Праведность фарисейская и праведность Отца

Праведность фарисейская и праведность Отца

В 1994 году я, первокурсник Санкт-Петербургского христианского университета, изучал Новый Завет у доктора Крейга Бломберга (Craig Blomberg) из Денверской баптисткой семинарии. Когда речь зашла о темах курсовых работ, проф. Петр Пеннер, отвечавший за лабораторную часть курса, предложил (как всегда пожимая плечами): «Ну, напишите, например, тему ‘Фарисеи и баптисты’». Я же как истинный баптист воскликнул с последней парты: «Это – провокация!». Петр ответил: «Ну, почему? У них много общего». Когда в аудитории был вывешен список тем, мои сокурсники бросились отмечаться в списке. Я же, к тому времени уже имея некоторый литературный опыт и не беспокоясь о легкой теме, подошел последним. Мне досталась тема «Иисус и фарисеи». Тогда я еще не знал, что эту тему я растяну на много лет, вплоть до (несостоявшейся) докторской диссертации, которая вскоре выходит из печати как монография. Поэтому эта тема стала для меня не только жизненным фактом, но и предметом глубокого анализа. Теперь для меня очевидно, что фарисейство – не просто иное, сектантское, устройство общины, но иной тип религиозного мышления, иной тип праведности.

Здесь следует оговориться, что учение Нового Завета можно условно разделить на две части: 1) как получить спасение и 2) как жить в этом мире. Именно правильной жизни в этом мире уделяли большое значение учителя древности, как еврейские, так и греко-римские. Не следует считать еврейскую праведность превосходящей римскую этику (такое мнение часто встречается среди молодых преподавателей Нового Завета), так как факты (а они – вещь упрямая) свидетельствуют о высоких моральных требованиях среди римлян. Нагорная проповедь не стала исключением – в этой своеобразной программной речи Мессия предлагает своим слушателям много правил, которые отличали Его учение от того, «что сказано древним». Некоторые из этих правил отчасти совпадали с тем, что говорили пророки и другие учителя, стремившиеся к святости и несогласные с официальным, саддукейским иудаизмом.

Эти правила жизни назывались «галаха», буквально «хождение», как в Пс. 1:1. Им уделялось огромное внимание, поэтому за их нарушение отлучали от синагоги. Так, например, поступили с одним евреем, который не соглашался с галахой об омовении рук (ср. Мк. 7:1-9). К его могиле суд приказал привалить камень. Правила раввинов не всегда следовали Библии, что видно из признания в трактате Вавилонского Талмуда «Сота»: «В трех случаях галаха пренебрегает Писанием». О том же, что именно фарисеи прославились созданием различных правил, единогласно свидетельствуют Иосиф Флавий и евангелист Марк (Мк. 7:8). Но наиболее важные заповеди всегда касались не хождения перед людьми, но искупления от грехов, т. е.  спасения. Предлагались разные способы – и не только традиционные. Из Евр. 10:4 видно, что принесение жертвы на алтаре уже не воспринималось как действительный путь очищения от грехов. Одно же из правил, внесенное в Вавилонский Талмуд, гласит: «страдания омывают от всех грехов» (ср. 1 Пет. 1:4).

Мессия также предложил Свой путь спасения. Может показаться удивительным, что в Нагорной проповеди это связано фарисеями. Мф. 5:20 буквально звучит так: «Ибо говорю вам, что если не превзойдет ваша праведность намного книжников и фарисеев, точно не войдете в Царство Небесное». Заметно, что данное выражение очень сильное. Иисус Христос берет за образец праведность очень известных в том обществе людей и говорит, что даже этой праведности не достаточно! Так кем же были фарисеи, и какова была их праведность?

