Задачи практического душепопечения

Задачи практического душепопечения

Библейское душепопечение (христианское консультирование) – это оказание практической действенной помощи на основании учения Священного Писания людям разных убеждений, созданным по образу и подобию Божьему.

Иисус Христос желает помочь каждому обрести истину, получить свободу во всех аспектах жизни. Бог создал людей со способностью любить и быть любимыми. Хотя не все люди закладывают любовь в основание своих отношений, Господь не лишает Своей любви Свое творение и не бросает их на произвол судьбы. Заповедуя любить, Он обращает наше внимание на важность заповедей любви. Поэтому, если нам кажется, что мы не можем или не способны любить Бога и других людей, Он помогает нам любить в Своем Писании (Иоан.8:31-32).

Наши грехи, ложные убеждения, неисцеленные духовные, душевные, эмоциональные и другие травмы производят разделение с Богом и другими людьми. Грех разрушил нашу способность любить и принимать любовь. Обращение к Богу, покаяние и возрождение, автоматически не освобождают нас от влияния и последствий греха. Божье прощение и усыновление не решает всех последствий наших прежних деструктивных связей, поступков и отношений. Мы все еще грешим, сталкиваемся с последствиями грехов других людей, с неисправленными отношениями, с неисцеленными сердцами. Кроме этого, существуют другие сложные обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся, например, неизлечимые болезни, смерть близких и проч.

Когда мы сталкиваемся с подобными обстоятельствами, у нас может возникнуть внутренний конфликт: почему, я молюсь, чтобы Бог исцелил от болезни, а Он не исцеляет, не дает свободы от греховных оков плоти, нападок сатаны, непреодолимой тяги к алкоголю, другим химическим веществам, порнографии и т.д.? Не получая ответа на свои вопросы, человек начинает сомневаться в христианстве. Возникает мысль: неужели я Богу не интересен?

Дело в том, что в трудных жизненных обстоятельствах наши действия основываются на пережитом опыте, изменчивых чувствах, а не на рациональной информации. Например, человек с завышенной самооценкой заставляет страдать окружающих, используя людей в своих корыстных целях. При явно заниженной самооценке, тоже возникают проблемы. Представляя себя бедным, несчастным страдальцем, он видит себя недолюбленным и недооцененным.

Вера в ложь порождает ложные ценности, в том числе и религиозные. Как вирус, эта вера поражает духовный человеческий организм. В таком случае, человек нуждается в помощи душепопечителя, опытного христианского консультанта, который поможет ему построить личные отношения с Иисусом как Спасителем, Советником и Господом. Помочь человеку обрести Христа – задача душепопечителя, ведь именно Христос действительно решает любые человеческие проблемы, поскольку Он победил сатану на голгофском кресте (Кол.2:14).

Господь Иисус управляет этим миром в соответствии со Своей державной волей и не согласует ее с нашими верованиями, пониманиями, убеждениями. Поэтому не стоит упускать из виду неразорванные и неисцеленные душевные, эмоциональные связи, травмы, программы и прочее негативное наследие прежней идентичности, от которого мы не сразу избавляемся после обращения к Богу.

Спасите наши души,
Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше –
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души
Напополам!
(В. Высоцкий)

Слушателей различных семинаров по душепопечению и христианскому консультированию объединяет вера в Иисуса Христа и общие проблемы. Однако в каждой церкви, союзе или деноминации их пытаются решать в соответствии со своей интерпретацией Священного Писания, знаниями из области психологии, медицины и других наук. В разных местах на одну и ту же проблему реагируют по-разному: в одних общинах считают, что верующий человек не может вступать в брак при разводе второй раз при жизни супруга/супруги; в другой общине это допустимо. И в первом, и во втором случае находится своя аргументация; например, можно опереться на библейский текст: «Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Так, например, считают некоторые братья-традиционалисты. Однако, пытаясь соблюсти букву закона, они упускают из виду то, что при измене одной из сторон брачного союза, брак фактически разрушается. Никакие правильные библейские цитаты не могут его спасти без действия Духа Святого и решения самих супругов бороться за исполнение Божьей воли и сохранение своего брачного союза. Из практики душепопечения можно сделать вывод, что христиане, рожденные свыше, при разводе понимают, что они идут против Божьей воли, следуют не за Христом, а за похотью своей плоти.

