Крещение во свете библейской сакраменталогии (IV)
Крещение как сораспятие Христу
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:19-20).
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим.6:3)
«Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим.6:6).
Крещение по вере связано с важной проблемой, которая возникает в духовной жизни человека после его уверования и Рождения свыше. Эта проблема состоит в том, что возрожденный дух христианина, который желает жить по воле Божьей и даже «находит удовольствие в законе Божьем» (Рим.7:22), встречает сильное противодействие со стороны греховной плоти: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17).
Для многих после их уверования такое «открытие» является шокирующей неприятностью. Действительно, как это понять, что Слово Божье призывает верующего человека, рожденного от Бога, ставшего «новым творением» (2Кор.5:17), не быть рабом греха, не позволять, чтобы грех над ним господствовал (Рим.6:14), жить не по плоти, а по духу (Рим.8:1,13)? Неужели для верующего человека существует угроза стать «пленником закона греховного» (Рим.7:23)? Такая ситуация не будет смущать христианина, если он будет иметь в виду, что Рождение свыше не уничтожает «плоть», то есть греховную природу человека, его греховный характер, а только насаждает в нем эту новую духовную жизнь, возрождает человеческий дух, который до этого был мертв.
Конечно, при Рождении свыше Господь прощает все грехи человека, очищает его душу и поселяется в его сердце Духом Святым. Происходит так называемое первоначальное освящение человека (Евр.10:10), ему вменяется праведность по вере во Христа Иисуса (Рим.4:5; 5:1). Происходит обновление его мыслей, чувств и желаний. Верующий человек оставляет свою прежнюю греховную жизнь: то, что составляет суть этого мира: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1Иоан.2:15-16). Как говорилось выше в разделе «Крещение как Завет с Господом», христианин через Рождение свыше выходит из этого греховного мира, подобно выходу евреев из египетского рабства. Бог «избавляет его от власти тьмы и вводит в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Христос послал апостола Павла благовествовать язычникам, чтобы «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Него получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян.26:18).
При покаянии человек (через веру и Рождение свыше) освобождается от греховности этого мира, то есть от пороков, присущих миру таких, как воровство, убийство, блуд, прелюбодеяние, обман, пьянство, сквернословие, клевета, ругательство, предательство, наглость, грязные мирские удовольствия и проч. Он переходит в другое измерение жизни, в мир духовный, в котором он имеет общение со своим Создателем Отцом Небесным и со своим Спасителем Иисусом Христом, а также со своими братьями и сестрами по вере. В это время христианин переживает радость спасения, получает наслаждение от чтения Слова Божьего. Однако все это не означает, что Рождение свыше автоматически освобождает человека от его внутренней греховности и греховной природы, унаследованной от родителей (Рим.5:12). Через некоторое время он обнаруживает, что его греховная природа (или греховная плоть) начинает проявляться в нем в виде греховных привычек, греховных черт его характера, таких как гордость, тщеславие, зависть, гнев, превозношение, лукавство, раздражение, эгоизм и др. (Еф.4:31; Кол.3:8; 2Кор.12:20). Иногда это «открытие» приводит уверовавшего христианина в шок. Но Дух Святой вскоре такого христианина «наставит» (Иоан.16:13) через Свое Святое Слово, служителей или через чтение духовной литературы, поскольку, несмотря на Рождение свыше, греховная природа человека остается в нем.
Вот как писал об этом Д.Л.Муди в статье «Внутренние враги» [1]: «Когда мы рождаемся от Бога, то получаем от Него новую природу, становимся “причастниками Божеского естества”, но Бог не удаляет моментально всю нашу старую природу. У возрожденного человека две природы. Запомните это, и никогда не допускайте людям или сатане внушить вам, что раз вы уверовали, – старая природа навсегда умерла».
В.Ни в книге «Нормальная жизнь христианина» [2] писал: «Драгоценная кровь Христа может омыть меня от моих грехов, но она не может омыть меня от моего “ветхого человека” (Рим. 6:6)».
Если бы Рождение свыше автоматически освобождало человека от его греховной природы, то не было бы повеления об его дальнейшем освящении (1Фес.4:3; Отк.22:11), не было бы призыва к детям Божьим бороться против греха (Евр.12:4; Рим.6:12; Кол.3:5). Да и Слово Божье
говорит, что, хотя мы и дети Божьи, спасенные Его благодатью (Еф.2:8) и оправданные верою (Рим.5:1), но из-за нашей греховной природы «все мы много согрешаем» (Иак.3:2; 1Иоан.1:8). Из-за того, что после Рождения свыше в христианине остается его греховная природа, внутри его постоянно происходит борьба между его возрожденным духом и плотью, между его новой и старой греховной природой (Гал.5:17; Рим.7:19).
