Переулками памяти: Молодежь 1970-х (часть III)
Поездки по городам и весям были основным служением молодежи того периода. В своей церкви [МЦЦЕХБ] в служении мы участвовать практически не могли: лишь к середине 1980-х у нас появилась возможность проводить молодежные собрания внутри церковного здания. Деятельность Московской центральной баптистской церкви была “заорганизованной” и, по сути, мало изменилась и до сего дня. Проповедовали одни и те же люди из числа специально избранных, а также, гости, занимающие руководящие должности [во ВСЕХБ]. Пел хор. Позже был создан и второй хор, который выступал, в основном, только по праздникам. Правда, я успел поиграть в его оркестре на кларнете.
Молодежь на выходные и праздники уезжала на служение сначала в Подмосковье, а позже и в дальние поездки. С молодежной группой я изъездил почти все уголки нашей необъятной страны. Мы были и в Риге, и в Санкт-Петербурге, Бресте, на юге СССР и далеко за Волгой. Ездили туда, куда позволял довольно скромный молодежный бюджет. Каждую пятницу мы садились в поезд, который мог бы нас доставить обратно к утру понедельника, и отправлялись в поездки.
В поездках участвовали все группы. Но мне кажется, что наша группа ездила чаще других. В гостях нам давали проповедовать: все-таки из Москвы молодежь приехала. Мы декламировали христианскую поэзию без ограничений и собрания обычно затягивались. Такие посещения становились для церквей в провинции настоящим праздником. Мы знакомились с местной молодежью. Впоследствии многие такие знакомства заканчивались свадьбами.
Наша группа особенно подружилась с рижской церковью Иосифа Бондаренко. Прибалтика была, конечно, «позападнее» и посвободнее, чем остальные части страны. Инициативник, отсидевший несколько лет, получил возможность зарегистрировать свою церковь. У церкви было свое здание; мы были в нем желанными гостями.
Запомнилась поездка в Петрозаводск к Лауре и Ханну Хаукка, которые по сей день возглавляют христианское радио- и телевизионное вещание. Они были одни из пионеров в этой области. Нельзя сказать, что дружеские отношения с тех пор сохранились, но теплые воспоминания остались. Нас радушно встречали во многих городах Украины, например, в Черновцах, в Киеве, где нас ждали в любой церкви. Проблемы у нас возникали только с родной московской церковью.
Еще одно любимое времяпрепровождение для молодежи – летний лагерь, или, как некоторые его называли, поход. Мы ехали до дальней подмосковной станции, выходили, разбивали лагерь. А позже даже уже высылали вперед отряд, который разбивал лагерь. Ну а дальше общение у костра, песни – еще не до конца сгоревшие искры нашей памяти. Когда группы укрепились, у нас появился Молодежный совет, который встречался и внутри церкви, и вне ее стен. Все-таки молодежь составляла десятую часть церкви, а церковь по спискам насчитывала до пяти тысяч человек. Такая значительная по размерам группа уже не могла оставаться незамеченной руководством Центральной баптистской церкви.
На первых наших встречах мы задумались о том, почему в такой большой церкви всего только три дьякона и так называемые “обслуживающие” [раздававшие хлеб и чашу во время Вечери Господней]. Мы потребовали от руководства проведения членского собрания и выдвинули своих кандидатов на дьяконские должности. За нами стояла значительная часть церкви, в том числе и родители членов молодежных групп. Мы ездили по стране и видели, что во многих церквях молодежь пользовалась благосклонностью местного руководства. Нам, конечно, хотелось того же. Мы видели, например, совсем другую ситуацию в Брянске. Там было несколько церквей, одну из них разрушили после одного печального события. Но потом был построен уже Брянский храм, “всем храмам храм”.
Интересно, что креститься в Москве было в то время очень трудно – старшие братья боялись. Поэтому мы крестились кто где. Однажды я уехал на какое-то совещание, наша молодежь поехала на крещение в Брянск. На пути к водоему им надо было переходить железнодорожную насыпь высотой метров в пятнадцать. На ней всю группу верующих встретила шеренга милиционеров. Из рядов верующих вышел местный староста и скомандовал: «За мной!» И все верующие, несколько тысяч, пошли на штурм насыпи. Эта масса людей смяла милицию – стражи порядка покатились кубарем вниз. Но там впереди было еще три насыпи. Командовать операцией вызвали военный чин – милиция оказалась неспособна.
Чтобы разделить толпу, пустили поезд, который курсировал по рельсам взад-вперед. Крещение было, понятно, сорвано. Человек пятнадцать москвичей было арестовано и посажено на пятнадцать суток. И это в Брянске! Был среди них Петр Рязанов. Я вернулся из командировки и пошел выручать из «брянского плена» друзей. Представитель совета по делам религии нас жутко стращал, а я жалел, что меня самого не было в Брянске. За это крещение был на три года посажен брянский регент Петр Кравчук. Сажали тогда не главных по должности, а самых активных.
Материал опубликован с разрешения автора.
Photo: Pixabay.
© “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями. При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в печатных и электронных СМИ гиперссылка на издание обязательна. Также следует указать следующую информацию: “Данный материал был впервые опубликован в “Христианском мегаполисе”.” Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.