Фарисеи прошли долгий путь развития, и их история не была простой и однозначной. Они появились как движение протеста против засилия первосвященников и секуляризации Израиля под влиянием язычников. 1 книга Маккавейская сообщает, что после смерти Александра Македонского некоторые евреи, названные «сынами беззаконными», предложили не отделяться от язычников, но даже заключить с ними завет. Фарисеи же не согласились с таким положением дел, поэтому один из вариантов перевода их имени звучит как «отделенные». За восемьдесят с небольшим лет до рождения Христа их даже распинали. Известно, что нечестивый царь из рода Хасмонеев, пьяница и блудник, приказал распять 800 фарисеев, а также убить их семьи перед крестами. Но следует отметить, что эти противники царя были распяты не за собственную праведность, а за участие в восстании, когда они даже призвали на помощь сирийского царя.

Фарисеи часто объединялись в товарищества и называли друг друга «хавер», т. е. «товарищ». В эти товарищества, особенно на их совместные трапезы, не допускались люди из внешнего мира, но особенно – грешники и мытари. Фарисей, ставший налоговым инспектором, отлучался от товарищества (хотя и временно). Из множества их постановлений необходимо выделить самые яркие. Итак, «товарищ» 1) не будет щедрым на смех (ср. Ек. 2:2; 7:3; Иак. 4:9; Еф. 5:4); 2) не будет щедрым на обеты (ср. Вт. 23:21-22; Пр. 20:25; Сирах 23:8[9]), Вавилонский Талмуд напоминает: «Учили: никогда не клянись, ибо все равно нарушишь клятву» (ср. Мф. 5:34); 3) будет приносить десятину со всей еды, всего проданного и купленного (ср. Мф. 23:23; Лк. 18:12); 4) будет поститься (ср. Лк. 18:12) – приверженность фарисеев к постам критиковали раввины (ср. Рим. 14:1-2; Кол. 2:20-23; 1 Тим. 4:3-5).

Кроме этого, фарисеи тщательно следили за своим внешним видом и поведением. Это стало общим правилом также и для раввинов, которые постановили, что их должны узнавать на рынках по походке, речи и одежде (ср. Мф. 6:5; 2 Тим. 4:13). Кроме того, фарисеи также строго соблюдали субботу (Мк. 2:23; Лк. 6:7 и др.).

Уже эти правила свидетельствуют в пользу известности фарисеев как святых людей, по-своему понимавших праведность и искренне стремившихся к ней. Не случайно, Иосиф Флавий отмечает, что они были более популярны у народа, чем саддукеи, занимавшие главные посты в иерусалимском Храме. Под их влияние подпали многие женщины, о чем свидетельствуют Лука (Деян. 13:50; 17:4, 12), Иосиф Флавий и раввинистическая литература. По причине такой популярности даже еврейские цари опасались ссориться с ними.

Однако любое искреннее стремление к святости может привести к духовной слепоте. Это видно из обличения в Мф. 23:26: «Фарисей слепой!». Из контекста этого стиха становится понятно, что религиозная слепота связана с завышенными требованиями к другим, когда сам человек не видит собственной греховности. Еврейская традиция насчитывает 7 типов фарисеев, из которых только один выглядит более или менее положительным – фарисей «из любви». Из известных людей, признавших свое фарисейство, мы знаем только двоих – апостола Павла и историка Иосифа Флавия. Интересно сравнить примеры этих известных людей. Так, Иосиф Флавий пишет о себе, что уже в юности он испытал учения ессеев и саддукеев, но решил следовать учению фарисейскому. Позже, во время антиримского восстания, он весьма вовремя перешел на сторону римлян и стал клиентом императорского дома. Он даже взял себе их родовое имя, т. е. фамилию, – Флавий. Даже в старости ему приходилось оправдываться перед своими критиками за предательство прежних идеалов. Именно эти его самооправдания резко контрастируют с признаниями апостола Павла, воспитанника раввина Гамалиила и бывшего фарисея. Апостол Павел не только не оправдывался, но и называл себя гонителем Церкви (Флп.3:6; 1Тим.1:13). Неоднократно в своих Посланиях он говорит о праведности от закона (или дел) и праведности Мессии (Рим.4:13; 5:21; 1Кор.1:30; Гал.3:21; 5:5; Флп.3:9 и др.). и всегда он превозносил праведность Мессии, опровергая любые попытки оправдаться собственной праведностью, основанной на исполнении Торы.