С момента возрождения христианин является дитем Божьим, духовным младенцем. Однако, Бог не хочет, чтобы христианин всю жизнь оставался духовным младенцем, но, чтобы он возрастал «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13-14; Евр.5:12-14). Духовных младенцев Писание называет плотскими христианами (1Кор.3:1-3), так как в этой духовной борьбе между их возрожденным духом и плотью (Гал.5:17), то есть их «ветхим человеком» (Рим.6:6), греховным характером, победа, как правило, остается за плотью, «так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Портрет такого плотского христианина представлен в Римлянам 7:15-24. Основная характеристика плотского христианина выражена словами: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим.7:19).
В этом смысле верующий человек может быть «пленником закона греховного» (Рим.7:23), «грех может над ним господствовать» (Рим.6:14). Многие думают, что в Римлянам 7:15-24 изображен портрет не плотского христианина, а неверующего, не возрожденного человека. Но такое мнение опровергается текстом Римлянам 7:22, ибо только возрожденный человек «находит удовольствие в законе Божием» и радуется Слову Божьему (Пс.118:16,24,27).
Р.Паксон в книге «Реки воды живой» [3] писала: «Слово Божье различает два рода верующих, детей Божьих. Дух Святой через апостола Павла (1Кор.3:1-4) говорит о всех рожденных свыше верующих, либо как о плотских, либо как о духовных. Каковы же признаки жизни плотского верующего? Это – жизнь непрекращающейся внутренней борьбы и раздвоенности (Рим.7:23). Иногда в этой борьбе берет верх духовная природа, и тогда плотской верующий наслаждается мимолетной радостью, миром и покоем. Но чаще берет верх плотская природа, и тогда мало что остается у плотского верующего от наслаждения духовными благословениями. Седьмая глава послания к Римлянам является чьею-то духовной биографией. Вне сомнения, это биография апостола Павла. Но она вполне могла бы быть, в такой же самой мере, биографией моей и вашей, дорогой друг».
Так как у многих укоренилось неправильное понимание, что отрывок Римлянам 7:14-25 описывает жизнь невозрожденного человека, то приведем еще пояснение этого места Писания из уже упоминавшегося «Толкования новозаветных посланий» [4], в котором, как принято считать, выражена официальная точка зрения богословия евангельско-баптистского братства: «Ссылаясь на свой личный опыт, апостол Павел в Римлянам 7:14-25 описывает собственную борьбу как христианина, в котором все еще живет грех, стремящийся удержать под своим воздействием его повседневную жизнь. Апостол признает, что даже и в нем, верующем, живет греховное начало, которое когда-то владело им, как рабом и все еще действует в нем, заставляя совершать вещи, которые ненавистны ему, и мешая ему делать то, что он хотел бы делать. С этой проблемой сталкиваются все верующие. «Итак, я нахожу закон», – пишет апостол Павел. Понятно, что речь в данном случае не о законе Моисея, но о некоем принципе. Этот закон или принцип выражается в постоянном присутствии злого начала в человеке, которое заявляет о себе, как только человек проявляет намерение сделать добро».
В книге «Рассказ об орле» [5] написано следующее: «Действие греховного закона в духовном мире можно сравнить с действием закона тяготения в мире физическом. Закон Всемирного тяготения описывает действие гравитационных сил и позволяет заранее предсказывать результаты их действия. Этот закон универсален: он одинаково применим в любой точке мира, и любое тело подчиняется его действию помимо своей воли. Если орел, парящий высоко в небе, сложит вдруг крылья, то сила гравитации неумолимо потянет его к земле, и он разобьется. Но если, падая, орел вновь расправит крылья, подъемная сила встречного воздушного потока преодолеет силу земного притяжения. Таким образом, действие силы притяжения нельзя уничтожить, но можно преодолеть. Именно это обещает нам Бог в нашей духовной жизни, если мы “расправим крылья в молитве” и будем повторять тексты из шестой и восьмой глав послания к Римлянам в момент соблазнов и искушений. Любой соблазн будет преодолен, если мы будем сердцем повторять Слово Божье, помня, что победа уже одержана Христом, и она принадлежит нам, потому что мы умерли с Ним и с Ним воскресли из мертвых».
