Вера

Вера

Передали ли мы её новому поколению?

Передали ли мы нашу веру нашим детям, новому поколению? К сожалению, следует признать, глядя на евангельские общины, что церковь стареет. Молодежь, в основном, можно найти в больших городских мега-церквях. В сельской же местности церкви, как правило, состоят на 80 процентов из женщин и процентов на 70 из христиан старше 50 лет.

Посетив не так давно одну из евангельских церквей в сельской местности, обладающую внушительных размеров молитвенным домом, я впала в уныние. В воскресный день община, которая когда-то состояла из более, чем 200 человек, а теперь насчитывающая 20-25 душ, собиралась не в основном богослужебном зале, а в небольшой комнатке, расположенной в подвальном помещении молитвенного дома. Лидеры церкви пояснили: «Так экономнее. Нет необходимости отапливать огромный зал, если верующих так мало».

Несколько факторов повлияли на снижение количества членов евангельских церквей в бывшем Советском Союзе. Во-первых, – эмиграция многих христиан за рубеж в 1990-е – 2000-е гг. Уставшие за годы преследований служители и рядовые члены общин нуждались в смене обстановки. Переезд в «христианские страны» (имеются в виду страны, в которых число евангельских верующих во много раз превышает численность таковых в странах – республиках бывшего СССР).

Вторая причина – трудовая миграция. Экономическая ситуация в странах СНГ вынудила верующих отправиться на сезонные работы в соседние республики или в страны Европы. Многие христиане обосно-вались там, а в своих церквях появляются лишь во время коротких отпусков.

В-третьих, нехватка рабочих мест породила отток молодежи в города. Молодежь тянется к учебе, а крупные университеты, как правило, располо-жены в городах. Кроме того, в городе молодежь находит больше возмож-ностей для работы и создания семьи. Сельские церкви, таким образом, опустели.

В-четвертых, нежелание церквей адаптироваться к новым реалиям свободы (обособленность, замкнутость, отсутствие образованных служителей с широким кругозором) породила отсутствие интереса в церковной жизни со стороны молодежи.

Молодежь, как правило, желает идти туда, где её ждут и принимают. Молодые люди образованы и технически подкованы. Они пользуются Интернетом и современными средствами связи (которые, порой, открыто критикуются с кафедры). Молодежь желает слышать интересное, ясное и применимое наставление с церковной кафедры, а не проповедь, как говорится, «от Бытия до Откровения».

Существуют и други

Передали ли мы нашу веру нашим детям, новому поколению? К сожалению, следует признать, глядя на евангельские общины, что церковь стареет. Молодежь, в основном, можно найти в больших городских мега-церквях. В сельской же местности церкви, как правило, состоят на 80 процентов из женщин и процентов на 70 из христиан старше 50 лет.

Посетив не так давно одну из евангельских церквей в сельской местности, обладающую внушительных размеров молитвенным домом, я впала в уныние. В воскресный день община, которая когда-то состояла из более, чем 200 человек, а теперь насчитывающая 20-25 душ, собиралась не в основном богослужебном зале, а в небольшой комнатке, расположенной в подвальном помещении молитвенного дома. Лидеры церкви пояснили: «Так экономнее. Нет необходимости отапливать огромный зал, если верующих так мало».

Несколько факторов повлияли на снижение количества членов евангельских церквей в бывшем Советском Союзе. Во-первых, – эмиграция многих христиан за рубеж в 1990-е – 2000-е гг. Уставшие за годы преследований служители и рядовые члены общин нуждались в смене обстановки. Переезд в «христианские страны» (имеются в виду страны, в которых число евангельских верующих во много раз превышает численность таковых в странах – республиках бывшего СССР).

Вторая причина – трудовая миграция. Экономическая ситуация в странах СНГ вынудила верующих отправиться на сезонные работы в соседние республики или в страны Европы. Многие христиане обосно-вались там, а в своих церквях появляются лишь во время коротких отпусков.

В-третьих, нехватка рабочих мест породила отток молодежи в города. Молодежь тянется к учебе, а крупные университеты, как правило, располо-жены в городах. Кроме того, в городе молодежь находит больше возмож-ностей для работы и создания семьи. Сельские церкви, таким образом, опустели.