В связи с этим вспоминается ситуация, которая произошла в одной из украинских церквей. Там принесли покаяние двое людей, живших в так называемом «гражданском браке». Позже выяснилось, что мужчина был женат семь раз, а у его сожительницы было девять половых партнеров. Посоветовавшись и помолившись, братья-служители разрешили этим людям принять крещение после официальной регистрации их отношений.

Однако в ряде случаев, не получив ответы на свои вопросы в поместных церквах, отчаявшиеся люди ищут помощь везде, где угодно. Общими для всех искателей истины являются проблемы, которые имеют глубокие корни в прошлом. Каждый из них испытывал тяжелые эмоциональные, психические, физические или другие травмы, которые при определенных жизненных обстоятельствах причиняли им другие люди.

Мне известен случай, когда у одного из моих подопечных, когда ему было четыре месяца, пьяным отцом была избита мать. Маму забрала скорая помощь, которую отец все-таки смог вызвать. Потом этот невменяемый человек распеленал плачущего малыша и за ногу выбросил в окно в снежный сугроб. К счастью, плач ребенка услышали соседи и подобрали полузамерзшего малыша.

Тяжело вспоминать свой личный опыт. Дабы не раздражать постоянно пьяного папу, нас, детей, заставляли вести себя тихо. Когда младший брат начинал плакать по какой-то причине, отец брал его за любую часть тела и бросал в мать. Помню, как отец выгонял нас полураздетых на мороз, а мы надеялись, что кто-то пустит нас к себе на ночлег. Но мало кто был готов открыть нам двери своих жилищ. Это привело к тому, что я всегда подавлял свои эмоции, старался спокойно реагировать на любую самую экстремальную ситуацию, а их в моей непростой полукриминальной жизни было предостаточно.

В разных семьях по-разному реагируют на насилие и унижение. Одна из женщин, которая обратилась ко мне за помощью, пережила сексуальное насилие. Пока ее отец находился в местах лишения свободы, пьющая мать за бутылку водки заставляла свою дочь заниматься проституцией. Психика ребенка сработала таким образом, что эта женщина, став уже взрослым человеком, практически ничего не может вспомнить о тех ужасных днях своей жизни.

Обычно подобные душевные, духовные и физические травмы заглушаются алкоголем, наркотиками, бунтом, трудоголизмом, перееданием и другими зависимостями. Поскольку мало кто заботится о таких людях, то они не в состоянии наладить правильный контакт с брачным партнером, с людьми в обществе и даже в церкви. Их отличает, конфликтное, зависимое или созависимое поведение. Христианское душепопечение и консультирование призвано решать подобного рода задачи.

Война за сердце. Для здорового образа христианской жизни очень важно уметь контролировать состояние своего сердца. Ведь именно на его «территории» идет настоящая война. Под «сердцем» следует понимать сосредоточение или глубинную, корневую систему всего человека. В разных лексико-семантических вариантах слово «сердце» встречается в Священном Писании около семисот раз.

Иисус Христос указал на падшее состояние наших сердец: «Изнутри, из человеческого сердца, исходят злые помыслы, ведущие к разврату, кражам, убийствам, супружеским изменам; оттуда исходят жадность, подлость, коварство, наглость, зависть, сквернословие, гордость, глупость. Все это зло исходит из человека, оно и делает его нечистым» (Мк.7:21-23). Наша величайшая проблема не внешняя, а внутренняя: у всех нас проблемы с сердцем.

Мы можем не понимать собственного сердца, однако Бог знает все: «Знает Он, что таится в сердце!» (Пс.43:22; 1Кор.14:25). Иисус «не нуждался в том, чтобы кто-нибудь рассказал Ему о людях, Он сам знал, что у человека в душе» (Иоан.2:24-25). Основываясь на знании человеческих сердец, Бог может судить справедливо: «Я, Господь, Я вижу сердце, испытую душу, чтобы каждому воздать по поступкам, по плодам дел его!» (Иер.17:10).

