Богословское образование на постсоветском пространстве: кризис углубляется?

Мыслящие христиане, наблюдающие за развитием событий в евангельском мире в СНГ и Балтии, вот уже не один год задают вопрос о том, что же происходит с богословским образованием на постсоветском пространстве? Амбициозные проекты 1990-х, под которые западными христианами выделялись значительные средства, кажется, терпят неудачу один за другим.

Московская богословская семинария: здание есть, а где студенты?

Московская богословская семинария ЕХБ [1] была основана в октябре 1993-го, можно сказать, под грохот танковых выстрелов по российскому “Белому дому”. После более, чем десяти лет успешной деятельности, в 2006-2007 гг. в вузе разразился кризис. Оказалось, что, несмотря на прекрасное здание на улице Перовской, 4 “А”, квалифицированный отечественный и иностранный преподавательский состав, отличную библиотеку и привилегированное местонахождение в российской столице, в семинарии, к удивлению многих, существовал недобор студентов. Казалось бы, у учебного заведения с довольно энергичным и амбициозным ректором Александром Козынко, солидной материальной базой и крепким партнерством с Северной баптистской семинарией (США) (позже – c Russian Leadership Ministries), должно было быть вполне светлое будущее, однако, по причинам, которые не до конца понятны, ушёл со своего поста ректор, покинули вуз талантливые преподаватели – молодые специалисты с огромным потенциалом. [2] Был сформирован “комитет по спасению семинарии”, составленный из отечественных и иностранных специалистов.

В настоящее время семинария, когда-то дававшая первоклассное стационарное богословское образование с привлечением “светил” из западного богословского сообщества, объединившись с заочными библейскими курсами, открытыми при ВСЕХБ еще в 1968 году (позже – Заочный библейский институт), всё больше специализируется на очно-заочной форме обучения, осуществляя свою деятельность, преимущественно, в регионах. [3] Видно, это связано с колоссальным ростом стоимости стационарного обучения и проживания в столице России. С одной стороны, положительной тенденцией является консолидация богословских вузов России под “зонтиком” МБС. С другой же стороны, вряд ли семинария в нынешнем её виде соответствует видению, заданному при её основании.

Одесская семинария: нереализованное видение?

Одесская богословская семинария (ОБС) [4], образованная в 1989 году в пригороде “жемчужины у моря”, первая баптистская семинария в СССР, является ныне, по мнению некоторых “старожилов”, лишь тенью вуза, который они знали в 1990-х. Некогда довольно амбициозный проект с далеко идущими целями, он, скорее всего, не оправдал высоких ожиданий. Не секрет, что в первые годы своего существования семинария, находившаяся под руководством социолога Сергея Санникова [5], сделала огромную заявку на “академическую подготовку богословов, мыслителей, преподавателей и писателей для евангельского сообщества”. Один из любимых терминов С.Санникова – “Богомыслие”. Такое название получил первый на постсоветском пространстве богословский журнал, позже прекративший своё существование по непонятным причинам (недавно, он, правда, был реанимирован, но надолго ли?).

Первый набор студентов программы “Бакалавр богословия” Одесской семинарии испытывал колоссальные академические нагрузки [6], изучая одновременно и древнееврейский, и греческий языки. По признанию одного из первых студентов, нагрузка была столь высокой, что ему приходилось заниматься и днем, и ночью из-за объема домашней работы [7]. Быть студентом ОБС тогда считалось высокой привилегией и честью. ОБС, скажем так, представляла собой “богословский мозговой центр” евангельского сообщества в бывшем Советском Союзе.

Несмотря на смелое видение и далеко идущие планы, внезапно в конце 1990-х ушел в отставку ректор С.Санников (по поводу ее причин до сих пор полной ясности нет) и семинария, которая ставила своей целью существенное влияние на пространстве бывшего СССР, стала, по-сути, региональным учебным заведением.

Будучи деятельным человеком и не желая оставаться без значимого поля деятельности, с помощью руководителей ведущих евангельских вузов, С.Санников основал аккредитационную ассоциацию богословских учебных заведений в СНГ и Балтии (ЕААА) [8], идеологом и бессменным директором (на данный момент – президентом) которой он является с конца 1990-х. Имя С.Санникова настолько тесно ассоциируется с ЕААА, что неизвестно, насколько значимым будет её влияние в случае его ухода. [9] Один из российских преподавателей довольно тонко подметил, что “ЕААА – это C.Санников, а С.Санников – это ЕААА”.

