неактуально, разве что как потенциальное. Т.е. предупреждения адресованы тем, кто лицемерит перед Богом, делая вид, что служит Богу, хотя на самом деле находит свое удовлетворение и уверенность в материальном имуществе и прилагаемых к нему власти и влиятельности. Далее, эти слова были сказаны в рамках увещевания не уподобляться язычникам в их паническом беспокойстве о своей жизни, о завтрашнем дне (см. 6:32).

Беда язычников была в том, что они верили в целый пантеон человекоподобных богов, которым, по большому счету, не было дела до людских вопросов. Боги сами были зависимы от некоей безликой Мойры, или Судьбы, как мы говорим сегодня, маневры которой, в свою очередь, были непредсказуемы и лишали людей всякой уверенности в будущем. У евреев же времен Иисуса, так же как и у нас сегодня, были и есть все основания для уверенности в будущем. Бог позаботится о нас, и сделает это так как нужно, в зависимости от конкретной личности и ситуации. Кому-то Он в нужный момент пошлет кусок хлеба, а кому-то позволит заработать очередной миллион.

Вера Божью заботу в одинаковой степени нужна как нищему, неспособному заплатить по счетам, страдающему за веру христианину, и беззащитному голодному ребенку где-нибудь в Эфиопии, так и бизнесмену во времена финансового кризиса, преуспевающему финансисту, хорошо делающему свою работу, умелому менеджеру, где-нибудь в США, который добросовестно заботясь о своей растущей семье, и в рамках нормативных для его страны представлений, запланировал продать свой дом за 200 тысяч долларов и купить другой за 300 тысяч. Отсюда, «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (см. 6:33). Бог оденет и накормит нас, и возможно даже лучше чем Соломона (ср. ст. 28-29), но прежде стремитесь к тому, что Бог царствовал в ваших сердцах. Кстати, фраза «не заботьтесь» в ст. 25 и 34, лучше переводится с оригинального языка на русский как «не впадайте в беспокойство, панику», «не тревожьтесь», «не опасайтесь».

2.5. КТО МОЖЕТ ПОСЛУЖИТЬ БОЛЬШЕ?

Показательно, что именно богатые люди были способны послужить другим своим состоянием в необычных обстоятельствах, когда беднякам это было бы не под силу, и в значительных размерах. Иисус похвалил вдову, пожертвовавшую в храм две лепты (Лк. 21:1-4), но именно человек ранга Иосифа из Аримафеи, «богатый человек», позаботился об умершем Иисусе (Мф. 27:57). Он не был из числа двенадцати, не оставил свою семью, состояние и бизнес ради следования за Иисусом, но он «также учился у Иисуса», и был готов, рискуя своим положением из-за приверженности Его учению, послужить Ему. Очевидно, оставаясь богатым, он был способен служить не мамоне, а Мессии! И, возвращаясь, к примеру вдовы, положившей две лепты, по сравнению с богатыми, жертвовавшими много «от избытка своего», Иисус не хвалил бедность и не критиковал богатство, а лишь подчеркивал отношение, с которым следовало отдавать, раз уж человек решается на это! Нет смысла доказывать то очевидное, что храм содержался на деньги тех, кто давал значительно больше, чем две лепты. Ясно также и то, что Богу важны не суммы, а отношение к Нему и, с другой стороны, ко всему преходящему.

Также, согласно 2 Кор. 8:9-15, делиться с другими, и делиться многим, могут только те, кто приобретают, или имеют, много! Богатеть добрыми делами, а именно материально помочь нуждающимися в заметном масштабе, «расточить», «раздать», могут только состоятельные, будь то отдельные личности, или общины. Бедные, при всем их благочестии и вере, не смогут послужить кому-то материально в значительной степени, даже если отдадут свои последние две лепты. Скорее, они сами – потенциальные нуждающиеся, кому рано или поздно придется оказывать помощь!

2.6. БОГ БОГАТ И БОГ ЩЕДРО ДАЕТ

Бог, в представлении апостолов, богат милостью, т.е. способен дать многое своему сознательному творению, людям (если они, конечно, принимают Его спасительные инициативы), вплоть до высочайшего статуса Детей Божьих (Еф. 1:7-8; 2:4-6), с соответствующими гарантированными материальными условиями. Так, верующие должны признать и возблагодарить за «богатство славного наследия», данного им как «святым» (Еф. 1:18). Ученикам Иисус обещал дать «во сто крат» больше, чем то, чем они пожертвовали, последовав за ним (Матф. 19:29). И если материальное благосостояние во время «этой» жизни нам не обещано, то уж точно гарантировано в будущей жизни в Царстве Божьем. Павел, получив материальную помощь от филиппийцев через Епафродита, благодарил их и молился, чтобы Бог восполнил «всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:18-19).