Для того, чтобы человек был спасен, его сердце должно измениться. Это может сделать только Господь в ответ на веру: «Кто верит сердцем с будет оправдан» (Рим.10:10). В Своей благодати, Бог может дать нам новое сердце (Пс.50:12; Иез.36:26). Он пообещал: «Дух удрученных Я оживлю, оживлю сердца скорбящих!» (Ис.57:15). «Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток» (Прит.18:4). Здесь имеется в виду вода, которая может произвести множество рек. Как неизмерима вода, так необъятно слово в сердце человека, живущего по воле Божьей и получающего знание от Него. «Кто верит в Меня, как говорит Писание, у того из сердца потекут реки живой воды» (Иоан.7:38, НРП).

Божье творчество не исключает, а приветствует сотрудничество человека по преобразованию сердца: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев?» (Иез.18:31); «Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Прит.20:5). Господь так говорит об этом: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26). Создавая в нас новые сердца, Бог подвергает их испытаниям (Пс.16:3; Втор.8:2), заполняет новыми идеями, мудростью и желаниями (Неем.7:5; 3Цар.10:24; 2Кор.8:16).

Поскольку сердце является основой нашего бытия, Слово Божье придает большую важность сохранению наших сердец в чистоте: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Однако внутренние сердечные раны ожесточают и закрывают наши сердца от Бога и других людей. Неисцеленная боль, горечь, непрощение, временные ценности мешают нам принять освобождающую истину, учиться жить в свободе прощения и принятия Богом (Иоан.1:12).

Недавно ко мне за попечительской помощью обратилась молодая девушка из традиционной христианской семьи. Шесть лет назад ее верующие родители развелись. После ухода отца из семьи мать замкнулась в себе и оставила детей на попечение бабушки и дедушки. Чтобы заглушить свою боль, с пятнадцати лет девочка начала употреблять алкоголь и наркотические вещества. Через пять лет она уже страдала от химической зависимости. На нашей первой встрече она была не готова простить своих родителей. В следующий раз, с Божьей помощью, она простила их, себя и других людей. Затем она приняла в свое сердце Иисуса Христа как Господа и решила посвятить Ему свою жизнь. Как результат, она преобразилась не только внутренне, но и внешне и в одночасье освободилась от многих проблем, с которыми неверующие люди борются всю жизнь.

Внутри нас разгорается ожесточенная внутренняя борьба между нашей новой идентичностью в Иисусе Христе (Отк.21:5) и нашей собственной, опытной тождественностью, которая базируется на чувствах и обстоятельствах. Люди могут сколько угодно провозглашать правильные истины, однако верить будут своим чувствам, которые основываются на предыдущем опыте. Не все ситуации в душепопечении заканчиваются благополучно. Бывает так, что жажда мести преобладает над желанием получить свободу, и человек не решается простить своих обидчиков.

В принципе, так ведут себя все люди, в том числе и многие библейские герои. Даже царь Давид, у которого остались нерешенные вопросы в отношениях с Амноном, Авессаломом и другими членами семьи, завещал своему сыну Соломону разобраться с Симеем после его смерти. Нам следует понимать, что наша новая идентичность базируется исключительно на Господе Иисусе и Божьем Слове. Мы будем терпеть урон, пока не станем полагать свое строительство на Нем как на краеугольном камне нашей жизни.

Очищение и освящение. В некоторых церквах ЕХБ в беседах для крещаемых вопросы освящения и освобождения от оккультных последствий безболезненно решаются при исповедании и очищении от прежних грехов (2Пет.1:9). Однако многие люди приходят в церковь без осознания нечистоты прежних грехов и требуют определенной помощи в освобождении от их последствий. Ведь, поступая неправильно, согрешая, мы лишаемся Божьей охраны и вступаем в конфликт с демоническим миром, который из-за нашего прежнего вовлечения в какую-либо оккультную деятельность заявляет о своих правах. То есть, при покаянии Господь простил все наши грехи, однако, когда остались неисповеданные грехи, нерешенные вопросы прежних греховных отношений, полного исцеления зачастую не происходит.