С.Санникову, в какой-то мере, удалось объединить деятелей в области богословского образования в СНГ и Балтии, собирая их на периодические образовательные конференции, и предоставить вузам некоторые богословские ресурсы. [10] Существенных дивидендов аккредитация программ, полученная от ЕААА, к сожалению, выпускникам богословских школ не приносит. По-прежнему возникают вопросы при переходе студентов из одного христианского вуза СНГ в другой. Аккредитация от ЕААА не признается государственными образовательными учреждениями в республиках бывшего СССР. Преимуществ при поступлении студентов из СНГ в западные вузы аккредитация от ЕААА, к сожалению, не дает, да и за пределами славянского евангельского сообщества ассоциация мало кому известна.

С уходом С.Санникова утеряла свою стратегическую значимость ОБС. Старший пресвитер ЕХБ по Одесской области Владимир Шемчишин, сменивший С.Санникова, “академиком” никогда не был, однако он, по-видимому, является неплохим администратором. Свою деятельность в ОБС В.Шемчишин совмещал с ректорством в Киевском христианском университете и работой в Союзе ЕХБ Украины. [11] В тот период иммигрировали в США декан Александр Карнаух и некоторые талантливые преподаватели. Остались, по выражению одного из работников семинарии, “те, кому, скорее всего, некуда было уезжать”.

При посещении кампуса ОБС возникает ощущение незавершенности начатого большого дела, которое было, так сказать, оставлено на полпути. Некоторые здания семинарского комплекса соседствуют с “вагончиками”, в которых школа размещалась в первые годы своего существования. Участвуя в дискуссии на тему положения в евангельском богословском образовании, А.Карнаух отметил, что “количество христианских учебных заведений растёт, тогда как число абитуриентов неуклонно снижается”. [12]

В основном, ОБС предлагает образование студентам из юга Украины и некоторых молдавских церквей, однако основной акцент ставится все же на очно-заочную форму обучения [13]. Здания семинарии используются и для организации различных мероприятий, проводимых под эгидой ЕААА, Overseas Council и др.

Университет в Санкт-Петербурге: от вуза к конференц-центру?

Основанный в 1990 году в Белореченске (Краснодарский край) библейский институт “Логос” ставил своей целью готовить лидеров-христиан для евангельского сообщества распадающегося Советского Союза. Первые 45 студентов считали привилегией поступить в одну из первых евангельских школ в СССР. Вуз впоследствии перекочевал в Санкт-Петербург, где до революции размещалась первая евангельская библейская школа. [14]

К сожалению, как и другие известные вузы в СНГ, СПбХУ к началу 2000-х стало “лихорадить”. В 1998 году переехал в пражскую IBTS ректор Петр Пеннер. В 2001 в США иммигрировал ректор Виктор Авдеев. После его отъезда на пост руководителя вуза был назначен кишиневец Федор Мокан, выпускник СПбХУ, в 1993 году основавший библейский колледж в Кишиневе. [15] Однако он ушел с поста ректора по неясным причинам по окончании первого срока. По мнению некоторых работников университета середины 2000-х, он организовал спешную “чистку кадров”. Иные придерживаются мнения, что Ф.Мокан так по-настоящему и не был принят коллективом вуза, находящегося в городе государя Петра. В тот период эмигрировали, покинули университет или перешли на менее значимые должности некоторые талантливые преподаватели. По мнению некоторых сотрудников, “ректор стремился сделать из университета миссионерскую школу практической направленности, в которой академическая составляющая имела второстепенное значение”. Видно, не все были согласны с подобным видением. [16]

Ф.Мокана на посту ректора в 2005 году сменил его однокурсник Александр Негров, получивший степень доктора богословия в южноафриканской Претории. При нем получили дальнейшее развитие магистерские программы и “Высшая школа лидерства”, однако и он весной 2012 года подал в отставку [17], отправившись в США.