Бог богат. В эсхатологическом видении Иоанна, Христос, под титулом «Агнец», был объявлен достойным принять множество высоких атрибутов, в т.ч. и богатство (Откр. 5:12). В «этой» жизни Он, хотя и восполняет наши нужды, не всех делает богатыми. Что же касается будущей жизни в Царстве, это совсем другое дело! То, чего достоин Он, разделим с ним и мы! В апостольских трудах, богатые, если и критикуются, то только те, кто уповают на материальное, злоупотребляют своим положением и пренебрегают нуждающимися (Иак. 1:10-11; 2:2-6; 5:1-5; ). Причем, злоупотреблять можно как материальным богатством, так и так называемым «духовным» богатством (см. и ср. 1 Кор. 1:5, 4:8, 14:12; 2 Кор. 8:2). То есть, отметим вновь, дело не в размерах, и даже не в качестве или природе богатства, а в распоряжении им!

3. БОГ И БОГАТСТВО: РАЗНАЯ ПРИРОДА, РАЗНЫЕ РОЛИ

Один из важнейших текстов Писания на тему богатых и богатства – 1 Тимофею 6:6-19. Павел предостерегает членов церкви и посторонних, страдающими (если позволите поставить такой диагноз) неверными мотивациями, что стремление обогатиться может привести к плачевному концу (ст. 9-10). При этом, стоит услышать, что именно говорит апостол: «корень всех зол есть сребролюбие», которому люди «предаются», а не само серебро, с помощью которого можно сделать много добра.

Далее, Павел увещевает богатых не отказаться от их состояния, а правильно относиться к нему. Т.к. богатство «неверное» (СБ), т.е. материальное и тленное, и посему ненадежное, то на него нет смысла уповать, неразумно хвалиться им и основывать на нем свою уверенность в жизни (ст. 17). Уповать же нужно на Бога, неизменного и верного, который-то и дает нам «все обильно для наслаждения». Т.е. иметь все, обильно, и наслаждаться этим – это хорошо и ценно, если мы получаем все это от Бога! Проблемы начинаются тогда, когда мы отдаляемся от Бога и ищем материального состояния вне Его, не Его путями и не по Его принципам! Богатым стоит быть благотворительными, т.к. у них есть для этого ресурсы, и в глазах Божьих они будут достойными распорядителями того, что Он им дал. Тем самым они соберут себе настоящий капитал для действительного, нетленного блаженства (ст. 18-19).

Не забудем, добрые слуги, или, по-современному, умелые менеджеры, получат в управление в пять, в десять раз больше, чем то, с чем они справлялись по поручению Господина в Его отсутствие (Луки 19:15-19; Матф. 25:19-23). Ситуация, как говорят, ситуации рознь. В случае с Моисеем, ему пришлось посчитать богатством «поношение Христово», т.е.гонения против себя, а не «египетские сокровища». Но, и здесь заметьте, «он взирал на воздаяние» (Евр. 11:26), т.е. вовсе не чурался мысли о благах; его лишь беспокоило исполнение воли Божьей, а не обретение краткого преходящего удовольствия от обладания языческими сокровищами, и то, что по-настоящему удовлетворяющее богатство приходит только от Бога и в назначенное им время.

4. ОТЦЫ ЦЕРКВИ: ВЕРНОСТЬ ЕВАНГЕЛИЮ И КУЛЬТИВАЦИЯ СТЕРЕОТИПОВ

Христианские богословие и практика формировались с ростом церкви в греко-римском мире, с ними же формировались и представления о богатстве. У отцов церкви, богословов и священнослужителей первых веков н.э., в частности Иустина, Пастыря Гермаса, Иринея, Клемента Александрийского, Коммодиан, Киприан, и др., есть интересные наставления по нашей теме, впрочем, большинство из которых лишь иными словами повторяют суть, изложенную в Библии. Отцы критикуют не обладание богатством, а зачастую связанные с ним жадность, эгоизм, страсти, лицеприятие, неумеренность, и неверие Богу, спровоцированное упованием на материальные ресурсы. Они подчеркивают, что податель всех благ – Бог, и если кому-то он дал возможность приобрести больше, то тот должен быть благодарен Богу и уповать на Него, и почитать за привилегию служить нуждающимся и делиться с теми, кто сам себе помочь не может.