Например, в моем теле до сих пор находятся пули, хотя я неоднократно просил Бога удалить их. Остались также шрамы от наколок, которые, вскоре после обращения, мне несколько часов выжигали электродом в одном из салонов красоты. Хотя некоторые безобразные наколки на кистях рук мне убрали, после них остались шрамы, которые видны и по прошествии тридцати лет.

Если мы не имеем ясности в соответствии с Писанием, не ходим в Божьем свете, сатана имеет формальное право предъявлять нам свои претензии. Обычно это длится до тех пор, пока мы не провозгласим перед духовным миром свою новую жизненную позицию. В таком случае наше декларативное заявление зависимости от Иисуса Христа и отречение от сатаны приобретает для духовного мира роль юридического документа. Наше понимание своей новой сущности во Христе, твердая вера и противостояние сатане, вынуждают его бежать от нас (Иак.4:7).

Реакция на боль. «Ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне» (Пс.108:22; 24:16; 30:13; 68:3–5; 87:5–7; 87:9; 101:7-8 ). Эти и другие тексты Священного Писания описывают чувства библейских героев. Будучи мужем по сердцу Божьему, царь Давид описывал состояние своего сердца совсем не в радужных тонах. Мы часто забываем, что многие жизненные трудности и проблемы связаны с нашим эмоциональным состоянием, то есть с тем, как мы себя чувствуем, а не тем, кем мы являемся в соответствии с Писанием и своим новым положением во Христе Иисусе. Неразрешенная эмоциональная травма оказывает влияние на то, как мы смотрим на самих себя, как реагируем на других, каким видим и представляем себе Бога.

Неразрешенные эмоциональные проблемы заставляют нас строить стены, чтобы защитить себя от дальнейших травм. Мы отстраняемся от людей и не позволяем им подходить слишком близко, перестаем видеть нужду других в любви и принятии, не способны строить здоровые отношения с окружающими. Так говорит Господь Бог: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю» (Иез.34:15-16). Как Добрый Пастырь, Господь всегда готов утешить, ободрить и исцелить наши раны. Это происходит только после нашего обращения к Нему за помощью.

Но, сосредотачиваясь на своей боли, мы не видим и не слышим Бога, иссушаем близких, не только не в состоянии дать им любовь, а еще и «выносим мозги», поскольку сосредоточены на себе и своей боли, и потому не видим нужд других людей. Драгоценное «Я» и «Моя» боль находятся в центре нашего внимания и не позволяют им всплыть на Божий свет. Непрощение, поиски «козла отпущения», сожаление и сосредоточенность на себе любимом/любимой, подвигают нас к и доминированию над другими Таким образом жертвы насилия сами становятся контролирующими и доминирующими людьми. В той или иной степени, они проявляют бесчувственность, жестокость, культивируют насилие над другими. Ведь истина в том, что раненые и травмированные люди, как правило, ранят и травмируют других, обычно близких людей.

Подобному феномену я поражался, находясь в рядах Советской армии. Это происходило на моих глазах: недавно подобострастные, вчера еще забитые «салаги» превращались в грозных «дедов» и жестоко начинали «качать права» перед следующим набором. Более подробно я описал эти ситуации в автобиографической повести «Московский стройбат». Там господствовала дедовщина, царили полутюремные порядки, которые позволяли начальству манипулировать и управлять солдатами с помощью кнута и пряника, хорошо отработанной системы поощрений и наказаний.

Когда внешнее давление и внутренняя неудовлетворенность становятся невыносимыми, несвободный христианин с эмоциональной болью обычно «расслабляется» алкоголем или наркотиками, просмотром порно, объедением и т. д.

Например, один из моих подопечных, бывший наркозависимый и неоднократно судимый, не сумел построить доверительных отношений со своей женой и последние годы почти не имел с ней физической близости. Будучи более христианином “со стажем”, он снимает сексуальное напряжение самоудовлетворением, а последствия семейных стрессов – спиртным.

