Да будут все едино! О единомыслии, разномыслиях и путанице понятий

От редакции: Портал “Христианский мегаполис” предоставляет место для обсуждения и выражения различных позиций и точек зрения на жизнь христиан, церкви, государства и общества. Редакция сотрудничает с широким кругом авторов, принадлежащих к евангельскому крылу христианства, и поощряет сотрудничество между христианами, следуя словам Иисуса Христа: “Да будут все едино”. (Иоан.17гл.)

Владимир Лебедев публикует ответ на статью Игоря Колгарева “Будьте единомысленны, братья-баптисты”. Мирт 4:73 (2010)  http://www.mirt.ru/gazeta/issues/73/articles/994 (28.01.2013).

Также статья была опубликована на веб-сайте “Русский баптист”: http://rus-baptist.narod.ru/edinomyslenny.htm (28.01.2013).

Не сочтите за занудство, но после прочтения статьи И. Колгарева «Будьте единомысленны, братья-баптисты», у меня сразу возникло желание написать отклик. Призывы и патетика автора показались мне далекими от усилий по созиданию единомыслия, и опаснее кальвинизма, против которого он предостерегает.

Кому Бог велит быть единомысленными и в чем?

Прежде всего, я обратил внимание на то, что призыв: «Будьте единомысленны, братья-баптисты» – попросту не является библейским, как таковой. К чему бы ни призывал автор статьи далее…. А ведь баптисты слывут верующими, преданными Библии! Библейские призывы звучат так (курсив мой):

Римлянам 12:16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не переоценивайте свою мудрость» (перевод последней фразы свободный; ср. Синодальный перевод с другими русскими переводами).

Римлянам 15:5-17: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».

2 Коринфянам 13:11: «Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, – и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые».

1 Петра 3:8: «Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры».

Филиппийцам 2:2-5: «… Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя…. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».

И наконец, фундаментальное высказывание нашего Господа Иисуса Христа, правда, не о единомыслии, а о единстве, которые, впрочем, недалеки друг от друга: Иоанна 17:21-22. «… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.»

Уместно сделать несколько наблюдений по этим текстам. (а) Иисус и апостолы не выделяли из вселенского числа верующих тех, кому исключительно стоит быть единомысленными, так как если бы другие могли быть, какими захотят. Все должны быть единомысленными, не только представители одной деноминации, и не представители разных деноминаций, каждый вокруг своих традиций и убеждений. (б) Единомыслие должно быть о Христе и Его спасительных деяниях; не о наследии одной деноминации и не об особенностях той или иной богословской позиции. (в) Единомыслие нарушается, когда верующие начинают сравнивать себя с другими и всерьез считать, что они правее. Это проявляется особенно остро, когда речь идет не о фундаментальных вопросах веры. (г) Единомыслие имеет место, когда люди, находя свое единство во Христе, приветствуют и принимают друг друга, считают друг друга братьями и одинаково святыми во Христе, и т.п. (см. библейские тексты выше), несмотря на то, что между ними есть слабые и сильные, плотские и духовные, некоторые «мыслят иначе» или «рассуждают правильно», судят «по плоти» или судят «праведно», «поступают не по вере» или «живут по Духу», «едят мясо» или не едят, и т.п.

Если наши призывы к единомыслию не соответствуют библейским, то, может, мы идем не той дорогой? Может авторы Священного Писания просто не знали, что однажды будет прекрасная деноминация баптистов, и потому не уточнили, что под «братьями» и «всеми» они имели в виду именно их? Меня не покидает мысль, что И. Колгарев так и думает, смакуя разногласия с кальвинистами и другими деноминациями, опасаясь их как врагов и не стремясь к единомыслию со всеми детьми Божьими. Так в чем же секрет? Кто и вокруг чего должны быть единомысленны? Неужели молитве Иисуса о единстве и велениям апостольским о единомыслии не суждено сбыться?

Наше наследие, или Слово Его?