В-четвертых, нежелание церквей адаптироваться к новым реалиям свободы (обособленность, замкнутость, отсутствие образованных служителей с широким кругозором) породила отсутствие интереса в церковной жизни со стороны молодежи.

Молодежь, как правило, желает идти туда, где её ждут и принимают. Молодые люди образованы и технически подкованы. Они пользуются Интернетом и современными средствами связи (которые, порой, открыто критикуются с кафедры). Молодежь желает слышать интересное, ясное и применимое наставление с церковной кафедры, а не проповедь, как говорится, «от Бытия до Откровения».

Существуют и другие причины, о которых можно долго рассуждать и спорить (к примеру, спад общего интереса к христианству и жизнь в контексте Православной культуры). Мы же подумаем над вопросом: «Как нам омолодить церковь? Как сделать так, чтобы число христиан 18 – 30 лет увеличилось?»

Многие христиане задают себе в наши дни следующий вопрос: «Как сделать так, чтобы современные молодые люди прислушались к мнению старшего поколения верующих?»

А что если мы поставим вопрос иначе. Может быть старшему поколению не мешало бы прислушаться к молодежи, как вы думаете? Ведь старшее поколение христиан должно быть заинтересовано в передаче веры молодым (или же тут действует принцип: «после меня хоть потоп»?)

Без сомнения, для того, чтобы церковь стала моложе, старшему поколению следует сделать всё для того, чтобы познакомить с верой в Бога молодое поколение. Проще говоря, следует передать новому поколению факел веры. Только таким образом можно быть уверенными, что он не погаснет и что «врата ада не одолеют» церковь.

Что такое вера? В чем состоит ее содержание? Просто ли это поход в церковь, только ли это воспевание христианских песен, до боли знакомых нашему слуху? Только ли привычный набор церковных символов, заклю-ченных в стены молитвенных домов? По каким признакам узнают христиан? Только ли по головному убору женщин-христианок, который некоторые носят 24 часа в сутки?

А может быть, вера – это набор важных принципов, оставленных нам Иисусом? Может быть, это рас-суждение о том, насколько важен для нас Бог и то, насколько прекрасна жизнь, когда у нас есть личные отношения с Ним и любовь друг ко другу?

Во времена преследований со стороны коммунистов во времена СССР верующих считали «кучкой» людей, «сектантов», принадлежавших к закрытому обществу. О верующих сформировалось мнение, что они ничем в жизни не интересуются, как только жизнью их собственной «секты».

Мне кажется, что сегодня о верующих по-прежнему говорят то же самое (как это печально!). Люди представляют нас в качестве закрытого общества с неким строгим сводом правил, недоступным для простых людей. Интересно, что при этом некоторые христиане удивля-ются, как же неверующие люди, многие из которых могут жить недалеко от молитвенного дома, ни-когда на богослужения не приходят. Может быть, оттого они и не приходят, что знают, что их никто не ждет.

Времена изменились. Советского Союза нет с 1991 года. Однако не живет ли церковь именно так, как жила в те времена? Сумела ли церковь осознать, что времена-то наступили новые и возможности для христиан предоставлены совершенно новые?

Мне кажется, что многие евангельские общины все еще живут прошлым. Вместо того, чтобы идти в мир и проповедовать Евангелие, общины заняты выяснением отношений внути себя. Они пытаются всё больше обособиться от мира, нежели идти в мир.