В ноябре 2012 года ушел со своего поста и вновь избранный ректор проф. В.Рыжов [18], не проработав в СПбХУ и года. Обращаясь к студентам и сотрудникам университета с “последним словом”, проф. Рыжов сказал: “Когда Бог говорит нам «нет», Он не лишает нас благословения, но готовит нас к чему-то другому, лучшему.” [19] Неясно, что же имел в виду экс-ректор. Не называются и причины отставки. [20]

Несмотря на обилие кадров, университет в настоящее время все ещё находится в поисках нового руководителя. Сменилось уже несколько и.о. ректора. Гарантий того, что новый ректор задержится в университете надолго, нет. Все чаще об СПбХУ становится известно как о … гостинице, в которой можно остановиться при посещении города на Неве. [21] Университет также предлагает аренду некоторых помещений на кампусе для проведения богослужений и других мероприятий. [22]

Донецкий университет: назад, в прошлое?

Не миновал кризис и Донецкий христианский университет (ДХУ) – вуз, в котором, начиная с 1991 года, получили образование многие талантливые преподаватели и иные деятели, занятые в сфере богословского образования в СНГ. Один из первых христианских университетов в СНГ и учредителей ЕААА, он ставил перед собой амбициозные задачи по подготовке богословов, миссионеров и работников mass media. [23]

В начале 2000-х гг. жизнь казалось бы поступательно развивающегося университета была омрачена недопониманием между ректором-основателем Алексеем Мельничуком [24] и деканом Рэем Пригодичем из США. [25] По свидетельству очевидцев событий тех дней, в то время, как ректор-украинец был более заинтересован в развитии кампуса и экономической базы университета, декан-американец был сторонником вложения средств в академическое развитие школы и повышение квалификации преподавателей. Компромисс не был найден, и вскоре Совет попечителей начал поиск новых руководителей для вуза. Недолго проработав в “Духовном возрождении” и завершив очередной срок в качестве президента ЕААА, А.Мельничук иммигрировал в США. После отставки А.Мельничука и Р.Пригодича, видимо, иссякло и более или менее стабильное финансирование школы. Ситуация в университете была таковой, что под угрозой оказалась аккредитация программ в ЕААА и само существование ДХУ.

Новый ректор, жизнерадостный и энергичный Сергей Рыбиков из Майкопа [26], избранный в 2002 году, приложил достаточно много усилий для поиска источников финансирования и новых направлений в деятельности университета. При нем было открыто несколько новых программ в области церковного служения, подготовки проповедников и др.

2009 год ознаменовался неожиданным возвращением А.Мельничука на пост президента ДХУ, несмотря на то, что он проживал в США. Была объявлена амбициозная программа по преобразованию университета в один из ведущих гуманитарных вузов Украины. [27] В 2012 году на пост ректора (Provost – не путать с должностью президента) был назначен доктор философских наук Михаил Черенков, ученый-философ, яркая и амбициозная личность, один из главных spokesmen евангельского христианства в Украине. [28] Его приход ознаменовался существенными кадровыми преобразованиями и определением четких приоритетов в деятельности школы.

М.Черенков видел ДХУ местом встречи “старших и новых поколений, где старшие поколения хранят героический опыт веры в условиях советского режима, а молодые несут энергию для продолжения эстафеты и добрых перемен; христианской традиции и образовательных инноваций, где верность христианским основаниям совмещается с эффективными и актуальными технологиями и моделями обучения; церкви и современного общества, где молодые представители церкви учатся служить в постсоветском обществе, трансформируя его изнутри; христианских и светских интеллектуалов, где в дискуссиях будут лучше понимать друг друга, а христианские апологеты смогут оттачивать свое мастерство; постсоветских проблем и международного опыта, где будут преодолеваться стереотипы изоляционизма и маргинальности; национального опыта и глобального мира, где через образовательное пространство будет идти интеграция в глобальное христианского сообщество”. [29]

Приятным событием было активное присутствие вуза и его студентов в социальных сетях. Из группы ДХУ в Facebook поступала информация о том, чем жил университет. Подавались сообщения о “круглых столах”, дискуссиях в студенческой среде и интересных вечерах общения.