В условиях полемики о единомыслии, каждый верующий, положа руку на сердце и с молитвой «…испытай меня и зри, не на опасном ли я пути…», должен задаться вопросом: Что по-настоящему важно: (а) наше вероучение и традиции, наша конфессиональная идентичность, или (б) Слово Его, которое омыло нас, любовь Его, объемлющая нас, благодать Его, спасшая нас? Чем – первым или вторым – мы можем пожертвовать, если придется, а чем точно нет? А пожертвовать придется. Иначе, мы – вселенское собрание рожденных свыше верующих во Христа – потеряем подлинный объект, вокруг которого строится единомыслие христиан. Баптистам следует хранить традиции, вспоминать наставников, хранить конфессиональную идентичность, но не за счет Слова Христова и любви Его, которая одинаково проявлена к христианам с другими убеждениями и других деноминаций.

Конечно, любая «церковь» занимается апологетикой и приводит в действие защитные механизмы, как говорит И.Колгарев. Само по себе это правильно и естественно. Однако, на нас лежит ответственность за то, в какой форме и с какими мотивами мы будем этим заниматься. К сожалению, И. Колгарев призывает баптистов к включению защитных механизмов для сохранения баптистского наследия вместо исполнения повелений Писания и сохранения «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3) среди всех рожденных свыше верующих во Христа. По его словам, это две противоположные задачи. Сохранение от размывания того, что он называет «нашей верой», предполагает противодействие другим рожденным свыше христианам только из-за того, что они придерживаются других мнений по поводу второстепенных вопросов.

На мой взгляд, то, что в братстве ЕХБ действуют несколько различных богословских школ, не является «серьезной проблемой», или проблемой вообще. Это неизбежное и нормальное явление, учитывая привилегию свободомыслия, завоеванную в свое время протестантами! Или кто-то надеется на возвращение тотального контроля над умами верующих по средневеково-папской модели, и таким образом думает учредить единомыслие?

Существование различных богословских школ само по себе никак не должно влиять на единомыслие. Этот факт может столкнуть лбами наследия разных групп, но единого для всех Слова Христа у нас никто не отнимет. А ведь именно вокруг Слова Христа мы призваны сохранять единомыслие, разве нет? Если мы, в первую очередь, стремимся «не размыть наше вероучение», то мы обречены на то, чтобы не исполнить повеление Писания о единомыслии среди всех рожденных свыше христиан. Мы, дети Божьи, можем сколько угодно (обязательно в духе братской любви) обсуждать спорные моменты, исторические противоречия, точки межденоминационного несогласия, при этом оставаясь единомысленными вокруг Христа и Его Слова, которое очистило нас и вливается в нас обильно. (Иоан.15:3; Кол.3:16)

Но, кто-то спросит: что же считать второстепенным, а что первостепенным? И что считать Его Словом? Надеюсь, никто из детей Божьих, в здравом уме, не дерзнет отождествить свою богословскую позицию, свое толкование библейских текстов, или свое предание с Его Словом. Предание, наследие, богословские системы, уклад жизни и служения, и т.п. – это хорошо, интересно и назидательно, но это не первый и не наивысший авторитет для христианина. Кто-то опять спросит, а что, мол, ты имеешь в виду под «Словом Христа»? Если так, то это отличный вопрос! Давайте объединимся в вечном поиске ответа на этот вопрос, по-настоящему достойный нашего внимания. Вместе пожелаем познать Слово (греч. Logos), Которое было у Бога, и Который есть Бог, Который стал плотью и обитал с нами, полный благодати и истины. (Иоан.1:14 Этот поиск точно сохранит единомыслие и между баптистами, и между баптистами и другими конфессиями, между исповедниками различных богословских школ.

Несколько лет назад мне пришлось быть в Юго-восточной Азии вместе с одним видным деятелем славянского братства ЕХБ. Посетив одно богословское учебное заведение, мы с удивлением отметили, что преподаватели и сотрудники являются представителями пяти или шести конфессий. На наш вопрос руководителю школы, «Как вам удается служить вместе при таком разнообразии?» мы получили лаконичный ответ из уст, расплывшихся в искренней улыбке: «Дух Святой! Дух Святой!»