Этот человек обратился к Богу в местах лишения свободы, где находился длительное время. Вскоре после освобождения, он полюбил и женился на нашей сестре в Господе, девушке из традиционной христианской семьи. Она воспитывалась в условиях строгой дисциплины послушания и повиновения. До уверования в местах лишения свободы этот человек не работал, поскольку это запрещалось согласно криминальному блатному статусу. По своей натуре он был вспыльчивым и своенравным. Все знали, что он сын авторитетного вора-рецидивиста. Он также вырос в жестоких условиях жизни, следовал воровским законам, и понимал, что за нарушение закона должно последовать наказание. Однако после женитьбы и воцерковления он понял, что в церкви закон действует выборочно, его действие определяется статусом и связями человека. Поиски справедливости привели его к конфликту с руководством церкви. Затем последовал переход в другую общину. Его супруга осталась в своей родной церкви.

Ему и его супруге тяжело строить личные отношения. У них одинаковый, законнический (легалистский) фундамент, но разные жизненные ценности, понятия и представления о смысле жизни и ее содержании. Оба супруга получили в прошлом столько травм, что не дают друг другу возможность устанавливать эмоциональную связь во взаимоотношениях. Из-за внутренней боли они обвиняют друг друга в отсутствии заботы, любви и уважения, которые в принципе они сами и должны проявлять друг ко другу. Они зеркально отражают, копируют друг друга. Обычно, выслушав одну сторону конфликта, я уже знаю, что услышу от второй.  Они активно переносят свои детские травмы друг на друга, обвиняют друг друга, отказывают в праве быть выслушанными и, тем самым, лишают себя доверительных отношений друг с другом. Они не понимают, что не оправдаются грехами другого человека. Каждый из нас понесет свою меру ответственности перед Вселенским Судьей.

Например, если у человека есть комплекс неполноценности, связанный с внешностью, он может бояться завязать отношения, знакомиться, постепенно развить в себе страх общения с противоположным полом. Но если его психика содержит блок, ему в принципе не захочется вкладывать свои психологические ресурсы в любовную сферу. Она словно выпадает из зоны его внимания. Психологический блок становится жестким барьером, укоренившимся в сознании своего носителя. Блоки обычно связаны с пережитым негативным опытом прошлого, в основном, детства.

Например, в семьях, где были постоянные скандалы и домашнее насилие, может вырасти ребенок с психологическим блоком в сфере семейных отношений. Такой человек живет с убеждением, что брак непременно приведет к разладу и непониманию, что в браке один супруг всегда «главнее» другого или же за эту роль идет постоянное соперничество. Обладателю такого блока очень трудно завести собственную семью. Создав ее, он подспудно, неосознанно будет повторять родительский сценарий, унижать либо игнорировать своего партнера. Ведь ничего другого он не знает. Глядя на библейских героев, видим, что живущие по плоти христиане не являются исключением.

Но вернемся снова к нашему герою с тяжелым тюремным прошлым. Несмотря на все проблемы в семейной жизни, он считает, что, как христианин, он должен быть верным своей жене до гробовой доски. С большими трудностями родив троих детей, измучившись травматическими семейными отношениями, его жена уже не хочет иметь физической близости со своим мужем. Впрочем, поставив друг другу заведомо невыполнимые задачи, они якобы готовы принять друг друга, но каждый на своих условиях.

Следует отметить, что становление здоровой сексуальности зависит от многих условий. Базовым фундаментом является безусловная любовь в родительской семье. Все, что недополучено в детстве или чему был нанесен невосполнимый урон (эмоциональное и сексуальное насилие), может этому становлению навредить. К счастью, во взрослом возрасте мы также можем восполнить дефицит любви, которую Бог изливает в наши сердца Духом Святым. Излечить травму поможет Божья благодать в сотрудничестве с грамотным специалистом по построению отношений. Это может быть опытный пастор, душепопечитель, близкий человек, христианский консультант или группа самопомощи. Однако пока не будет опознана детская травма и не разрешена проблема эмоциональной боли, никто не сможет помочь такому человеку.