В.Ни, исследуя послание к Римлянам, приходит к выводу, что в нем говорится о грехах (во множественном числе), которые человек может
совершать в своей жизни, и о грехе (в единственном числе), как первопричине, как законе, действующем в человеке. Он пишет:
«Какое бы количество грехов не было бы совершено мною, это всё тот же действующий во мне закон греха их производит. Я нуждаюсь в прощении моих грехов, но я также нуждаюсь и в избавлении от власти греха. Я могу получить прощение всех моих грехов и в то же время из-за моей греховной природы не иметь длительного мира в моём сознании. Когда свет Божий в первый раз проникает в моё сердце, то я вопию к Богу, моля о прощении, так как сознаю пред Ним совершённые мною грехи. Но, получив прощение, я делаю новое открытие, что закон греха действует во мне. Я отдаю себе отчёт не только в том, что я совершил грехи пред Богом, но что зло живёт во мне, что вся моя натура греховна. Наклонность грешить внутри меня как сила, которая двигает мною. Каждый раз, как только эта сила проявляется во мне, так я и совершаю грех. Я могу искать и получать прощение, но я буду опять грешить. Таким образом, моя жизнь вращается, как в заколдованном круге: я грешу, получаю прощение и снова грешу. Я действительно обладаю благословенным Божьим прощением, но мне надо больше этого: мне нужно избавление. Я нуждаюсь в прощении того, что я сделал, но я также нуждаюсь и в освобождении от того, что я есть» [6].
Р.Паксон пишет : «Подавляющее большинство людей, уверовавших в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя, останавливается в своем духовном опыте на двух первоначальных истинах: на прощении прошлых грехов, бывших до уверования, и на надежде наследовать Царство Небесное после смерти. Настоящая же их жизнь, между уверованием во Христа и моментом физической смерти, является для них “сорокалетним пребыванием в пустыне”, с бесплодными скитаниями по ней, без истинного мира и покоя и без достижения “Обетованной Земли”. Лишь весьма немногие готовы увидеть и признать, что на престоле их жизни по-прежнему восседает ветхий человек, управляющий всем их существом со всей своей деспотической властью. У многих, уверовавших в Господа Иисуса Христа как своего личного Спасителя, продолжает оставаться полное неведение или же равнодушие в отношении к скрытым и коварным действиям и проявлениям старого “Я”. Если ветхий человек не проявляет себя в их жизни в более грубой форме, то такой верующий успокаивается в благодушной уверенности, что все в его духовной жизни обстоит хорошо, и даже не подозревает, насколько для Бога неприемлемы и все остальные, более утонченные и менее явные для нашего сознания грехи человеческого духа. Воистину, как немногие готовы открыто признать: “Знаю, что не живет во мне, то-есть в плоти моей, доброе” (Рим.7:18)» [7].
В.Ни в упомянутой выше книге пишет об этом так: «Наша проблема заключается в том, что мы родились грешниками. Как же нам выйти из этой греховной наследственности? Так как мы родились в Адаме, то каким образом мы можем выйти из Адама? Позвольте мне тотчас сказать вам, что кровь Христа не может нас вывести из Адама. Остаётся только один способ. Так как мы вошли в потомство Адама через рождение, то выйти из него мы не можем иначе, как только через смерть. Чтобы положить конец нашей греховной природе, надо положить конец этой жизни, полученной от Адама» [8].
Рабство греху пришло через рождение. Освобождение от греха приходит через смерть. Именно этот способ освобождения усмотрел для нас Бог. Смерть – это способ нашего освобождения. «Мы умерли для греха» (Рим.6:2). Но как мы можем умереть? Вероятно, многие из нас делали усилия, чтобы избавиться от греха в нашей жизни, но мы нашли его глубоко укоренившимся. Каков же выход? Мы не можем никакими своими усилиями умертвить нашу ветхую природу, но мы должны признать, что Бог «во Христе» разрешил нашу задачу. Это вкратце изложено в следующем заявлении апостола: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим.6:3)».