Несмотря на то, что доступные нам источники неоднозначно отзываются о деятельности М.Черенкова в ДХУ, очевидно, что программа деятельности и видение, заявленные им, были намечены в качестве фундаментальных и долгосрочных. Тем более неожиданной и непонятной является внезапная отставка д-ра Черенкова, о которой было объявлено в информационном сообщении пресс-службы ДХУ 1 июля 2013 года. [30] О причине ухода не было сказано ни слова. Из press-release лишь следует, что М.Черенков должен возглавить “христианское экспертное сообщество”. Однако, возникает вопрос: не именно ли это планировал осуществить д-р Черенков в стенах христианского университета в Донецке? Почему христианский университет не может быть базой для экспертизы в области богословского образования и диалога между церковью и академией, христианами и обществом? Ведь именно об этом в последнее время довольно много писал М.Черенков. [31]

Лица, близкие к университету, пожелавшие остаться неназванными, утверждают, что речь идет об очередном недопонимании в руководстве ДХУ (возврат к началу 2000-х?), о том, что в университете, к сожалению, не создано атмосферы для поступательного академического развития, осуществления далеко идущего видения и условий для деятельности тех, кто связан с наукой. [32]. Существуют разногласия насчет того, в каком направлении должен двигаться вуз, осутствует плюрализм мнений и наблюдается мощная централизация управления. Видимо, не подошла для ДХУ модель руководства в виде “двуглавого орла”.

* * *

Тенденции, подмеченные в данном материале, дают повод задуматься. Кризис существенным образом затронул ведущие евангельские вузы в СНГ. [33] По некоторым данным, значительные трудности наблюдаются у Киевского христианского университета. В конце 2012 года было объявлено о продаже здания Русско-американского института (в прошлом – РАХИ) в Москве, первого Liberal Arts (христианского гуманитарного) университета в России, долг которого перед кредиторами превышает 7 миллионов долларов. [34]

Примечательно, что участи некоторых своих “побратимов” из СНГ не избежал и флагман баптистского богословского образования в Европе – IBTS – Международная баптистская богословская семинария, которая теряет свой собственный кампус и с 2014 года переедет из Праги в Амстердам. [35] В отставку уходит ее ректор К.Джонс, которому, согласно материалам, размещенным в прессе, не удалось справиться с обеспечением финансовой стабильности семинарии. По мнению одного из недавних выпускников IBTS, “семинария так и не смогла стать “своей” ни в Западной, ни в Восточной Европе. Она испытывала кризис идентичности”. [36]

В Амстердаме IBTS будет существовать в качестве исследовательского центра. Университет Уэльса (University of Wales), который заверял докторские степени студентов семинарии, был также расформирован из-за коррупционного скандала. [37] Теперь получается, что выпускники-докторанты семинарии в Праге обладают степенями, заверенными несуществующим вузом, полученными в семинарии, которой, фактически, нет.

* * *

Как представляется, богословские вузы в бывшем СССР пока так и не смогли преодолеть затяжной кризис, который разразился на заре нового тысячелетия. [38] Многим до сих пор не хватает стабильности. Не прижилась в СНГ американская система, согласно которой вузом реально руководит Совет попечителей. Все-таки “наш брат” привык к более централизованной системе управления, в которой директор (ректор, президент – называйте, как хотите) определяет всё от “А” до “Я”. Он – “царь и бог” на своей вотчине. Он разрабатывает, осуществляет и, если потребуется, модифицирует все, что связано с университетом и его деятельностью. Он подбирает “под себя” сотрудников, которые, как правило, ему не возражают, не выражают своего мнения, но послушно осуществляют поручения, зная, “какая рука их кормит”. Ничего удивительного в этом нет, так как довольно часто руководители евангельских вузов просто копируют систему, уже существующую в государстве и, к сожалению, в поместных церквях.

В евангельских вузах по-прежнему наблюдается кризис руководства, существуют глубокие разногласия в вопросах видения и менеджмента, шаткое положение наблюдается в развитии материальной базы, не увеличивается количество абитуриентов. Мнением студентов о качестве и направленности программ зачастую никто не интересуется. Зависимость вузов от помощи западных христиан до сих пор довольно значительна.

Хотелось бы увидеть у руководителей вузов большее желание идти на диалог, работать во взаимодействии, а не вопреки коллективу преподавателей, не жертвовать “академией” ради достижения краткосрочной экономической выгоды и личных амбиций, и не разбрасываться кадрами: образованными и талантливыми богословами, философами, преподавателями и лидерами. Следует научиться цивилизованно общаться друг с другом, чаще встречаться, обсуждать возникающие вопросы и не принимать деловые по сути разногласия “слишком близко к сердцу”. Нужно научиться сосуществовать даже при наличии разных точек зрения.