Истина состоит в том, что человек находится в измененном сознании в тех областях жизни, где находятся его представления, которые сформировались под влиянием негативного духовного опыта. Пока он не освободится от ложного мышления, убеждений и установок, ему сложно принять истину и жить в ней. Он будет искать внешние источники своих проблем, обвинять жизненные обстоятельства, других людей и т. д. Свобода придет только тогда, когда Божий свет проникнет в его разум: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7).

В зависимости от того как используется позитивный психологический потенциал семьи, подобные кризисы приводят либо к мобилизации ресурсов, либо к распаду семьи. Когда истина бьет по нашей боли, тогда закрытое сердце является нашей самозащитой. Однако, когда Божья истина проникает прямо в боль, наши гнойники вскрываются. Тогда с помощью Святого Духа происходит исцеление травм, человек испытывает огромное облегчение, выздоравливает эмоционально и духовно. Зачастую это происходит в процессе душепопечения.

Родители и дети. Раздражение и «праведный» гнев являются плохими помощниками в любых ситуациях. Они не дают раскрыть ложь, в которую верит человек. Ребенок болезненно реагирует, когда мы его критикуем, раздраженно кричим на него. Это вызывает у него беспокойство, страх, способствует низкой самооценке, формирует жестокость и непонимание последствий своих действий. Его нужно учить управлять своими эмоциями и самим этому учиться. Ведь мы не идеальные, а вполне обычные отцы, однако наша задача – стать лучшими для своих детей, снабдить их ресурсами, которые помогут преодолеть любой кризис.

По сути мы предаем своего ребенка, когда в конфликте безоговорочно принимаем сторону учителя, наставника, воспитателя или просто обиженного соседа. И он это помнит. Поскольку четверо моих детей учатся в одной школе, то я там частый гость. Когда один из учителей заслуженно критиковал моего сына, я обнял ребенка за плечи и сказал: «Видишь, какие у нас серьезные проблемы? Давай будем их решать их. Ты согласен?» Он согласно кивнул головой, ведь с папой все возможно решить! Кстати, дети лучше всего учатся у тех, с кем они в хороших отношениях.

Тем не менее, даже понимая ошибочность поступков своих родителей, впоследствии человек сам неосознанно будет пытаться воспроизвести родительский сценарий в своей семье, ведь в его «файлах» не записано ничего другого. Поэтому всеми силами он будет защищать свои прошлые раны, приносящие боль.

В свою очередь, наше неисцеленное травматическое прошлое мешает нам быть милосердными. Ведь, по сути, у нас есть своя открытая рана. Раненому, истекающему кровью человеку, трудно, практически невозможно, тащить и спасать другого раненого, поэтому обычной защитой своей боли является беспощадная критика своего спасателя. Хотя бывает и иначе, например, полное игнорирование и молчание. Одна из моих сестер подопечных так и поступала. Она дистанцировалась от своего бывшего супруга, который все еще не оставляет в покое ее и их детей. Он убил своего духовного наставника-оккультиста, отсидел положенный срок, теперь подвизается в молитвенном служении в особо «духовных» неоевангельских церквах. Сестра не понимала, что игнорирование проблемы не означало ее решение. Так нередко поступают родители, не принимая во внимание поведение своего ребенка. Маленькие дети не умеют говорить о своих неприятностях, поэтому родителям необходимо обратить внимание на нарушение сна, на «цепляющееся» поведение (страх разлуки с родителем), страх стимула (определенного человека, места), повышенную тревожность.

Многие украинские дети-беженцы, проживавшие ранее в зоне боевых действий в Донбассе, проявляют агрессию; у них наблюдаются повышенная тревожность, патологический страх, суицидальные настроения и проч. Быстрее справиться с этими недугами поможет раннее выявление симптомов и правильная их диагностика. Хотя христианских центров и специалистов-душепопечителей у нас немного, задача состоит в том, чтобы делать все возможное теми ресурсами, которые у нас имеются.

Photo: Pixabay.

© 2021 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также укажите следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.

Петр Павлюк

Петр Павлюк

Журналист, писатель, практикующий душепопечитель.

More Posts - Website