Крещение во свете библейской сакраменталогии (III)

Крещение во свете библейской сакраменталогии (III)

(3) КРЕЩЕНИЕ КАК ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось к Церкви в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).

«Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2).

Во время принятия Святого водного крещения по вере происходит не только таинство вступления христианина в Завет с Господом, но и таинство присоединения его, рожденного свыше, к Церкви Христовой, Его Телу. Это присоединение можно рассматривать, как обручение крещаемой души со Христом, как с Небесным Женихом, так как Церковь Христова является Его невестой (2Кор.11:2; Отк.21:9, 19:7). А.Дудник так выражает эту мысль: «Что же дает право назвать Господа своим “женихом”? Известно, что молодой человек может любить девушку всем сердцем и пользоваться взаимностью с ее стороны, и, тем не менее, он не может назвать ее своей невестой до тех пор, пока не сделает ей официальное предложение и она не даст согласия быть его женой. Такой акт мы называем обручением <…> В крещении Церковь, равно как и каждый ее член в отдельности, обручается со Христом как со своим Небесным Женихом».

Важный вопрос для верующего человека состоит в том, когда он становится членом Церкви, Невесты Христовой? Его можно сформулировать по другому: какие условия человек должен выполнить, чтобы Господь присоединил его к Церкви (Деян.2:47)? Так же, как для рождения от Духа Святого существуют условия (вера и покаяние), так и для присоединения к Церкви существуют определенные условия.

Первым непременным условием является то, что человек должен быть рожденным свыше, спасенным, ибо только спасенных Господь прилагает к Церкви (Деян.2:47). Вторым непременным условием является то, что рожденный свыше должен принять Святое водное крещение по вере (Деян.2:41).

Довольно широко распространена точка зрения, что присоединение к Церкви Христовой происходит в момент покаяния, рождения свыше. Приверженцы такого взгляда считают, что в момент покаяния происходит не только возрождение человека, но и присоединение его к Церкви, Невесте Христовой. Но давайте проверим, можно ли подтвердить такое мнение Словом Божьим. В Новом Завете имеется только один текст, в котором говорится о присоединении спасаемых к Церкви Христовой. Это место записано в Деяниях 2:41,47. Во время проповеди ап. Петра люди уверовали в благую весть и спросили его: «Что нам делать, мужи братья? Петр же сказал им: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (по уточненному переводу «на основании прощения грехов»), – и получите дар Святого Духа”» (Деян.2:37,38). Тех из них, которые выполнили эти требования (условия), «Господь приложил (присоединил) к Церкви» (Деян.2:47).

В ответе ап. Петра тем, которые уверовали было два условия: покаяние (то есть рождение свыше, спасение) и Святое водное Крещение по вере. Те, которые не только покаялись, но и приняли Святое водное крещение, были присоединены к Церкви (Деян.2:41). Отсюда следует: для того, чтобы стать членом Церкви, Невесты Христовой, необходимо быть не только возрожденным, но и принять крещение по вере. Вот почему наш Господь Иисус Христос в своем великом поручении Апостолам связал воедино эти два условия: уверование (спасение, возрождение) и водное Крещение (Мк.16:16).

Некоторые считают, что в Деяниях 2:41 говорится о присоединении уверовавших, принявших водное Крещение, не к Вселенской Церкви Христовой, Его Телу, а к поместной Иерусалимской церкви. Те, которые так считают, забывают о том, что в то время поместная Иерусалимская церковь была в то же время и Вселенской Церковью Христовой, Его Телом, Его Невестой, потому что других верующих и церквей на земле тогда еще не существовало. Г.К.Тиссен в своем труде «Лекции по систематическому богословию» [1] пишет: «Само собой разумеется, что в день Пятидесятницы в Иерусалиме основаны были и вселенская Церковь и поместная и что в ту пору они фактически представляли одно и то же». Так что те, которые «охотно приняли слово, крестились и присоединились» (Деян.2:41) к Вселенской Церкви Христовой, к Его Невесте, а также к поместной Иерусалимской церкви. Если считать, что Крещение по вере – это акт, посредством которого христианин присоединяется к поместной христианской общине, то к какой поместной общине был присоединен эфиопский вельможа, возвращавшийся из Иерусалима к себе домой, которого Филипп крестил (Деян.8:38)? Или к какой поместной церкви был присоединен темничный страж в Филиппах, которого крестил Апостол Павел, когда там еще не было поместной церкви (Деян.16:33)?