Опасность эксклюзивистского сепаратизма

Эксклюзивистским сепаратизмом (от англ. Exclude, «исключать, отвергать» и Separate, «разделять») можно называть описанные в Новом Завете разделения в общине верующих, разрыв Тела Христова на противостоящие партии. Такие схизмы имели место в церкви с первых декад ее существования (1Кор.1:10-12) и являются результатом раскольнических настроений влиятельных людей. Сепаратисты считали себя эксклюзивными, т.е. они исключали из числа правых людей с другими мнениями. Тогда люди говорили, «Я – Павлов» или «Я – Аполлосов». Эти заявления отражали примитивные богословские дебаты того времени. Каждый крикун считал себя истинных последователем Христа, на самом деле отодвинув Его в сторону, и разрушая общину, Им созданную. Отсюда риторическое восклицание Павла: «Разве Христос разделился?» (ст. 13) Сегодня мы более искушенные. Мы говорим: «Мы – арминиане», и «кальвинизм опасен». Другие говорят: «Мы – кальвинисты! Арминиане – еретики!»(Правда, пока про опасность со стороны другой богословской системы среди русскоговорящих я слышал только от арминиан в адрес кальвинистов). И. Колгарев предупреждает об опасности попыток сосуществования двух богословских позиций в братстве, считает, что он ведет к деградации и отступлению, усматривает широкомасштабный заговор со стороны кальвинистов по разрушению братства ЕХБ. Печально то, что рожденных свыше детей Божьих он называет «противниками» лишь только потому, что они не придерживаются его доктрины. Их действия, наверняка мотивированные обычными библейскими задачами евангелизации и ученичества, очерняются как вражеские. Неужели неважно то, что они – по благодати через веру – во Христе вместе с арминианами?

Если в мире существуют и баптисты-кальвинисты и баптисты-арминиане, что мешает им сосуществовать в одной стране и даже в одной организации или церкви? Ряд богословских постулатов отличаются, как и предания и традиции, но Христос-то один! Значит, есть основание для единомыслия? Далее, разве сосуществование различных взглядов в географической близости друг от друга ведет церкви к деградации и отступлению? К такому результату может привести только пренебрежение Словом Христовым (что иногда включает и приверженность наследию, преданию). А разномыслию по второстепенным вопросам даже «надлежит» быть! Бог, когда придет время, откроет тех, кто получит одобрение (1Кор.11:19), и только Он имеет право на такое определение. (Кстати, может нам не кальвинизм надо искоренить, а арминианство, и тогда зажить без противоречий, благословенно и плодотворно как многие кальвинистские церкви и миссии на западе?)

Как пастор церкви и преподаватель библейского колледжа скажу, что в моей церкви и среди моих студентов есть арминиане, кальвинисты и не относящиеся ни к одному из этих лагерей; я свидетельствую, что фокусируясь на Христе, они спокойно уживаются и совершают служение вместе. Мы иногда похожи на учеников Иисуса, с их почти инфантильным мышлением, или даже на фарисеев с их больным самолюбием. Ученики то огонь на неверующих хотели свести, то просили Иисуса запретить неким людям, изгоняющих бесов, не будучи частью их группы. Фарисеи брюзжали: «Запрети ученикам своим….» и «Если Он пророк, как Он может прикасаться…». Несовершенные люди сделали свои мнения и скрытые мотивы чем-то более важным, чем миссия Христа. Иисус велел своим лояльным слушателям соблюдать учение фарисеев, но по делам их не поступать. В притче Он велел оставить плевелы до дня суда и не спешить вырывать их до времени. Суд Он отдавал Богу-Отцу и, будучи во плоти человеческой, не узурпировал право судить. Неужели кальвинисты – такие злобные провокаторы? Есть ли у нас причины считать их лжеучителями чуть-ли не худшими, чем Свидетели Иеговы?

Похоже, И. Колгарев раскрыл нечто вроде замаскированного “крестового похода” (Crusade) против российских арминиан, верно соблюдающих свои традиции. Но, даже если в день суда обнаружится, что кальвинисты во многом заблуждались, разве это гарантирует 100-процентную правоту арминиан? И разве Христос умер в меньшей степени за кальвинистов, чем за арминиан? Или другую судьбу им уготовил, если и они в Него уверовали как в личного Спасителя? Почему бы нам, не оставив за Богом право рассудить, кто заблуждался по второстепенным вопросам, а кто нет, не заняться сохранением единомыслия среди нас, детей Божьих? Ну, поспорим мы иногда, подискутируем, поделимся мнениями,… Но после умственной тренировки, мы же можем вместе прославить одного Бога и Спасителя? Тогда и повеление Писания соблюдем – будем единомысленными!