Преподавателям, богословам и руководителям специализированных программ обучения следовало бы более тесно сотрудничать друг с другом, ведь делают они, по сути, одно и то же дело. К сожалению, вместо этого, в академической среде нередко присутствуют соперничество и не созидающая конкуренция. Отсутствует ощущение принадлежности “академиков” к единому научному сообществу, недостаточно свободы для богословских дискуссий и поощрения к свободному творчеству. Возможно, полезно было бы возродить Богословское общество Евразии, похороненное в зачаточном состоянии еще в начале 2000-х. Кто знает, может быть именно это удастся осуществить М.Черенкову?

Христианским вузам следует обратить внимание на свою миссию – для чего школа существует? Достигает ли она заявленных целей, успешно ли реализуется видение? Необходима ли школа церквям? Есть ли польза от новых программ? Как складывается (или не складывается) жизнь и служение выпускников?

От ответов на эти вопросы и будет зависеть дальнейший курс действий. Возможно, руководителям школ в СНГ следует заняться поиском успешных моделей управления и положительных примеров стабильности в деятельности христианских вузов, если таковые имеются. Речь, возможно, идет о школах без громких имен, в которых сотрудникам удалось сочетать экономическую стабильность с высокой значимостью “академии”.

Пока, честно говоря, не совсем ясно, какова роль евангельских богословских школ в СНГ: влияют ли они на формирование богословия в общинах больше, чем иностранные проповедники или руководители-функционеры союзов и ассоциаций церквей? Производят ли вузы существенные академические и практические вспомогающие ресурсы? Почему выпускники христианских вузов разбросаны повсюду как “овцы, не имеющие пастыря”, невостребованные и непригретые, скитающиеся в поисках финансовой поддержки для своего служения? Почему до сих пор не налажена связь между вузами и выпускниками?

Надеюсь, что те, кто связан с евангельским богословским образованием в СНГ, обратят внимание на выявленные тревожные тенденции и что-то предпримут для того, чтобы преодолеть кризис и, наконец, определиться с тем, какое место занимают христианские вузы в жизни евангельского сообщества в бывшем СССР.

Примечания:

[1] “Московская богословская семинария”. http://moscowseminary.org/ (09.07.2013).

[2] “Частная переписка с бывшим преподавателем МБС”. Личный e-mail архив. (14.01.2011). См. также “Новости: Петр Мицкевич избран ректором МБС”. Веб-сайт Российского союза ЕХБ. http://www.baptist.org.ru/news/broadcast/134/ (09.07.2013). По информации, взятой из Википедии, “слияние Московской богословской семинарии ЕХБ и Московского библейского института произошло в 2007 году после кризиса, связанного с отсутствием абитуриентов в МБС и недостаточного финансирования МБИ. В результате слияния МБС по сути перенял структуру и программы Московского библейского института, в то время как сам институт формально был ликвидирован. Первоначально в семинарии было только одно отделение: богословско-педагогическое. После слияния с МБИ в семинарии функционируют две заочные программы: пасторская и христианского образования. МБС предлагает также ряд сертификационных программ.” (“Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов”. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/ (09.07.2013)). В сентябре 2008 года из МБС ушел также проректор Юрий Чубенко, выпускник первого набора семинарии. (“Проректор Ю.Г.Чубенко покидает семинарию”. Веб-сайт МБС. http://www.moscowseminary.org/index.php?option=com_content&task=view&id=110&Itemid=48 (09.07.2013)).

[3] По данным, взятым из Энциклопедии евангельских христиан-баптистов, “семинария обладает рядом филиалов в различных городах России, в частности, в Ростове-на-Дону, Ноябрьске, Ленинске-Кузнецком, Чите, Хабаровске и Челябинске. Считается филиалом МБС Северо-Кавказский библейский колледж, поскольку он получает финансирование через Московскую семинарию, хотя в действительности учебные программы СКБИ никак не связаны с МБС.” (“Московская богословская семинария ЕХБ”. Энциклопедия ЕХБ. http://baptistru.info/ (09.07.2013)).

[4] “Одесская богословская семинария”. http://www.odessasem.com/index.php (09.07.2013).

[5] “История Одесской богословской семинарии”. Веб-сайт ОБС. http://www.odessasem.com/seminary/history.html (09.07.2013).