Тем не менее, некоторые отцы приписывали греховность самому богатству, тем самым противореча – надеемся, без неблагочестивого мотивов, вроде зависти – библейской презентации предмета. В этих случаях, абсолютно очевидно и неоправданно, эпицентр зла размещался не в сердце человека, склонного злоупотреблять, кроме богатства, чем угодно, а где-то в среде самого богатства. Верно высказался Минуций Феликс (ум. нач. III в. н.э.), пусь даже и в контексте критики богатых, которые, имея много, стремятся к еще большему, тем, по всей видимости, злоупотребляя своими возможностями: «Даже если богатство кажется нам полезным, мы должны просить его у Бога!» Я бы подчеркнул следующее: вера и верность заключаются в том, что не столько богатства мы просим, сколько у Бога мы просим, и полагаемся на Него в том, когда и сколько Он нам даст. И Киприан Карфагенский (200-258 гг.), предостерегая против злоупотреблений, учил, что христианам должно пользоваться тем, чем по воле Божьей они обладают, но для благих целей: «Иначе большое имущество станет искушением, если богатство не используется с добрыми намерениями; всякий человек, пропорционально своему богатству, должен скорее снижать количество своих проступков, нежели умножать их».

5. ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ НЕЕСТЕСТВЕННАЯ НЕПРИЯЗНЬ К БОГАТСТВУ

Итак, стереотипы негативного отношения к богатству, вплоть до вознесения бедности в ранг добродетелей, имеют свою историю. Они возникли по причинам как социально-религиозного, так и богословского характера. Бедных всегда было больше, чем богатых, и мнение масс сильнее. Богатые всегда стояли в позиции необходимости оправдания своего богатства. Но если большинство богатых злоупотребляют богатством, причиняют разного рода социальное неравенство, то негативное настроения масс бедных усиливается.

И, конечно, процент достойных богатых людей небольшой, и они не могут создать яркого позитивного впечатления о благости богатства на фоне более яркого, со знаком минус, впечатления, создаваемого нечестивыми богачами. Отсюда, необдуманная, враждебная, неприязненная реакция масс, которая вовсе не проистекает из божественного откровения, а является продуктом все той же греховности человечества. Многие богатые, веровали во Христа и теряли свое состояние, не желая отречься от Спасителя. Верующих бедняков также безжалостно гнали. Гонения осуществляли, из внутриполитических соображений, люди власти и они естественно были богаты. Отсюда и ассоциация богатства с нечестивыми правителями. Но богатство-то не виновато! Да и времена гонений были не всегда! Приходят другие времена, и нам следует в послушании Божьему откровению и здравым рассудком пересматривать сложившиеся представления.

6. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК И ПОПУТНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ

Обращаясь к богословским причинам, многие считали и считают, что богатство отвлекает от веры в Бога и благочестия, обольщает человека сиюминутными удовольствиями, и потому является злом. Те же люди считают жизнь, полную лишений, скромное, но искреннее, служение добродетелями, и т.п., чем-то более благочестивым и достойным в глазах Бога, чем обладание богатством. Это звучит непритязательно и даже богобоязненно, как некая формула отречения от мирского ради небесного.

Но, во-первых, без обиняков, если человек отходит от веры, то при чем здесь банкноты и драгоценные металлы, земельный участок и кирпичи, сложенные в здание на нем? Разве стоит искать источник искушений в химических элементах неживой природы, которые «Бог дал нам обильно для наслаждения»? Может, стоит заняться собой, предать Богу собственные похоти, которыми мы сами обольщаемся (Иак. 1:14)?

Во-вторых, отказ от богатства – вовсе не обязательно благочестие. Как минимум, это может быть признаком лени и безответственности, нежелания человека взять на себя обязанность за желательное благосостояние себя и своей семьи, и, возможно даже, за помощь нуждающимся. Пребудь во Христе, поступай по Духу, и, таким образом, откажись от злоупотребления богатством, но не обязательно от самого богатства. Если ты работаешь 8 часов в день, скажем, за 10-20 тыс. рублей в месяц, то почему бы не работать меньше по времени за 50-100 тыс. рублей? Не смиряйся с навязанными тебе деятельностью и заработком; ищи другие возможности, или дополнительные. Брось себе вызов и возьми на себя большую ответственность! Бог в помощь! Кто-то скажет, я, мол, не стремлюсь к большему, верю, что Господь обо мне позаботится. Или, нужно быть благодарным и довольным тем, что есть. Господь-то позаботится, это верно, но можно ли такую ссылку на Господа и такое «довольство» назвать верой?

Может это кажущееся благочестивым оправдание элементарному эгоизму, нежеланию взять на себя больше обязанностей? Почему бы нам не поверить Господу так, чтобы взять большее, если Он дает возможности, позаботиться лучше о себе, и о других? Почему Господь всегда должен заботится только о нас через кого-то? Может Он хочет позаботиться о ком-то через нас? И, подумайте сами, может лучше быть благодарным за многое, что можем получить, чем за немногое, что получаем без усилий? И, как трагичный максимум, отказ от богатства может указывать на искажение евангельского вероисповедания – теории о бедности, лишениях, аскетизме и страданиях как искупительных заслугах. «Отречение от мирских удовольствий» считается в христианских конфессиях богоугодным деянием, заслуживающим Божьего благоволения. Отсюда монашеское движение, вызывающее сомнение в его полезности, и доктрина об искупительном характере мученичества и лишений, аскетизма и затворничества, практик, дискредитирующих единственно действенные и достаточные искупительные свершения и заслуги Христа.