Речь здесь, к сожалению, не идет о нравственных стандартах, но об отличиях чисто внешних, вопросах, которые касаются одежды, а также походов в «места, куда ходить не следует». Некоторые общины стали «островами святости», в которых нет места человеку из мира, который ищет простых и понятных ответов на свои вопросы, а также пытается найти тропу к Богу. Лидеры таких общин, порой, говорят: «Если человек на самом деле интересуется верой в Бога, он найдет церковь и придет к нам». Но такого ли мнения был Иисус? Не Он ли сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»? (Мф.28:19-20)

Как вам кажется, может быть люди (особенно молодые) не приходят в наши церкви потому что мы не предлагаем им актуальные и адекватные ответы на их вопросы, потому что проповеди, звучащие в общинах, не содержат актуального применения библейских истин к нашей современной ситуации? Люди ведь заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы найти ответы на такие глубокие вопросы, как: «Как мне жить дальше, если у меня накопился багаж проблем, с которыми я не могу справиться?», или, к примеру, «Как мне выжить в семье, где отец пьет и постоянно избивает меня и мою мать?» Вопросы о том, как одеваться, какую шапку надеть или какой шарф повязать, поверьте мне, интересуют их меньше всего. Ведь церковь – не дом мод. Не являемся мы законодателями моды в одежде. Мы должны направлять людей к Небесному Врачу, который один может исцелить их ду-ши.

Существуют ли аспекты, в которых церковь, все-таки модернизировалась? Конечно. В строительстве молитвенных домов используются самые современные технологии. Стоянки у молитвенных домов заполнены автомобилями иностранных марок. Мало кто сегодня ездит на «Жигулях» и «Волгах». Во многих молитвенных домах (как правило, в городах) ныне можно увидеть видеопроекторы и экраны, на которых высвечиваются слова песен и основные мысли про-поведей.

Нельзя сказать, что христиане носят ветхую одежду. Мужчины одеты в кожаные пальто, а многие женщины носят обувь согласно последнему «писку» моды. Значит, и церковь меняется? Скорее, можно сказать, что конечно многое в жизни общин меняется, однако чего нет – так это признания этого факта и открытой дискуссии о том, как выглядит современное христианское общество.

Многие из нас не любят запад (Америку и ей подобные страны), но любят западные вещи (автомобили, одежду, валюту). К примеру, кто из вас знает о том, что многие, любимые нами гимны (которые мы считаем «нашими») были переведены И.С.Прохановым (и не только) с английского и других языков? То есть, получается, что многое из того, что у нас есть в нашем церковном наследии, на самом деле не наше, но западное? А может быть, критика запада есть ни что иное, как попытка убежать от наших собственных проблем?

А скажите мне, почему мы пытаемся «переделать» людей, приходящих в наши церкви? Не Христу ли отведено право изменять жизни людей? Не поём ли мы известный гимн «Таков как есмь», говорящий о том, что ко Христу каждый человек должен придти в таком состоянии, в котором находится?

Поговорив с некоторыми детьми верующих родителей (ДВР-овцами), я нередко прихожу к выводу о том, что всё, что их держит в церкви, – это их родители и привычка приходить в собрание по воскресеньям, выработанная с детства. Сами вопросы о том, «что такое вера?», или «что для тебя значит Бог?» являются слишком банальными для таковых и даже не заслуживающими конкретного ответа. К сожалению, многие ДВР-овцы знают лишь заученные с детства «формулы» (вроде Иоанна 3:16 и др.), но над их значением не рассуждают.

Не кажется ли вам, что новому поколению мы передаём совсем не веру, но наши традиции и обряды без всякого осмысления? Не культивируем ли мы в наших детях тот вид христианства, который рождается в воскресенье утром и затухает после воскресного вечернего богослужения?

А что насчет нашего ежедневного практического христианства? Не кажется ли вам, что мы, порой, показываем подобие веры по воскресеньям, являясь, по сути, далекими от веры в течение недели? Ощущают ли наши дети присутствие Бога в нашей жизни в будни?

Мне кажется, что пришло время обратить время на эти важные вопросы (а их, как вы видите, довольно много). Наша вера в Бога на самом деле важна. Христианские принципы любви к Богу и ближнему чрезвычайно важны и первостепенны. Традиции же (особенно те, которые давно изжили себя) второстепенны. Библия неизменна. Традиция подвержена переменам. Библия, а не традиция, является основанием для нашей веры. Там, где традиция является основой веры, веры вскоре не станет, а останется одна мертвая религия – свод ритуалов, набор символов и праздников, отмеченных в церковном календаре.