[6] Согласно информации, размещенной на веб-сайте ОБС, “в 1991 году была открыта четырехлетняя стационарная программа “Бакалавр богословия”. Студентами этой программы стали братья из церквей Украины, России, Молдовы, Узбекистана и Казахстана. Несмотря на многочисленные бытовые трудности, неустройства и ранние холода, они проявили большой энтузиазм в учебе”. (Там же).

[7] “Беседа со студентом программы “Бакалавр богословия” в ОБС”. Неопубликованные заметки (Москва: ноябрь 1993 года).

[8] “Евро-Азиатская аккредитационная ассоциация”. http://www.e-aaa.info/ (09.07.2013).

[9] Довольно интересную дискуссию о настоящем и будущем ЕААА предлагает д-р Михаил Черенков. См. Михаил Черенков, “В Стамбуле обсуждают будущее ЕААА”. Baznica. http://baznica.info/article/v-stambule-obsuzhdayut-budushchee-evro-azi (09.07.2013).

[10] При ЕААА был образован исследовательский центр. Сайт ЕААА предлагает посетителям доступ к онлайн-библиотеке. “О библиотеке”. Веб-сайт ЕААА. http://www.e-aaa.info/component/content/category/108-2008-09-19-16-14-16.html (09.07.2013).

[11] “Со второй половины 1999 года в должность президента семинарии вступил Владимир Павлович Шемчишин. Владимир Павлович – пастор поместной церкви в г. Ильичевске (с 1986 г.), а также ответственный пастор за Одесскую область (1995-2000 гг.) и Южный регион Украины (1998-2006 гг.), первый заместитель председателя ВСО ЕХБ Украины (с 2006 г.)”. “История Одесской богословской семинарии”. Веб-сайт ОБС. http://www.odessasem.com/seminary/history.html (09.07.2013).

[12] Петр Мицкевич, “Проблемы, которые я вижу в богословском образовании”. Вестник служений и церквей “Восток-Запад” [East-West Church and Ministry Report] 12:4 (2004): 7. http://www.eastwestreport.org/articles/R12-4.pdf (09.07.2013).

[13] Семинария предлагает пять программ в формате очно-заочного обучения: «Бакалавр пасторского служения», продолжительность обучения – 4 года, периодичность сессий – три раза в год по две недели; «Бакалавр христианского образования», продолжительность обучения – 4 года, периодичность сессий – три раза в год по две недели; «Служение проповедника», продолжительность обучения – 2 года, периодичность сессий – четыре раза в год по одной неделе; «Детское и подростковое служение», , продолжительность обучения – 2 года, периодичность сессий – четыре раза в год по одной неделе. «Руководитель музыкального служения», продолжительность обучения – 3 года, периодичность сессий – 3 дня ежемесячно с сентября по июнь. (“Факультеты и программы ОБС”. Веб-сайт ОБС. http://www.odessasem.com/education/index.html (09.07.2013)).

[14] “Очерк истории СПбХУ”. Веб-сайт СПбХУ. http://www.spbcu.ru/ru/about/history (09.07.2013).

[15] Согласно веб-сайту СПбХУ, “в июле 1998 года В.А.Авдеев сменил доктора П.Ф.Пеннера на должности ректора университета. В мае 2001 года во время выпускной церемонии В.А.Авдеев передал обязанности ректора Ф.М.Мокану”. (Там же).

[16] “Переписка с бывшим преподавателем СПбХУ”. Личный архив (2011 год).

[17] “Открыта вакансия на должность ректора СПбХУ”. Веб-сайт СПбХУ. http://www.spbcu.ru/ru/posts/808 (09.07.2013). Автором была направлена просьба руководству СПбХУ об интервью 9 сентября 2011 года. Ответов на вопросы автор так и не получил. Один из вопросов звучал подобным образом: “Некоторые западные специалисты придерживаются мнения, что богословское образование в бывшем СССР находится в глубоком кризисе и, в общем, не оправдало инвестиций в него. Количество абитуриентов уменьшилось в разы, и вузы превратились в конференц-центры. Что вы думаете об этом?”

[18] “СПбХУ сменил ректора”. Твоя Библия. http://www.bible.com.ua/news/r/78015 (09.07.2013).