Баптисты с самого начала зарождения своего движения признавали водное Крещение непременным условием присоединения к Церкви Христовой. В этом отношении их понимание этого вопроса ничем не отличалось от понимания всего исторического христианства, начиная со времени Апостолов. Отличие состояло только в том, как практически осуществлять водное Крещение. В отличие от исторических церквей и возникших в результате, так называемой, магистерской реформации лютеранства и кальвинизма, баптисты настаивали на том, что крестить можно только взрослых на основании их личной веры и духовного рождения свыше. Ю.Решетников и С.Санников в книге «Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине» [2] пишут об этом так: «Богословский смысл крещения, как соединения со Христом и вхождение в Его Церковь, был у баптистов абсолютно идентичен с пониманием крещения всех традиционных христианских групп. Баптистское вероисповедание 1689 года объясняет крещение так: «Крещение – это обряд Нового Завета, установленный Христом, чтобы обозначить, что крестящийся соединен с Христом в Его смерти и воскресении, что он привился к Христу, что прощены его грехи, и что он отдал себя Богу чрез Иисуса Христа, чтобы впредь жить обновленным» (пункт 29.1). Но практическое применение его было иным. Вероисповедание дальше утверждает: «Только люди, действительно исповедующие покаяние перед Богом, веру в Господа нашего Иисуса Христа и относящиеся к Нему с послушанием, имеют право креститься» (пункт 29.2)».

В славянском баптистском братстве всегда считалось, что Церковь Христова состоит из возрожденных и крещенных по вере душ. Н.В.Одинцов в своей статье «О Церкви» [3] дает такое определение Церкви: «Христианская церковь есть общество действительно обращенных от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, возрожденных от Слова Божия и Духа Божия людей, верою во Христа получивших прощение грехов и жребий с освященными, крещенных на основании исповедания их веры во Христа как своего личного Спасителя, соединенных между собою союзом любви и мира для богослужения, наставления, исполнения христианских установлений и требуемого Евангелием служения, признающих Христа своим верховным Владыкой и Законодателем, а Его слово своим единственным и достаточным правилом веры в духовной жизни».

Как следует из этого определения, непременным условием принадлежности человека к Церкви Христовой являются Рождение свыше (спасение) и Крещение по вере. К.Прохоров в своей статье «О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме» [4] пишет: «Так что крещение – не просто обряд, дающий право на участие в Вечере Господней, но необходимое условие приобщения к Телу Иисуса Христа – Церкви (1Кор.12:13)».

Таким образом, на основании Слова Божьего можно утверждать, что Святое водное крещение по вере является завершающим этапом обручения (присоединения к Церкви – Невесте Христовой) христианина со Христом. Предварительным этапом является его уверование во Христа и Рождение свыше. Быть членом Церкви, Невесты Христовой, является не только великой милостью Божьей, но великой привилегией и честью.

Крещение по вере является священнодействием, которое сопровождается таинством. Таинство состоит в том, что в результате Крещения христианину усвояется благодать Божья, как сила, помогающая христианину, ставшему членом Церкви, Невесты Христовой, быть верным Господу, как своему Небесному Жениху. Это происходит при условии, что креститель имеет соответствующую веру и понимание Крещения как обручения с Господом, и как священнодействия, сопровождаемого таинством получения благодати Божьей. Важно, чтобы и крещаемый был правильно наставлен в процессе подготовки к Крещению.

В подтверждение того, что крещаемый становится членом Церкви, Невесты Христовой, он во время крещения «облекается во Христа» (Гал.33:27), то есть получает брачную одежду (Мф.22:12; Ис.61:10). Его задача – сохранить эту одежду чистой до встречи со Христом.

(4) КРЕЩЕНИЕ ПО ВЕРЕ И КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

«Он есть крестящий Духом Святым» (Иоан.1:33).

«Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:5).

«Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12:13).

«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось (к Церкви) в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

Каким образом Крещение по вере связано с Крещением Духом Святым? Рассмотрим на основании Священного Писания, что такое Крещение Духом Святым.

По-видимому, никакая другая истина в Слове Божьем не вызывала столько споров и разделений, на протяжении веков, как истина о Крещении Духом Святым. Противник наш диавол не только «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет.5:8), но часто «принимает вид ангела света» (2Кор.11:14), чтобы посредством своего «хитрого искусства обольщения» (Еф.4:14), вводить в заблуждение детей Божьих. Он приложил немало усилий для того, чтобы скрыть истинный смысл Крещения Духом Святым от детей Божьих, чтобы извратить его до неузнаваемости, как мы это видим в различных харизматических движениях.

