Феминистическая теология как форма просвещения

Феминистическая теология как форма просвещения

От редакции: Предлагаем Вашему вниманию материал Виолы Эрбах, получивший вторую премию в рамках конкурса статей – 2016 “Христианского мегаполиса” в тематическом разделе “Церковь и культура”.

Феминист. Теолог. Украинка. Венгерка. Будущий священнослужитель. Это только некоторые из тех ярлыков, которые я могу считать частью своей личности. Много лет подряд я думала, спрашивала себя: “Может ли настоящий христианин быть феминистом?” Не является ли феминизм чем-то слишком радикальным, полностью несовместимым с моей христианской моралью? Однажды, когда моя наивность превратилась в реалистичный взгляд на мир, я осознала, что феминизм не является противоположностью христианства. Более того, его можно и нужно использовать в нашей церковной миссии.

На этом раннем этапе читатель вполне может назвать мои взгляды слишком либеральными и, махнув рукой, перестать читать написанный мной материал. Я  в свою очередь, как человек на данный момент проживающий в либеральной Великобритании, не поспорю с тем фактом, что мои взгляды и вправду изменились. И все же я верю, что феминистическая теология может послужить большой помощью в разрешении проблемы домашнего насилия. Вооружившись девизом: «моя хата с краю», мы, увы, часто избегаем этой темы, боясь перейти за рамки социальных табу. И все же, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о глобальной распространенности насилия, каждая третья женщина в мире на протяжении своей жизни хоть раз подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны партнера [1]. Эта статистика поражает. Но что поражает меня более, так это факт того, как мало женщин обращаются за помощью.

Как член церкви, я невольно ловлю себя на мысли: как церковь, облегчаем ли мы состояние женщин, которые подверглись насилию? Исследования, сфокусированные на влиянии местной культуры на домашнее насилие, показало, что женщины, часто подвергавшиеся насилию,  испытывали моральный конфликт между своим желанием уйти и своими христианскими ценностями [2]. Более того, их партнеры-мужчины использовали Священное Писание и святость брачного обета в целях манипулирования супруги на сохранение брака. И это, пожалуй, является одним из наилучших примеров того, как наша культура может быть использована не во благо, а во зло.

Феминистские теологи задаюсь себе следующий вопрос: «Является ли тот факт, что на протяжении веков церковь изолировала, притесняла и заглушала голос  женщин, свидетельством того, что христианство не рассчитано на них? Или все-таки возможно создать теологию, которая  защищает все человечество?» [3] Вопрос, который я хочу задать:  что мы, как культура, общество, церковь можем взять от феминистской теологии себе в помощь?

На мой взгляд, наша миссия – приверженцев христианской традиции – в подобающем воспитании подрастающего поколения. Если исходить из того факта, что феминистическая теология является  движением, исходящим из теологии освобождения (Liberation Theology), можно пойти следующим логическим путём. Одним из оснований теологии освобождения послужила философия образования Паулу Фрейре, в которой он призывает к осмыслению навязанных обществом норм, побеждая при этом «заговор молчания». Как результат, угнетённый слой общества становится способным распознавать направленную против него негативную пропаганду угнетателя. День за днём современное поколение девушек сталкивается с так называемыми “стандартами” красоты, отношений, типичного «женского» поведения.

Как сообщает The Independent, 10% подростков, подвергающихся травле, пытались покончить жизнь самоубийством [4].  Исследования показывают, что 45% подростков в возрасте 13-18 лет становились жертвами «лукизма» — травли из-за внешности. Женщины, боящиеся не соответствовать образу, повинующиеся супруги-христианки годами умалчивают о случаях домашнего насилия. На этом этапе я хотела бы спросить — а не наша ли это миссия, как церкви, открыть глаза на подобные примеры социальной несправедливости?

Ситуация, сложившаяся в странах СНГ, похожа на китайскую [5]. После революции 1917 года в СССР возник идеал комсомолки, активно принимающей участие в субботниках, усердно трудящейся работницы, успешно совмещающей работу и семью. Женщины, работающие на заводах, стали одной из главных опор Советской Армии, но после распада Советского Союза были вынуждены вернуться к роли жен-домохозяек. Не поймите меня неправильно — я не против идеи женщины-домохозяйки. Я против идеи подчиняющейся во всём жены, следующей каждой прихоти мужа, использующего Библию в оправдание своих патриархальных поступков.

Но, может, в чём-то есть и наша вина?  Мы, служители церкви, привыкли акцентировать внимание на храбрых последователях Иисуса, на мужских атрибутах Господа и т.д. Мы умалчиваем о Марии Магдалине, которая является первой свидетельницей воскресения. Или о Боге, собирающем детей своих, как птенцов под свои крылья (Мф.23:37). А может, пришла пора не воспринимать слова женщин, как «пустые»? (Лк.24:11, 1Кор.14:34) Одним из главных заданий теологии освобождения является социальная работа. Как мы видим, феминистическая теология является близкой родственницей теологии освобождения. Может, пришло время добавить в список социальных аспектов нашей деятельности просвещение женщин насчет угрозы домашнего насилия, так называемых «стандартов красоты» и гендерных норм?

Быть женщиной в обществе, где существует поговорка «бьет — значит любит» — настоящее испытание. Предлагаем ли мы помощь этим женщинам? Не составило бы большого труда организовать группы поддержки, лекции по семейной этике и морали. Они принесли бы огромную пользу.

Я признаю, что некоторые аспекты в феминистской теологии многим покажутся слишком либеральными, ультрасовременными, да и просто неприменимыми в нашем контексте. Но вопросы, задаваемые феминистскими теологами, не являются пустым звуком. Их задают себе женщины во многих странах мира – от Индии до Украины.

В современном обществе остается всё меньше и меньше «запретных» тем. С моей точки зрения, неправильно ставить в список запретных вопрос домашнего насилия. Термин “феминизм” не должен считаться чем-то негативным.

Я – теолог. Украинка. Венгерка. Будущий священнослужитель. Феминистка. Христианка.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] “Насилие в отношении женщин”. Всемирная организация здравоохранения (2016). http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs239/ru/ (Доступ: 15.05.2016).

[2] S.Wendt (2008), “Christianity And Domestic Violence: Feminist Poststructuralist Perspectives”. Affilia 23 (2): стр. 149.

[3] N.K.Watson (2003), Feminist Theology (Grand Rapids, MI: Eerdmans), стр. 27.

[4] R.Garner (2014), “Report: 10% Of Bullied Teenagers Have Tried To Commit Suicide”. The Independent. http://www.independent.co.uk/news/education/education-news/report-10-of-bullied-teenagers-have-tried-to-commit-suicide-9262874.html (Доступ: 15.05.2016).

[5] Англоязычным читателям рекомендую документальный фильм From ‘Iron Girls’ to ‘Leftovers’ – Independent Women in China. https://www.youtube.com/watch?v=QarOjjKfseo (Доступ: 15.05.2016).

Фото: Xusenru | Pixabay

Материал опубликован с разрешения автора.

© 2016. Все права сохранены. В.Эрбах и “Христианский мегаполис”. 

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.

При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.