[19] “С поста ректора СПбХУ ушел В.В. Рыжов”. Веб-сайт Московской центральной церкви ЕХБ. http://mbchurch.ru/news/christian/8578/ (09.07.2013). См. также “В.В. Рыжов”. Веб-сайт СПбХУ. http://spbcu.ru/ru/about/rijov (09.07.2013).

[20] Уже после публикации данной статьи и.о ректора СПбХУ И. Макаренко прокомментировал уход В.Рыжова с должности ректора следующим образом: “В.В. Рыжов действительно был ректором только в течение нескольких месяцев, его планы и видение по развитию университета не нашли поддержки ни у коллектива, ни у Совета попечителей. По обоюдному решению, он ушел в отставку”. И.Макаренко, “Частная e-mail переписка”. Личный архив (10.07.2013).

[21] “Гостиничный комплекс и конференц-центр при СПбХУ”. Веб-сайт СПбХУ. http://hotel.spbcu.ru/ (09.07.2013). Автор периодически получает e-mail рассылку СПбХУ, в которой предлагаются гостиничные услуги.

[22] “Аренда помещений в СПбХУ”. Веб-сайт СПбХУ. http://www.spbcu.ru/ru/support/facilities (09.07.2013).

[23] “Донецкий христианский университет”. http://dcu.org.ua/ru/index.html (09.07.2013).

[24] “Мельничук Алексей Иванович”. Википедия. https://ru.wikipedia.org/ (09.07.2013).

[25] “Saying Goodbye to Alexei Melnichuk and Ray Prigodich.” John White’s Mission Trip Pictures. Available from http://www.marucheck.net/jw/jwpic15.html (Accessed 9 July 2013).

[26] “Рыбиков Сергей Федотович”. Досье “В городе”.  http://dn.vgorode.ua/refperson/7770/320/ (09.07.2013).

[27] “Реструктуризация ДХУ”. Протестант. http://www.protestant.ru/news/world/outside/article/63173 (09.07.2013). Уходя с поста ректора, С.Рыбиков признал наличие кризиса в богословском образовании в Украине: “Передавая служение, я благодарен всем за поддержку и сотрудничество. Вместе с Вами команда сотрудников совершала служение последовательного осуществления нашей миссии и не остановила развитие школы в контекстах общего кризиса богословского образования в Украине и мирового экономического кризиса”.

[28] М.Черенков, “Эксклюзивное интервью с ректором ДХУ М.Черенковым”. Интервью взял Олег Турлак. Христианский мегаполис 16 (2012). https://xmegapolis.com/2012/07/2359 (09.07.2012).

[29] “Об университете”. Веб-сайт ДХУ. http://dcu.org.ua/ru/ob_universitete.html (09.07.2013).

[30] “Информационное сообщение пресс-службы ДХУ”. Веб-сайт ДХУ. http://dcu.org.ua/ru/informaczionnoe_soobshhenie_press-sluzhbyi_dxu.html (09.07.2013).

[31] Cм. публикации М.Черенкова на страницах Христианского мегаполиса. https://xmegapolis.com/author/cherenkov (09.07.2013). Статьи д-ра Черенкова также доступны в его блоге Ad Hoc. http://cherenkoff.blogspot.com/ (09.07.2013).

[32] “Личная e-mail переписка” Неопубликованные заметки (июнь-июль 2013 года).

[33] См. Mark Elliott, “Recent Research on Evangelical Theological Education in Post-Soviet Societies.” Revised Version of a Paper Delivered at the Second Consultation on Theological Education and Leadership Development in Post-Communist Europe, Osijek, Croatia (2 September 1998).  Avaialble from http://www.georgefox.edu/academics/undergrad/departments/soc-swk/ree/Elliott_Recent_Feb%201999.pdf (Accessed 9 July 2013). О кризисе в области евангельского богословского образования говорит Константин Тетерятников, экс-ректор Кременчугского регионального библейского колледжа (КРБК): “Ясно одно, богословское образование на Украине, в традиционном значении, переживает серьезный кризис. Нехватка финансов, студентов и квалифицированных преподавателей, а также отсутствие профессоров с докторской степенью и практическое непринятие научной деятельности, все это останавливают развитие и богословия и богословского образования. Эти все негативы, присущи и КРБК. Колледж, уже второй сезон переживает большой процент выбывших студентов с бакалаврских программ. Практически 50% из поступивших студентов выбывают из процесса обучения! Если раньше этот процент колебался от 20 до 25%, то теперь половина всех студентов бакалаврских программ выбывает из обучения, так и не дойдя до финиша. Это страшная цифра, которая может повлечь за собой и уменьшение общего количества учащихся студентов. Тупик”. (К.Тетерятников, “Последнее слово экс-декана”. Мысли вслух. http://teteryatnikov.blogspot.ca/2010/09/blog-post_04.html (09.07.2013). Примечательно, что ректором КРБК является не кто иной, как президент ЕААА (в течение трех сроков) А.Зигаленко.