Далее, нельзя сравнивать служение бедного верующего, какое бы искреннее и умилительное оно ни было, с обладанием богатства; это разные категории. Вот, мол, он такой богатый, а я служу, чем могу. Следует сравнивать служение бедного и служение богатого. Ведь, простите за каламбур, обладание бедностью – такое же искушение, скажем к ропоту, недовольству, или воровству, как и обладание богатством – к неверию, гордости и излишествам. Если богатый верующий – эгоист, и не служит своим имуществом, это проблема не его богатства, а его младенческого духовного возраста. А если бедный служит лишь малым, и тем ограничивается, то, возможно, он тоже по-младенчески мыслит, не пребывает во Христе и живет всего лишь привычными представлениями о заработке. (Я, конечно же, веду речь о большинстве работоспособных христиан, а не о немощных старцах или детях).

7. ЗАРАБАТЫВАТЬ БОЛЬШЕ И ИЗБЕГАТЬ КРАЙНОСТЕЙ

Если кто призван быть бедным – а это решается после долгих размышлений и молитв – тот не должен этим хвалиться и критиковать богатых! Он должен идти своим путем в послушании Богу и желать благословений другим братьям. Другие же христиане должны быть всегда открыты к возможностям, предоставляемым в наше время. Мы должны стремиться зарабатывать больше, во-первых, потому что в нашей стране нас по-настоящему недооценивают и злоупотребляют нашим неведением. Во-вторых, потому что у верующих в нашей стране огромное количество нужд, о которых мы сами в состоянии позаботиться, без помощи извне, если изменим наше отношение к приобретению материальных ресурсов и управлению ими. И такое отношение не стоит рассматривать как угрозу духовному росту верующих.

Задача служителей – заботиться о духовном здравии членов церкви, независимо от их заработков, а те в свою очередь, своими пожертвованиями смогут увеличить эффективность жизни и служения поместной церкви. Служители, ожидающие достаточных пожертвований от своих прихожан на нужды церкви и на собственное содержание, не должны смущаться, поощряя верующих искать более достойную оплату их труда и даже приобретения большого богатства. Злоупотребления богатством всегда были, есть и будут. Но не будем забывать, сколько богоугодных дел было сделано в мире за счет пожертвований богачей-христиан, дел, которые были бы не под силу даже сотням низкооплачиваемых христиан-рабочих.

Итак, важно не столько само богатство, сколько его источник, или то, что или кого мы признаем как источник богатства. Состоятельный христианин не должен впадать в заблуждение, что он приобрел свое состояние своим трудом, хотя объективно это так и есть. Конечно же, все таланты, силы и возможности зарабатывать деньги дал ему Бог, Ему и должна возноситься хвала не только словами, но и благочестивым распоряжением ниспосланного богатства. Обретать богатство – хорошо и правильно, но уповать на него, хвалиться им и злоупотреблять им эгоистично и в ущерб другим – ошибочно и неразумно. Среди земных благ нам дано не только богатство, но и искусство, смех, радость половых взаимоотношений мужа и жены, эстетическое наслаждение, удовлетворение от сделанной работы и достигнутой цели, и многое другое. Мы ведь не отказываемся от всего того, хотя и стараемся благоразумно контролировать то, учитывая, что мы способны злоупотребить чем угодно из множества благ, данных нам Богом в этой жизни.

Посему, стоит ли стремиться к богатству? Если есть возможность, стоит! И нам стоит создавать возможности. Нужно ли поддерживать правильное отношение к материальным средствам и имуществу, и при этом, первостепенно, культивировать отношения с Богом? Безусловно! И секрет здесь – то же самый что и в других областях христианской жизни! Пребывание во Христе и жизнь по Духу! Христианам стоит избегать крайностей так называемого «евангелия богатства и здоровья», которое утверждает, что мы должны верой востребовать благосостояние и избавление от болезней, которые Бог обещал нам, и которые принадлежит нам по праву. Это ложные заявления некоторых удачливых ораторов, манипулирующих сознанием масс верующих (и это тема отдельного разговора). При этом, нам  вовсе не стоит избегать возможностей зарабатывать, становиться богатыми и даже очень богатыми, если таковые появляются. И, в любой ситуации, на любом этапе, во всех обстоятельствах, уповать на Бога!

Материал опубликован с разрешения автора.

При цитировании материала, гипер-ссылка на “Христианский мегаполис” обязательна.

Владимир Лебедев

Владимир Лебедев

Соискатель степени доктора богословия (Ph.D.). Преподаватель, пастор.

More Posts - Website

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.