При изучении Св.Писания, и особенно при рассмотрении вопроса Крещения Духом Святым, следует быть внимательным, чтобы не «искажать Слова Божия» (2Кор.4:2), не извращать его (Иер.23:36) и не превращать его (2Петр.3:16; Гал.1:7). Одной из форм искажения Писания является так называемая необоснованная синонимичность, то есть придание разным словам одинакового значения. Это особенно касается разных слов, выражающих действия Духа Святого. Поэтому важно понимать, что в Писании все слова, относящиеся к действию Духа Святого, выражают то, что они означают. Такие слова, связанные с действиями Духа, как: обличение (Иоан.16:8), наставление (Иоан.16:13), рождение (Иоан.3:6), запечатление (Еф.1:13; 4:30), исполнение (Еф.5:18; Деян.2:4, 4:8,33), получение (Гал.3:2), крещение (Мк.1:8; 1Кор.12:13; Деян.1:5), водительство (Рим.8:14), ходатайство (Рим.8:26) и другие, выражают многоразличные действия Духа Святого. Ошибочно считать, что они выражают одно и то же действие Духа. Например, исполнение и Крещение Духом Святым не означают одно и то же действие, так как очевидно, что наполнить сосуд чем-то и крестить/погрузить этот сосуд в какую-то среду вовсе не одно и то же.

В Новом Завете семь раз упоминается о Крещении Духом Святым (Мф.3:11; Мк.1:8; Лк.3:16; Иоан.1:33; Деян.1:5; Деян.11:16; 1Кор.12:13). В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) Крещения Духом Святым, и в этих текстах не говорится о значении Крещения Духом Святым. Только в одном тексте (а именно в 1Кор.12:13) говорится о значении Крещения Духом: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом тексте слово «крестились» стоит в форме возвратного залога, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В англ. Библии эта фраза приведена в форме страдательного залога: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.

Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает словосочетание «одно тело»? Какое «тело» имеет в виду ап.Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор.12:27; Еф.1:22-23; Кол.1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же ап.Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в Тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Другими словами, это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым – это значит быть присоединенным к Церкви Христовой. Пастор В.Домашовец [5] говорит об этом так: «Крещение Духом Святым не означает поливание человека какой-то духовной небесной водой, но тот факт, что Духом Святым мы крещены в тело Христово – в Его Святую Церковь, и стали ее членами, то есть Дух Святой, как Божья Личность, осуществил этот акт крещения для присоединения новорожденного дитяти Божьего к Церкви Христовой».

Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше к Церкви Христовой.

О Крещении Духом Святым как о присоединении верующего к Церкви Христовой пишет С.Санников в своей книге «Подготовка к крещению» [6]: «Чтобы понять, что представляет собой крещение Духом Святым, следует прежде всего задуматься над тем, что такое крещение вообще? Дословный смысл евр. и греч. слова «крещение» – означает «погружение», но в переносном смысле оно означало «присоединение». Таким образом, крещение Духом Святым есть процесс погружения, или присоединения, человека к Телу Христа; а Тело Его, как указывает Новый Завет, – это Его Невеста, Церковь».

Какие условия человек должен выполнить, чтобы Господь Духом Святым крестил (погрузил) его в Тело Христово (1Кор.12:13), то есть присоединил его к Церкви (Деян.2:47)? Оказывается, это те же условия, которые рассматривались в предыдущем разделе. Иначе оно и не может быть, так как Крещение Духом Святым означает присоединение христианина к Церкви Христовой. Поэтому для Крещения человека Духом, то есть для присоединения его к Церкви Христовой, необходимо выполнить два условия. Первым непременным условием является вера и покаяние (Деян.2:38), то есть человек должен быть рожденным свыше, спасенным, ибо только спасенных Господь прилагает к Церкви (Деян.2:47). Вторым условием является то, что рожденный свыше христианин должен принять Святое водное крещение по вере (Деян.2:38,41).

Говоря о водном Крещении по вере и о Крещении Духом Святым, необходимо ответить на вопрос: почему в Писании говорится, что существует одно Крещение? «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:5). Чтобы ответить на этот вопрос, следует иметь в виду, что, водное Крещение является священнодействием, которое сопровождается таинством, суть которого является Крещение Духом Святым, то есть присоединение христианина к Церкви Христовой. Эти два Крещения как бы сливаются в одном священнодействии-таинстве, поэтому и сказано, что «одно крещение».

Источники

[1] Тиссен, Г.К., Лекции по систематическому богословию (С.-Пб., 1994, стр.343.

[2] Решетников, Ю., Санников, С., Обзор истории евангельско-баптистского братства в Украине (Одесса: “Богомыслие”, 2000).

[3] Одинцов, Н.В., “О Церкви”. Баптист 9-10 (Москва, 1926).

[4] Прохоров, К., “О некоторых особенностях понимания крещения в русском баптизме”. Богословские размышления 8 (2007): стр.75.

[5] Домашовець, В., Вiн прославить Мене. Часопис «Пiсланець Правди», ч. 5-6 (1991).

[6] Санников, С., Подготовка к крещению (Одесса, 2005), стр.137.

Иван Васильевич Музычко — пастор, ведущий библейских семинаров. Кандидат технических наук. Проживает в Канаде.

Photo: Pixabay.

© 2020 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.