[34] William Yoder, “Moscow’s Russian-American Institute for Sale.” (24.10.2012) Presbyterian Church (U.S.A.). Available from http://www.pcusa.org/news/2012/10/24/moscows-russian-american-institute-sale/ (Accessed 9 July 2013).

[35] “The Future of the IBTS, Prague. Czech Republic. EBF Press-release.” Available from http://www.godgeleerdheid.vu.nl/en/Images/Press-Release-The-Future-of-IBTS_tcm61-289260.pdf (Accessed 9 July 2013). См. также информационное сообщение ректора К.Джонса, опубликованное на веб-сайте IBTS 30.08.2012, в котором он признает неутешительное положение дел с аккредитацией программ через University of Wales: “We had a major blow in October 2011 when our validating institution, the University of Wales, announced it was to pull out of validating all ‘M’ level programmes in 2012. Since then it has been a roller-coaster ride both for the University and for partner institutions across the world. This newsletter cannot be the place to analyse issues of Welsh politics, the actions of BBC Wales and the turmoil within a well-established and previously successful University. However, to summarise, the University of Wales is being reduced to a core to amalgamate with other Welsh higher education institutions (some who were originally ‘children’ of the federal University of Wales) and in this process everyone like ourselves is being discarded. All legal agreements will be terminated with us by 31 January 2013. The University claims a commitment to looking after existing students, but it is unclear exactly what this means. We, therefore, need new ways of having our future students obtain recognised, accredited degrees.” (Keith G. Jones, “Newsletter 55 From Prague at the Start of our 64th Academic Year.” (30 August 2012) IBTS. Available from http://www.ibts.eu/pr/rector-newsletter (Accessed 9 July 2013).

[36] Julie Henry, “University of Wales Abolished After Scandal.” (22.10.2011) The Telegraph. Available from http://www.telegraph.co.uk/education/educationnews/8843200/University-of-Wales-abolished-after-visa-scandal.html (Accessed 9 July 2013). См. также “Bogus Degree Scandal Prompts Calls to Wind Up University of Wales.” Wales On-line. (6 October 2011), Available from http://www.walesonline.co.uk/news/wales-news/bogus-degree-scandal-prompts-calls-1804048 (Accessed 9 July 2013).

[37] “Беседа с выпускником магистерской программы IBTS 2013 года”. (Торонто, Канада, 4.07.2013).

[38] Олег Турлак, “Церковь и богословское образование на постсоветском пространстве: что было сделано не так?” Христианский мегаполис 7 (2011). https://xmegapolis.com/2011/01/635 (09.07.2013). См. также материалы “Форума-20”, прошедшего в Ирпени (Украина) 18-19 ноября 2012 года. http://www.bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=172&Itemid=95 (09.07.2013). Полностью сборник статей доступен на веб-сайте Archipelag.ru: http://www.archipelag.ru/download/text_pdf/forum-20-book.pdf (09.07.2013).

Фото: coolmikeol | flickr.com

* * * * * * * * * *

Портал “Христианский мегаполис” предоставляет место для обсуждения и выражения различных позиций и точек зрения на жизнь христиан, церкви, государства и общества. Редакция сотрудничает с широким кругом авторов, принадлежащих к евангельскому крылу христианства, и поощряет сотрудничество между христианами, следуя словам Иисуса Христа: “Да будут все едино”. (Иоан.17гл.) Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения.

При цитировании материалов портала “Христианский мегаполис” в электронных СМИ, гипер-ссылка на издание обязательна. При полной перепечатке текста статей, необходимо письменное разрешение редколлегии. Контактный адрес: christianmegapolis@gmail.com

 

Олег Турлак

Олег Турлак

Основатель и гл. редактор "Христианского мегаполиса".

More Posts - Website