Думаю, что если мы больше будем общаться с молодым поколением христиан, вести диалог (а не монолог), отвечать и всячески реагировать на актуальные вопросы, облекать абсолютную истину в приемлемые для молодежи формы, мы сможем передать следующему поколению динамику веры, переданной нам когда-то апостолами. Время уже настало.

Наталья Турлак – секретарь редколлегии “Христианского мегаполиса”.

Фото: Pixabay.

© 2010 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.

е причины, о которых можно долго рассуждать и спорить (к примеру, спад общего интереса к христианству и жизнь в контексте Православной культуры). Мы же подумаем над вопросом: «Как нам омолодить церковь? Как сделать так, чтобы число христиан 18 – 30 лет увеличилось?»

Многие христиане задают себе в наши дни следующий вопрос: «Как сделать так, чтобы современные молодые люди прислушались к мнению старшего поколения верующих?»

А что если мы поставим вопрос иначе. Может быть старшему поколению не мешало бы прислушаться к молодежи, как вы думаете? Ведь старшее поколение христиан должно быть заинтересовано в передаче веры молодым (или же тут действует принцип: «после меня хоть потоп»?)

Без сомнения, для того, чтобы церковь стала моложе, старшему поколению следует сделать всё для того, чтобы познакомить с верой в Бога молодое поколение. Проще говоря, следует передать новому поколению факел веры. Только таким образом можно быть уверенными, что он не погаснет и что «врата ада не одолеют» церковь.

Что такое вера? В чем состоит ее содержание? Просто ли это поход в церковь, только ли это воспевание христианских песен, до боли знакомых нашему слуху? Только ли привычный набор церковных символов, заклю-ченных в стены молитвенных домов? По каким признакам узнают христиан? Только ли по головному убору женщин-христианок, который некоторые носят 24 часа в сутки?

А может быть, вера – это набор важных принципов, оставленных нам Иисусом? Может быть, это рас-суждение о том, насколько важен для нас Бог и то, насколько прекрасна жизнь, когда у нас есть личные отношения с Ним и любовь друг ко другу?

Во времена преследований со стороны коммунистов во времена СССР верующих считали «кучкой» людей, «сектантов», принадлежавших к закрытому обществу. О верующих сформировалось мнение, что они ничем в жизни не интересуются, как только жизнью их собственной «секты».

Мне кажется, что сегодня о верующих по-прежнему говорят то же самое (как это печально!). Люди представляют нас в качестве закрытого общества с неким строгим сводом правил, недоступным для простых людей. Интересно, что при этом некоторые христиане удивля-ются, как же неверующие люди, многие из которых могут жить недалеко от молитвенного дома, ни-когда на богослужения не приходят. Может быть, оттого они и не приходят, что знают, что их никто не ждет.

Времена изменились. Советского Союза нет с 1991 года. Однако не живет ли церковь именно так, как жила в те времена? Сумела ли церковь осознать, что времена-то наступили новые и возможности для христиан предоставлены совершенно новые?

Мне кажется, что многие евангельские общины все еще живут прошлым. Вместо того, чтобы идти в мир и проповедовать Евангелие, общины заняты выяснением отношений внути себя. Они пытаются всё больше обособиться от мира, нежели идти в мир.

Речь здесь, к сожалению, не идет о нравственных стандартах, но об отличиях чисто внешних, вопросах, которые касаются одежды, а также походов в «места, куда ходить не следует». Некоторые общины стали «островами святости», в которых нет места человеку из мира, который ищет простых и понятных ответов на свои вопросы, а также пытается найти тропу к Богу. Лидеры таких общин, порой, говорят: «Если человек на самом деле интересуется верой в Бога, он найдет церковь и придет к нам». Но такого ли мнения был Иисус? Не Он ли сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»? (Мф.28:19-20)

Как вам кажется, может быть люди (особенно молодые) не приходят в наши церкви потому что мы не предлагаем им актуальные и адекватные ответы на их вопросы, потому что проповеди, звучащие в общинах, не содержат актуального применения библейских истин к нашей современной ситуации? Люди ведь заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы найти ответы на такие глубокие вопросы, как: «Как мне жить дальше, если у меня накопился багаж проблем, с которыми я не могу справиться?», или, к примеру, «Как мне выжить в семье, где отец пьет и постоянно избивает меня и мою мать?» Вопросы о том, как одеваться, какую шапку надеть или какой шарф повязать, поверьте мне, интересуют их меньше всего. Ведь церковь – не дом мод. Не являемся мы законодателями моды в одежде. Мы должны направлять людей к Небесному Врачу, который один может исцелить их ду-ши.