Альтернативу эксклюзивистскому сепаратизму можно назвать евангельским инклюзивизмом (от англ. Include – «включать, принимать»). В свое время Ориген, известный богослов из числа Отцов церкви, предложил учение о вечном нисхождении Сына от Отца, пытаясь объяснить апостольские формулировки «Единородный Сын» и «Первородный Сын». Ориген намеревался возвысить Христа известным ему философским способом, представить Его максимально близким к Богу, но поздние богословы определили его теорию как христологическое заблуждение. Несмотря на это, Ориген остался уважаемым богословом. Он, как и все мы – дитя Божье, которому свойственно ошибаться.

Суждено ли исполниться молитве Иисуса о единстве?

Молитва Иисуса «Да будут все едино», безусловно, исполнилась. Она не могла не исполниться, учитывая величие Его спасительных свершений. Вместе с искуплением, примирением, обетованиями, Духом Святым, духовными дарами, нам было даровано единство во Христе. Мы, де факто, по Божьей благодати, в Нем. Мы можем этого не чувствовать, можем вести себя так, как будто это не так. И все же, мы едины в глазах Божьих, потому что одной жертвой Христа мы освящены, у нас один путь к Богу, новый и живой – через Христа (Евр. гл.10). Посему, нам велено «сохранять единство» и «быть единомысленными» вокруг Него. Не создавать, т.к. оно даровано свыше, а сохранять. Сохранять дарованное единство, единство, которое у нас есть как привилегия рожденных свыше детей Божьих, нам нужно в виду того, что мы часто поступаем по плоти и склонны выгораживать себя и смотреть сверху вниз на других. Если арминианин и кальвинист, баптист и пятидесятник – рожденные свыше дети Божии, то они едины во Христе в глазах Бога, Его вселенский народ. Разве это недостаточное основание сохранять единомыслие вокруг Христа? Разве могут богословские и деноминационные различия упразднить Божий дар единства Его народу?

Мы можем и должны дискутировать, мы не обязаны соглашаться во второстепенных вопросах, нам не обязательно собираться под одной крышей или в одной организации. Но, в послушании Писанию, мы призваны сохранять единство. Нам не стоит вести себя так, как будто мы не одно Тело в глазах Бога.

Определять опасность или вести диалог?

И.Колгарев корректно перечислил некоторые заблуждения кальвинизма, а по некоторым пунктам он явно сгустил краски. Иногда у страха (здесь, перед опасностью кальвинизма) глаза действительно велики. В любом случае, считает ли он кальвинистов нерожденными свыше? Если да, то разговор дальше смысла не имеет. Так как если бы мы говорили о мормонах или Свидетелях Иеговы. Но если они – дети Божьи, уверовали во Христа, то они с Колгаревым едины. И не важно, нравится это арминианам или нет. Главное, что это угодно Богу. И. Колгарев, также, верно подчеркивает важность определения богословской позиции. Изучать полярные доктрины нужно. Мы не должны утаивать различия. Но честность и открытость в дискуссиях никак не должна разрушать единомыслие. В конечном счете, и арминиане и кальвинисты исповедуют фундаментальные основы – понятия о славе Божьей, грехопадении человека, благодати в спасении, оправдании по вере, и др. Если случится такое, что два влиятельных руководителя в одной церкви займут противоположные богословские позиции, то у них есть два варианта. Первый, они могут проповедовать те аспекты евангелия, о которых согласны, и с уважением говорить о различиях во мнениях, когда это нужно. Второй, если сотрудничества достичь не удается, нужно просто расстаться, с миром, сохраняя единомыслие по главным вопросам, чтобы не травмировать общину. Если и это не удается, то проблема, подозреваю, вовсе не в кальвинизме одного и арминианстве другого, а в личных амбициях, деньгах и власти.

