Скачивать или не скачивать?

Скачивать или не скачивать?

Если бы вам предложили купить новый айфон последней модели за 3 тысячи рублей, однако вы точно знали бы, что он краденый, вы бы купили? Для вас это вроде бы выгодно – существенно экономит вам деньги. Сами вы вроде бы не воруете – это за вас сделал кто-то другой. Купили бы?

Я бы не стал. Более того, как христианин я бы начал призывать к покаянию продавца телефона, который, конечно, сразу же заткнул бы уши или начал бы злиться. Однажды именно так и произошло на парковке около гипермаркета «Ашан», когда ко мне подошел некий торговец телефонами.

Почему бы я не стал покупать краденый телефон? Потому что это поддерживает воровство. Ремесло воровской шайки зависит от таких, как мы, – от покупателей. Если мы будем продолжать покупать, они будут продолжать воровать, и еще много людей пострадают от их рук. Вы скажете: «Не купишь ты – купит кто-нибудь другой». Да, я понимаю. Однако, как христианин я не хочу вносить в это свой вклад.

Я думаю, многие христиане с этим согласятся. Однако есть сфера, в которой христианское воровство процветает пышным цветом, а значительная часть христианского сообщества, не задумываясь, поддерживает то, что противоречит нравственным принципам. Это так называемое «бесплатное» распространение по интернету отсканированных христианских книг или “пиратских” копий видеофильмов. Сразу оговорюсь, речь идет не о тех видео, которые снимаются специально для бесплатного распространения, и не о тех книгах, которые за давностью времени выходят в свободный доступ (через 50 лет после смерти автора). Речь идет о печатных и электронных материалах, которые предназначаются для продажи.

С этим связаны несколько вопросов, на которые я постараюсь ответить последовательно.

I. Почему это воровство, если сайт выкладывает книгу или фильм бесплатно, а не за деньги?

Дело в том, что на изготовление любого качественного материала – будь то видео – или текстового – тратится много денег. Позвольте проиллюстрировать это на примере книги. Сначала книгу нужно написать. В зависимости от темы, уровня исследования и типа материала на это может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет ежедневной кропотливой работы. Это время, которое автор отрывает от своей семьи, от своего досуга, иногда от сна. Если же написание книг является его основной профессией, то это месяцы полноценного рабочего времени, в течение которых он должен оплачивать квартиру и содержать семью. Написать полезную и стоящую книгу – это отнюдь не то же самое, что нацарапать за вечер пост, скажем, в “Живом журнале”.

Затем книгу должны проработать редакторы и корректор, чтобы исправить ошибки, проверить пунктуацию, привести к единому виду оформление сносок, ссылок и т.п. Работа корректора может занять одного человека на целый месяц или больше. Это месяц зарплаты. Обычно оплата рассчитывается в зависимости от объема текста и может составлять от 10 до 30 тысяч рублей (и больше).

Затем книгу нужно сверстать. В зависимости от используемой программы, трудности и объема верстки за это можно заплатить и до 40 тысяч рублей. Затем нужно заказать дизайн обложки. Это может стоить, в зависимости от фирмы и качества дизайна, в районе 5 тысяч рублей или больше. На книгу, также, нужно получить ISBN; это еще примерно 1,600 рублей

Затем нужно заплатить типографии за печать. Это самая большая статья непосредственных расходов. Цена будет зависеть от большого количества факторов, но можно сказать, что, в грубом приближении, счет пойдет на сотни тысяч рублей (скажем, 100-200 тысяч).

В конце концов книгу нужно доставить по месту хранения, заплатив транспортной компании 10–20 тысяч.

Таким образом, издание одной книги обходится в большие деньги. Откуда их взять? Индивидуальные авторы могут брать деньги взаем. Их надо будет каким-то образом отдавать. Каким? Ну, конечно, в результате продажи книги. Издательства располагают большими возможностями, однако, вдобавок ко всем вышеперечисленным расходам, они каждый месяц платят зарплату персоналу, оплачивают аренду офиса, коммунальные услуги и использование офисной техники. Плюс к этому, и те, и другие платят налоги.