Существуют ли аспекты, в которых церковь, все-таки модернизировалась? Конечно. В строительстве молитвенных домов используются самые современные технологии. Стоянки у молитвенных домов заполнены автомобилями иностранных марок. Мало кто сегодня ездит на «Жигулях» и «Волгах». Во многих молитвенных домах (как правило, в городах) ныне можно увидеть видеопроекторы и экраны, на которых высвечиваются слова песен и основные мысли про-поведей.

Нельзя сказать, что христиане носят ветхую одежду. Мужчины одеты в кожаные пальто, а многие женщины носят обувь согласно последнему «писку» моды. Значит, и церковь меняется? Скорее, можно сказать, что конечно многое в жизни общин меняется, однако чего нет – так это признания этого факта и открытой дискуссии о том, как выглядит современное христианское общество.

Многие из нас не любят запад (Америку и ей подобные страны), но любят западные вещи (автомобили, одежду, валюту). К примеру, кто из вас знает о том, что многие, любимые нами гимны (которые мы считаем «нашими») были переведены И.С.Прохановым (и не только) с английского и других языков? То есть, получается, что многое из того, что у нас есть в нашем церковном наследии, на самом деле не наше, но западное? А может быть, критика запада есть ни что иное, как попытка убежать от наших собственных проблем?

А скажите мне, почему мы пытаемся «переделать» людей, приходящих в наши церкви? Не Христу ли отведено право изменять жизни людей? Не поём ли мы известный гимн «Таков как есмь», говорящий о том, что ко Христу каждый человек должен придти в таком состоянии, в котором находится?

Поговорив с некоторыми детьми верующих родителей (ДВР-овцами), я нередко прихожу к выводу о том, что всё, что их держит в церкви, – это их родители и привычка приходить в собрание по воскресеньям, выработанная с детства. Сами вопросы о том, «что такое вера?», или «что для тебя значит Бог?» являются слишком банальными для таковых и даже не заслуживающими конкретного ответа. К сожалению, многие ДВР-овцы знают лишь заученные с детства «формулы» (вроде Иоанна 3:16 и др.), но над их значением не рассуждают.

Не кажется ли вам, что новому поколению мы передаём совсем не веру, но наши традиции и обряды без всякого осмысления? Не культивируем ли мы в наших детях тот вид христианства, который рождается в воскресенье утром и затухает после воскресного вечернего богослужения?

А что насчет нашего ежедневного практического христианства? Не кажется ли вам, что мы, порой, показываем подобие веры по воскресеньям, являясь, по сути, далекими от веры в течение недели? Ощущают ли наши дети присутствие Бога в нашей жизни в будни?

Мне кажется, что пришло время обратить время на эти важные вопросы (а их, как вы видите, довольно много). Наша вера в Бога на самом деле важна. Христианские принципы любви к Богу и ближнему чрезвычайно важны и первостепенны. Традиции же (особенно те, которые давно изжили себя) второстепенны. Библия неизменна. Традиция подвержена переменам. Библия, а не традиция, является основанием для нашей веры. Там, где традиция является основой веры, веры вскоре не станет, а останется одна мертвая религия – свод ритуалов, набор символов и праздников, отмеченных в церковном календаре.

Думаю, что если мы больше будем общаться с молодым поколением христиан, вести диалог (а не монолог), отвечать и всячески реагировать на актуальные вопросы, облекать абсолютную истину в приемлемые для молодежи формы, мы сможем передать следующему поколению динамику веры, переданной нам когда-то апостолами. Время уже настало.

Наталья Турлак – секретарь редколлегии “Христианского мегаполиса”.

Фото: Pixabay.

© 2010 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственность за личную позицию и богословские взгляды авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников, и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.