Двадцать лет спустя. О юбилеях христианского образования
Двадцать лет назад христианское образование в бывшем СССР переживало настоящий бум. Возникали новые и новые школы – Санкт-Петербургский и Донецкий христианские университеты, Одесская богословская семинария, Украинская евангельская семинария богословия, Московская богословская семинария – всех не вспомнишь… Казалось, теперь так будет всегда – много людей, много идей, много возможностей.
Двадцать лет спустя, как и в романе Дюма, герои тех лет выглядят постаревшими, но все ещё энергичными. Все понимают, что надо продолжать, но, как мне кажется, никто не знает, как именно продолжать начатое. Да и знать этого нельзя – слишком быстро меняется мир. Позади два десятилетия – первое десятилетие роста и второе десятилетие стагнации. Оказалось, что христианское образование, как и все другое в нашей жизни, не развивается по линии непрерывного возрастания. Хочется верить, что и не катится вниз по наклонной плоскости. Все сложнее – линии кривые, спады и подъемы чередуются, да и движение нелинейное, картина объемная, неизвестных – множество. Двадцать лет спустя надо делать выводы, ставить оценки, чтобы выйти на новый уровень. Вот несколько итогов.
Итог первый: без сообщества христиан-интеллектуалов церковь лишает себя авторитета. Интеллектуальный труд надо ценить, одаренными людьми нужно дорожить. Нужно признать и благословить сообщество христианских интеллектуалов, дать ему почетное место в церкви. Нужно определиться: христианской интеллигенции – быть.
Итог второй: без теологии служение церкви лишено основы, а развитие лишено перспективы. Вне теологии церковь теряет свою идентичность и превращается в клуб по интересам или аналог политико-идеологической партии. Вне теологии правят человеческие авторитеты – единоличного руководителя или таинственного братства. Увы, споры о том, нужна ли теологии церкви, продолжаются до сих пор. И это печальный диагноз состояния церкви. Теологии, которая вырабатывается в союзе церкви и школы, нужно сказать осознанное и твердое “да”.
Итог третий: образование – инструмент церковного развития, идейного и кадрового обновления. Пренебрегая образованием, не стоит удивляться отсутствию достойных лидеров. Застой в образовании приводит к застою в церкви. Реформация в средневековой церкви началась с профессора. Новая реформация может начаться и не с профессора, но мне трудно представить, что она будет без участия профессуры христианских школ и кадровых теологов.
Итог четвертый: то, что в широких кругах до сих пор называли образованием – опасное самоуспокоение и лживая подмена. Образование должно формировать образ мысли, веры и жизни. Постсоветское же образование не занимается формированием целостной личности, а занимается отмыванием денег и выдачей ничем не подкрепленных дипломов. За каждый диплом учебные заведения (не)несут ответственность. Пока же между дипломами и знаниями растет непроходимая пропасть. Между красивыми словами и реальными оценками – роковой разрыв.
Итог пятый и пока последний: образование должно не успокаивать и подкреплять наше самомнение и сложившийся порядок, а будить мысль, развивать традицию, формировать и реформировать теологию. Образование должно готовить завтрашний день, прокладывать в него мост. Пока же образование лишь фиксирует прошлое, в лучшем случае, догоняет день сегодняшний.
Двадцать лет спустя нам нужно понять: христианское образование должно оставаться вызовом для нас самих, его нельзя контролировать и репрессировать, его нельзя сделать лакированным и витринным, пряча за ним теологическую бессодержательность и личную некомпетентность. Образование нужно не только зеленой молодежи и шибко умным. Оно нужно всей церкви. И если церковь покажется на себе пример правильного отношения к образованию, возможно, христианские школы станут привлекательными для всего общества. Но не потому что это ХРИСТИАНСКОЕ образование, а потому что это ХРИСТИАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Без сведения вместе продуманной христианской идентичности и высокой образовательной культуры мы будем стоять на развилке или ходить по кругу еще двадцать лет.
Публикуется с разрешения автора. При использовании или цитировании материалов, указывайте ссылку на “Христианский мегаполис”.