Духовная борьба в душе христианина между его возрожденным духом и его греховной природой, плотью (Деян.5:17) иногда может быть настолько жестокой (Евр.12:4), что христианин вопиет к Богу: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим.7:24). Поэтому возникает вопрос: неужели Господь, совершив для нас спасение на Голгофском кресте, обрел нас на такую изнуряющую духовную борьбу с грехом внутри нас? Конечно же, нет! Дело в том, что Господь Иисус Своим Голгофским подвигом приобрел нам не только спасение от вечной гибели, но также избавление от власти «закона греха и смерти» (Рим.8:2). Это освобождение от «иного закона, противоборствующего закону ума моего и делающего меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим.7:23) происходит через смерть для греха (Рим.6:2), через «сораспятие Христу» (Гал.2:19), через «распятие плоти со страстями и похотями» (Гал.5:24).
Некоторые полагают, что смерть для греха происходит в момент покаяния человека. Но апостол Павел смерть для греха и сораспятие Христу связывает не с покаянием, а с Крещением по вере (Рим.6:3; Кол.2:12). И это потому, что покаяние большей частью связано с нашей эмоциональной сферой, оно происходит под влиянием наших чувств, тогда как водное Крещение по вере в основном связано с нашей рациональной сферой, это результат решения нашей воли сораспяться Христу. Поэтому можно сказать, что в Святом водном крещении по вере христианин заявляет о своем решении верою умереть для греха, сораспяться Христу, «соединиться с Ним подобием смерти Его» (Рим.6:5), то есть идти путем освящения. Осуществляя это сораспятие со Христом, он переходит от жизни по плоти к жизни по духу. Поэтому сказано, что «нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил нас от закона греха и смерти» (Рим.8:1-2; 7:23; Гал.2:19).
Так вот, таинство, которое происходит во время совершения Святого водного крещения по вере, состоит в том, что христианин верою погребается в смерть, верою соединяется со Христом подобием смерти и воскресения Его. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим.6:2-5).
Даже сама форма Крещения говорит об этом: погружение в воду (в водную могилу) символизирует смерть для греха и погребение, а поднятие из воды символизирует воскресение для новой обновленной и победной жизни, «быв погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвы» (Кол.2:12). Поэтому накануне Крещения братья-служители, готовящие верующего к принятию таинства, должны «дать ему наставление в вере» (Гал.3:2), то есть объяснить ему второе значение смерти Христа на Голгофе, а затем привести его к молитве, в которой верующий должен верою принять тот факт, что «ветхий его человек распят со Христом, чтобы упразднено было тело греховное, дабы ему не быть уже рабом греху» (Рим.6:6), то есть верою принять мертвость для греха (2Кор.4:10), точно так же, как в свое время он верою принял прощение грехов и дар жизни вечной (Деян.26:18). Подобно тому, как молитва покаяния, в которой человек верою принял спасение во Христе Иисусе, дала возможность Духу Святому возродить человека к новой жизни, так точно и молитва, в которой христианин верою принимает мертвость для греха, дает возможность Духу Святому помочь христианину осуществить эту мертвость для греха в его практической жизни. Эту мысль можно выразить иначе: подобно тому, как сакраментальное священнодействие молитвы покаяния произвело в человеке таинство возрождения человека к новой жизни, так точно сакраментальное священнодействие молитвы, в которой христианин верою принимает мертвость для греха, производит в человеке таинство умирания для греха в его практической жизни.
Таким же образом братья-служители должны наставить верующего, чтобы он после Крещения (во время молитвы, которая будет совершаться над ним с возложением рук) в своей молитве поблагодарил Бога за эту мертвость для греха и верою принял обновленную жизнь воскресения (Рим.6:4) и силу воскресения Христа для победоносной жизни (Флп.3:10; Рим.8:37).
Совершение верующим таких молитв (перед крещением и после крещения) вовсе не означает, что он сразу станет свободным от проявлений греховной плоти, что он становится неспособным согрешать. Это, конечно, не так. Такой молитвой христианин выносит смертный приговор своему ветхому человеку. Дух Святой же осуществляет в человеке эту смерть. Христианин молитвой веры пригвождает свою плоть ко кресту, и как бы она ни противилась, конец ее – смерть. Действие такой молитвы веры можно сравнить с тем, как человек подсекает корень ядовитого дерева. Листья его не сразу опадают, оно может зеленеть еще день, два, но затем листья постепенно вянут и опадают. Так и в христианине, который верою распял свою плоть со страстями и похотями, еще некоторое время будет проходить эта борьба между возрожденным духом и плотью, но постепенно эти проявления плоти будут все слабее и слабее. Христианину все легче будет «духом умерщвлять дела плотские» (Рим.8:13) и таким образом «ходить в обновленной жизни» (Рим.6:4).