И тут приходит какой-то “христианизированный умник” и говорит: «А чё эта они будут обогащаться вот запроста так? Дай-ка я выложу эту книгу бесплатно! А неча им!» В результате, он эффективно пресекает поток заказов на книгу – зачем тратить деньги, если можно скачать бесплатно! В результате, христианское издательство остается банкротом, а автор-христианин не может вернуть долги.

Не случайно во многих странах мира, в том числе и в России, принят закон об авторском праве. Он охраняет право автора на продажу своего произведения. Как каменщик, плиточник или дворник имеет право продать свой труд, автор имеет право получить вознаграждение за свой. А издательство имеет право получить доход от своей работы. Те, кто сканируют и выкладывают книги бесплатно, лишают справедливого и честного дохода и авторов, и издателей. А это и есть воровство. Те, кто скачивает бесплатные книги, соответственно, являются пособниками воровства.

II. Если я могу дать кому-то почитать бумажный экземпляр, почему я не могу точно так же поделиться электронной версией со своими 100 друзьями по интернету?

Не можете, потому что это разные вещи. (1) Во-первых, когда речь идет о бумажном экземпляре, сколько человек могут им одновременно пользоваться? – Только один! А сколько человек могут скачать электронную версию с вашего сайта? – Да хоть тысяча! Это ничем не ограничено. (2) Во-вторых, когда вы отдаете свой бумажный экземпляр, у вас его уже не остается. А когда кто-то скачивает электронную версию, вы ее не удаляете со своего компьютера. В результате, электронные файлы “плодятся, размножаются и наполняют землю”. Это бесконтрольный процесс. (3) В-третьих, поделившись бумажным экземпляром, вы его хотя бы на время для себя потеряли (и рискуете совсем потерять, если ваш друг забудет его вам вернуть). А, поделившись электронным файлом, вы не отдаете ничего своего, за что заплатили бы деньги. Вы «делитесь» без жертвы, без ущерба для себя, “на халяву”. Вы выглядите «хорошенькими» за чужой счет.

Поэтому-то закон об авторском праве специально оговаривает ситуацию отдачи книги в прокат (т.е. для временного пользования). В частности, статья 16 Закона РФ об авторском праве гласит:

Пункт 1: «Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом».

Пункт 2: «Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия… распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение)…»

Закон разрешает любому человеку купить у автора или издательства, или в магазине любое количество экземпляров и дальше распространять именно их – именно это количество экземпляров, за которые были заплачены деньги. Однако делиться электронными файлами с другими людьми можно только с разрешения автора.

Пункт 3: «Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры».

Таким образом, передавать книгу в электронном виде другим лицам без согласия обладателя авторских прав – прямое нарушение закона РФ. Если владелец файла хочет передать электронный файл другому лицу, то он должен удалить его со всех своих девайсов.

III. Разве это не благородно – дарить людям возможность читать хорошие книги?

Бесплатное распространение чужих книг сродни благородству Робин Гуда, который отбирал у одних и отдавал другим. Однако, между Робин Гудом и христианскими “пиратскими” сайтами есть существенная разница. Робин Гуд обирал богатых, чтобы раздать бедным, а пиратствующие христиане обирают бедных, чтобы раздать разным. В одной из народных песен о Робин Гуде от его лица говорится: «Я никогда не обижал человека праведного и честного». А распространители бесплатных книг обижают именно таких – праведных и честных, если мы только верим, что авторы христианских книг, пасторы и работники христианских издательств являются праведными и честными.