Взгляд на текст из книги пророка Амоса 3:3

«Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Ам.3:3) Этот библейский стих стоит в начале статьи Колгарева в качестве эпиграфа. Видимо, автор полагает, что Амос учит тому, что христиане одной деноминации должны определиться с одной богословской позицией, быть единомысленными в единообразии, чтобы отгородиться от других детей Божьих, дабы сохранить свое наследие, конфессиональную идентичность, и не размыть свою веру. И не важно, что другие христиане – такой же народ Божий, что и первые. А иначе, зачем использовать этот текст как эпиграф?

Что же на самом деле сказал древний пророк, пастух из Фекойи? (Любопытно ,что в 1 главе он провозглашает суд над городами языческими за то, что они отдали в плен себе равных (1:6), не вспомнили братского союза (1:9), преследовали брата, продав чувство родства и культивируя гнев (1:10). Иногда и мы поступаем так). В Амоса 3:1-2 пророк призывает к ответственности за согрешения евреев, которых он избавил из Египта и признал своими. С 3 по 8 стихи Амос использует ряд поговорок, указывающих на причинно-следственную связь между определенными событиями. В частности, если Господь объявил свою волю, может ли пророк молчать (ст. 7-8)? Пророк, таким образом, защищает свое право обличать народ Израильский, своих соплеменников, и задача это непростая. Современники Амоса игнорировали бедствия как Божьи суды и критиковали его за обличения (2:12; 7:12-16). Другой перевод 3 стиха звучит так: «Будут ли путешествовать двое вместе, если они не повстречались/познакомились?» В данном контексте 3 стих служит иллюстрацией того, что если Бог проговорил, пророк не может не передать это народу. Это подтвердит любой научный комментарий. То есть, текст Амоса 3:3 ничего не говорит об эксклюзивистском сепаратизме.

Наше единство

Перед нами реальная опасность и реальная угроза – эксклюзивистский сепаратизм. Не кальвинизм и не арминианство. Надеюсь, богословы, служители и простые мыслящие верующие смогут отличить человеческие претензии на обладание истиной и ценность чьего-то наследия от авторитетности Писания, Слова Христова и Его свершений, которые нас объединили в Его Тело. Подпишусь под цитированием И. Колгаревым послания к Филиппийцам 1:27-28 и, надеюсь, он услышит апостола Павла, которого цитирует: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую, и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения».  (Курсив автора)

Очень рассчитываю, что честный читатель Библии отождествит в тексте… местоимение «вас» не с российскими баптистами, а с детьми Божьими вообще; «благовествование Христово» и «веру евангельскую» – не с наследием российских баптистов и не с арминианским учением, а с благовествованием Христовым и верой евангельской; «один дух» не с претензиями на правоту отдельной группы христиан, а с Духом Святым и исповеданием единства вокруг Христа; «противников» не с братьями по вере из реформатской традиции, а (из контекста) с гонителями христиан, не уверовавших во Христа.

P.S.

Я – рожденный свыше христианин, баптист в третьем поколении, признаю семь принципов баптизма, служитель церкви ЕХБ, помогаю отцу собирать историю братства ЕХБ на Дальнем Востоке. Но я не арминианин и спокойно общаюсь с кальвинистами (я, впрочем, не принадлежу и к их лагерю). И еще, мне нравится некоторая рок-музыка; я не считаю, что рожденный свыше христианин может перестать быть таковым и пойти в ад, не учу женщин в церкви носить косынки, не считаю, что крещение не есть обещание Богу чего-либо. Я очень надеюсь, что если мы когда-либо встретимся, Игорь Колгарев поприветствует меня как брата. Лично я готов приветствовать его. Несмотря на то, что я не согласен с некоторыми его убеждениями. Ведь мы дети одного Отца. Да будут все едино! Включая братьев-баптистов.

Публикуется по инициативе автора и с его разрешения.

При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. При полной перепечатке текста статей, необходимо письменное разрешение редколлегии. Контактный адрес: christianmegapolis@gmail.com

 

Владимир Лебедев

Владимир Лебедев

Соискатель степени доктора богословия (Ph.D.). Преподаватель, пастор.

More Posts - Website

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.