Вместо церкви – воскресная школа

Вместо церкви – воскресная школа

Я давно искал нужные слова, но так и не мог выразить те смутные чувства, что одолевали меня при мысли о нынешнем состоянии нашей евангельской церкви. Вместо слов пришла картинка – я увидел себя как-бы в церкви, но не совсем в церкви. Наконец понял: да это же воскресная школа!

Ситуация была знакомая, узнаваемая по более ранним переживаниям. «Что я здесь делаю»?, – спрашивал я себя, спрашивал поневоле, боясь этого вопроса и безуспешно заглушая его. Иногда мне казалось, что я должен просто успокоиться и смириться. Иногда – что должен встать и выйти. Почему успокоиться и смириться? Потому что поместная церковь – сообщество людей, и она отражает их уровень, их запросы на музыку и проповедь, богословие и миссию, отношения и лидерство. Коль так, то я не могу и не должен переделывать все под себя. Почему встать и выйти? Потому что если время в общине кажется потраченным впустую, нужно перестать его тратить. Нельзя тешить себя всю жизнь, что это кому-то надо, если ты раздражаешься, мучаешься или спишь. Эта смута недавно прояснилась. Я наконец понял, кто я, где нахожусь и в чем конфликт меня и места. Я нахожусь в воскресной школе. Но я уже не ребенок, если и ребенок, то великовозрастный. Что-то здесь не так.

Поясню. Воскресная школа – это часть церкви, но не Церковь. Там говорят с детьми, или как с детьми. Но я уже вырос и хочу расти дальше. Мне же отвечают, что старшего класса нет, что дальше будет так же, и я должен успокоиться, или буду наказан. Когда эта картинка возникла в моем сознании, я почувствовал в ней ответ на свои мучительные вопросы – насколько эта церковь – Церковь, настолько я на своем или не на своем месте.

Я обдумывал картинку и все больше утверждался в ее горьком откровении: наша Церковь превратилась в воскресную школу, я в ней засиделся. Перспективы совсем нет. Здесь простые люди, которые любят простые схемы и простые ответы. Здесь не любят “заплывать за буйки” на глубину. Здесь боятся высоты. Здесь нужно быть “как все”, а потому сомневаться, думать и задавать вопросы нельзя.

Почему так случилось? Почему мы застряли в воскресной школе? Почему мы из полноты церковной выбросили все взрослое и устроили себе детский сад? А что, если эта проблема связана не только с нашим уровнем лидеров и масс? А если это уходит корнями в начало нашего протестантизма? Что, если порывая с глубиной традиции, протестантизм намеренно переустраивает церковь по типу воскресной школы? Что, если это неизбежно? Что, если такова программа? Как быть тем, кому тесно в детских штанишках? Как быть тем, кому скучно? Как быть тем, кто любит глубину и не боится высоты? Переходить в другие, древние и богатые традиции?

Но нет ли и там похожей проблемы или других осложнений? Ведь если наша воскресная школа – дело добровольное и веселое, то в других традициях и местах – приказное и суровое. Не пора ли нам, повзрослевшим ученикам воскресной школы, вернуться из своего класса в общий церковный зал? Не пора ли сказать себе, что мы можем быть Церковью лишь все вместе – дети и взрослые, ученики и учителя, простые и умные, уверенные и сомневающиеся? Не пора ли собрать все части и стать, наконец, единым целым? Не является ли воскресная школа приготовлением к полноте настоящей жизни, веры и Церкви? Не теряет ли она свой смысл и назначение в отсутствие дальнейшей перспективы?

Пусть эти вопросы разбудят тех, кто заскучал в воскресной школе, кто готов идти дальше, расти и взрослеть.

© 2016 М.Черенков и “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с разрешения автора.

Photo: Pixabay

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.

При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.

Михаил Черенков

Михаил Черенков

Доктор философских наук (Институт философии им. Г.Сковороды НАН Украины). Международный директор Mission Eurasia. Профессор Украинского католического университета.

More Posts - Website