Впрочем, Робин Гуд не может быть мерилом христианской праведности. С библейской точки зрения, он занимался греховным и неугодным Богу делом. Не таким должно быть благородство и не к этому призваны христиане. Я не думаю, что кто-то из нас станет оправдывать человека, который крадет продукты из магазина, объясняя это тем, что его соседям есть нечего. Если соседям есть нечего, следует купить им еду на свои деньги, а не красть ее из магазина. Так и здесь: если хочешь дать людям возможность почитать хорошие книги, то купи эти книги честным путем в магазине и дари оплаченные тобой экземпляры кому хочешь.

IV. Разве вся христианская литература не должна быть бесплатной?

Представляете, нет, не должна! (1) Во-первых, бесплатного не бывает. Если это для вас бесплатно, значит, за это заплатил кто-то другой. Бесплатные книги, которые распространяет, к примеру, Славянское евангельское общество, стали бесплатными потому, что их оплатили спонсоры. Однако, нельзя привыкать к тому, что за нас все время платит кто-то другой, – нужно и на себя учиться брать ответственность.

(2) Во-вторых, библейский принцип таков, что «трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10; ср. 1Тим.5:18). Если автор и издательство трудятся, то они достойны получить материальное вознаграждение за свой труд. Более того, получать материальное воздаяние за духовное служение – это не просто позволение, а повеление Христово: «…Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:14). Если пастор проповедует устно, он должен получать за это зарплату. Это Божье повеление. И если автор проповедует письменно, Господь повелевает оценивать это как достойный пропитания труд.

Представление о том, что пастор не должен получать зарплаты и автор – дохода от своей книги, берется не из Библии.

V. Разве это не укрепляет Церковь?

Вновь ответ – «нет». Это не только не укрепляет Церковь, но и, по моему глубокому убеждению, в конечном итоге, ослабляет и разрушает ее. У меня есть знакомые, которые были вынуждены “свернуть” торговлю христианскими книгами из-за того, что большинство этих книг было выброшено в интернет христианскими «пиратами». А они развозили по церквам хорошие книги и были большим благословением для многих людей. Я слышал также информацию от известных христианских издательств, что они едва выживают из-за того, что спрос на их книги стал резко падать.

Вспомните все те книги, которые были напечатаны маленьким тиражом, но потом никогда не переиздавались. Да, вы можете их найти в электронном виде, но их нельзя ни заказать для библиотеки, ни купить в подарок для друга, ни приобрести в бумажном виде для собственного более удобного чтения!

А теперь представьте себе большой проект перевода какой-нибудь новой книги. Например, мы давно плачемся, что на русском языке нет ни одного академического еврейско-русского или греческо-русского словаря. Ключевые словари, являющиеся золотым стандартом на Западе, на русском языке недоступны. Вы спросите: «Почему?» Все очень просто: потому что вкладывать деньги в этот проект нерентабельно! Издательство потратит пару лет и много десятков тысяч рублей на перевод и несколько сот тысяч рублей на печать, однако, все это – с весьма великим риском потерять эти деньги и “прогореть”, потому что найдется какой-нибудь “умник”, который через два месяца выложит весь этот словарь в отсканированном виде в интернете.

Хорошо ли это? Неужели хорошо, что закрываются издательства и книжные магазины? Неужели хорошо, что выходят из печати хорошие книги? Неужели хорошо, что перевод и издание новых серьезных книг становится крайне невыгодным, экономически провальным делом? Нет, это ужасно плохо, потому что лишает нас будущего.

Поэтому не говорите мне, что эти христианские сайты несут добро. Их «добро» весьма недальновидное. На самом деле они – разрушители Церкви. Да и как может воровство укреплять? Благословит ли Бог это дело? Добро нельзя построить на зле.

Фото: Pixabay

Опубликовано с письменного разрешения А.Прокопенко.

Блог А.Прокопенко

Обратная связь с автором в Facebook: Alex Prokopenko.

Алексей Прокопенко

Алексей Прокопенко

Магистр богословия (The Master's Seminary). Соискатель степени доктора богословия. Пресвитер церкви "Преображение" (Самара).

More Posts - Website

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.