Раввинистическая литература зачастую изображает фарисеев как объект критики. Наиболее показательная реплика в их адрес встречается в трактате «Сота», разных кодексах (начиная от Мишны) и звучит так: «Глупый благочестивец, хитрый нечестивец, женщина-фарисейка и удары фарисеев губят мир». Об этих ударах фарисеев напоминает Ин.12:42 – даже начальники не признавались в собственной вере в Мессию из-за боязни быть отлученными от синагог фарисеями. Поэтому приходится признать, что в какой-то момент своей истории фарисеи перестали быть примером для подражания. Становится понятным, почему Мессия разрешил следовать их учению, но запретил подражать их делам (Мф.23:3).

В таком случае, какой должна быть та праведность, которая позволит войти в Царство Небесное? Ответ кроется все в той же Нагорной проповеди, начиная с заповедей блаженства и до конца (Мф.5-7). Для слушателей вся проповедь была настолько необычной и отличной от учения книжников и фарисеев, что они удивлялись (Мф.7:28-29). Но наиболее интересен вывод в Мф.5:48, буквально: «Итак, будьте вы совершенны, как и Отец ваш Небесный совершен». Подобный призыв весьма характерен для древних обществ. В древности на Востоке дети всегда подражали своему отцу или учителю, который часто был выше отца. То, что учитель становился отцом для учеников, хорошо видно в 4Цар.2:12, где Елисей называет Илию отцом (ср. 4Цар.5:13: 6:21; 13:14). Мессия подражал Отцу Небесному во всем, Его же критики следовали своему отцу (Ин.8:38). Иисус даже говорил словами, полученными от Отца (Ин.8:28).

В таком случае, ответ оказался невероятно простым: праведность, позволяющая войти в Царство Отца, есть совершенство Самого Отца. Именно это совершенство отвергли фарисеи, когда заменили заповеди Отца преданиями старцев, т. е. своих учителей. Не случайно Мессия напомнил евреям, что они не соблюдают даже той Торы, которую Бог дал через Моисея и которую они исследовали в стремлении иметь жизнь вечную (Ин.7:19; 5:39). Тем более, они не могли принять истинного учения с неба (Ин.3:12).

Но здесь возникает следующий вопрос: а возможно ли простому человеку, который не следует фарисейской праведности, уподобиться Отцу в Его праведности? Следует отметить, что слово «праведность» в греческом языке имеет и другие значения: «справедливость», «законность», «правосудие» и даже «правда» (как часто переводят Мф.5:10 и 6:33). Поэтому всякий, подражающий Богу в нелицеприятном суде и законности, стремится к Его совершенству. Несомненно, что такие люди будут гонимы. Но именно им, гонимым за правду (или праведность), принадлежит Царство Небесное (Мф.5:10). Их будут гнать так же, как прежде гнали Самого Иисуса (Ин.5:20). В этом, как и во всем остальном, Иисус является единственным Учителем. Из Мф.23:2 видно, что фарисеи были известными учителями, которые заняли место Моисея, буквально: «На Моисееву кафедру сели». Они любили, чтобы люди называли их «равви», т. е. «учитель». Тем самым, они еще больше превозносили себя, отбирая славу у истинного Учителя, которым может быть только Бог.

У последователей Мессии не может быть другого Учителя, кроме Самого Иисуса, и Отца, кроме Отца Небесного. Поэтому, всякий ученик Мессии становится непосредственно учеником Отца. А Сам Отец вменяет верующему человеку в праведность его искреннюю веру, как это впервые случилось еще с Авраамом. Эта праведность не основана на принадлежности к избранному народу, как то утверждали раввины: «Весь Израиль имеет удел в будущем мире». Она также не основана на делах, особенно сделанных напоказ. Эта праведность основана только на вере или доверии Богу. Только таким путем стремящийся к Царству Небесному может превзойти праведность книжников и фарисеев и войти в Царство.

Photo: Pixabay.

© 2012 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.

Александр Тарасенко

Александр Тарасенко

Доктор теологии. Пастор баптистской церкви в Карловых Варах, Чехия. Специалист в области Нового Завета и истории Израиля (эпоха Второго Храма).

More Posts - Website