Но и такое состояние не означает, что христианин стал безгрешным, не способным согрешать. На какой бы духовной высоте ни стоял христианин, он может споткнуться, согрешить. Но это не будет грех по привычке, грех, против которого христианину трудно устоять. Это не будет грех, а согрешение, то есть грех случайный, нечаянный. Верующему, умершему для греха, гораздо легче устоять в искушении, у него в жизни все больше будет побед и меньше поражений. Дух Святой будет вести его по пути возрастания, на котором он будет, «как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Пр.4:18). Ну и, конечно, необходимо помнить, что Крещение по вере является священнодействием, сопровождаемым таинством получения Благодати Божьей, благодаря которой христианин в соработе с Духом Святым сможет успешно идти по пути сораспятия Христу (Гал.2:19-20; 1Кор.15:10).
Во свете такого значения водного Крещения по вере более понятным становится текст из 1 Петра 3:21, где говорится, что Крещение «спасает воскресением Иисуса Христа». Конечно, оно не спасает от вечной гибели, ибо от вечной гибели человек получает спасение по благодати через веру и покаяние (Еф.2:8). Но спасение от власти первородного греха, от господства в нашей жизни нашего греховного характера, «избавление от нашего тела смерти» (Рим.7:24), то есть от проявлений «ветхого нашего человека» (Рим.6:6), происходит через Святое водное крещение, конечно, не через факт погружения в воду, а через осуществление верою его значения (Евр.12:1). Ибо мы знаем, что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, мы погреблись с Ним крещением в смерть, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греха» (Рим.6:3-6).
Процесс сораспятия со Христом в Писании еще называется Освящением, о котором сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1Фес.4:3). Принцип Освящения состоит в том, чтобы освобождаться от греховных проявлений, «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11), «духом умерщвлять дела плотские» (Рим.8:13). Процесс освящения в Писании называется еще достижением святости, к которой Господь нас призвал: «Будьте святы, потому что Я свят» (1Петр.1:16); «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фес.4:7). Конечно, первоначальную, так называемую, вмененную святость и праведность Господь дарует христианину по вере во время Рождения свыше (Рим.3:24,28; 5:1; Евр.10:10). Поэтому все дети Божьи в Писании называются святыми: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым» (1Кор.1:2); «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Но дальше христианин в процессе Освящения призывается к достижению приобретенной праведности (Втор.6:25) и святости, о которой сказано: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Для успешного продвижения по пути Освящения необходимо пользоваться двойным принципом: верой и старанием (Мк.9:29; Евр.11:30; Втор.6:25; 2Пет.1:5). Это как две ноги у человека, если они здоровые и сильные, то человек успешно может продвигаться вперед. Так и христианин, если он верою «распял свою плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и старается «духом умерщвлять дела плотские» (Рим.8:13; Евр.12:14), то Дух Святой будет «подкреплять его» (Рим.8:26) и помогать ему продвигаться вперед по пути Освящения.
Необходимо, конечно, иметь в виду, что полного и окончательного освящения невозможно достичь в этой земной жизни. Господь знает это, и поэтому Он и не ставит перед христианином такой задачи. Он ставит цель идти путем освящения, стараться достигать святости, и по этому старанию (Втор.6:25; 2Пет.1:5; Евр.12:14) Он будет определять верность христианина (Отк.2:10). Полной и окончательной святости христианин достигнет только при встрече со Христом: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Иоан.3:2).
Господь Иисус Христос все сделал для того, чтобы Его Церковь была свята и непорочна при встрече с Ним: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит это» (1Фес.5:23-24).
«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25-27).
Продолжение следует.
Источники
[1] Д.Л. Муди, “Внутренние враги”. Сеятель истины 7-8 (2001).
[2] В.Ни, Нормальная жизнь христианина.
http://www.blagovestnik.org/books/00110.htm (Доступ: 30.09.2020).
[3] Р.Паксон, Реки воды живой (Лос-Анжелес, 1949).
[4] Толкование новозаветных посланий и книги Откровения (Эшфорд, 1989), стр.160.
[5] Б.Готард, Рассказ об орле (Institute of Basic Life Principles), стр.55.
[6] В.Ни, Нормальная жизнь христианина.
[7] Р.Паксон, Реки воды живой.
[8] В.Ни, Нормальная жизнь христианина.
Иван Васильевич Музычко — пастор, ведущий библейских семинаров. Кандидат технических наук. Проживает в Канаде.
Photo: Pixabay.
© 2020 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.