Богословие и этика ученичества в контексте отношений апостола Павла и Тимофея

Богословие и этика ученичества в контексте отношений апостола Павла и Тимофея

Введение. Определяющим современным евангельским признаком экклесиологической реальности является церковный кризис. По мнению С.Флюгранта, одна из важнейших проблем в восточноевропейском евангельском христианстве – непонимание значения ученичества в церковной онтологии [Флюгрант, стр.1739]. Б.Халл указывает на то, что церковь находится в критическом состоянии, которое выражается в кризисе проповеди, благовестия, семьи, нравственности и этичности как лидеров, так и рядовых христиан. Проблема в том, что в то же самое время евангельская церковь чувствует себя самодостаточной, количественно возрастая, развивая различные служения, менеджмент и администрирование, успешно строя храмы. Трагедия в том, пишет Халл, что не все могут признать наличие кризиса бесплодия, поскольку церковь перестала выполнять свою основную функцию – воспитывать учеников (To make disciples) [Халл, стр.8-12].

Вопрос на самом деле является актуальным. Евангельское христианство в Украине уже не видит эффективности в глобальных и локальных евангелизационных кампаниях, хотя то тут, то там встречаются отдельные сторонники методов 1990-х годов. Прогрессивные церкви Украины осознали необходимость благовестия на личностном уровне и в домашних группах, даже начали переводить книги ученического характера [см. Галлати, Стернс]. Постепенно происходит осмысление, как пишет Д.Виллард, большого упущения в осуществлении “Великого поручения” (The Great Commission) [Сьорл, стр.121]. Оно имеет локальный характер и требует богословского переосмысления и распространения идеи, которая есть суть христианства; речь идет об ученичестве. Иисус призвал и подготовил учеников к тому, чтобы они сделали все народы учениками [Сухдео, стр.101]. Р.Галатти пишет, что ученичество – стиль жизни, конечный результат которого – церковь. Он приводит цитату М.Брина: «Если вы воспитываете учеников, у вас всегда получится церковь, а если вы делаете церковь у вас редко выйдут ученики» [Галлати, стр.50]. Поэтому, воспринимая восстановление новозаветной концепции ученичества как альтернативу выхода из церковного кризиса, стоит рассмотреть новозаветные примеры воплощения поручения Христа – делать учениками все народы (Мф.28:19). Ярким примером воплощения ученичества являются отношения апостола Павла и Тимофея. Данная статья раскрывает основные богословские черты ученичества на конкретном примере.

Тимофей как ученик апостола Павла. Говоря об отношениях ап. Павла и Тимофея в контексте ученичества, стоит заметить, что они соответствуют ученическим моделям как евангелиста Матфея (Мф.28:18-20), так и Луки (Деян.14:21-23). По словам ап. Павла в начале Первого послания, Тимофей обратился благодаря его проповеди (1Тим.1:2). Очевидно, это произошло во время первого миссионерско-ученического путешествия (Деян.14:20-27) [Хелдинг, стр.341]. Ап. Павел пишет: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь» (2Тим.3:10-11). Лука упоминает Тимофея уже не как новообращенного, но как ученика.

2 Тимофею 3:10-11 свидетельствует очевидно о том, что Тимофей принял учение ап. Павла, но остался со своей благочестивой семьей, как и ап. Павел в начале своего духовного пути вернулся на родину в Тарс. Ап. Павел стремился духовно утвердить Тимофея, поэтому взял его с собой в путешествие. Ап. Павел совершил обряд обрезания Тимофея, что не противоречило положениям Иерусалимского собора и убеждениям апостола, ведь Тимофей был наполовину евреем. Он сделал это, вероятно, стремясь защитить своего ученика от упреков иудеев. И.Левинская пишет: «Обрезание – это символический акт присоединения к избранному народу. Формально Тимофей был признан и обрезан, но если в глазах Луки он был евреем, то это только утверждало статус, который он имел, будучи сыном матери-еврейки» [Левинская, стр.41].

Евангелист Лука указывает на то, что Тимофей был всегда с ап. Павлом в течение дальнейшего его служения, время от времени выполняя различные поручения. Тимофей был почтальоном, подбадривал церкви, выполнял роль временного старейшины. Точно не известно был ли Тимофей рукоположенным пресвитером. 1 Тимофею 4:14 и 2 Тимофею 1:6 повествуют о том, что Тимофей обладал определенным даром, который получил через рукоположение и который должен был развивать. О каком даре говорится, не известно, но, как пишет Д.Стотт, он, очевидно, касался служения Тимофея [Стотт, стр.141]. Н.Т.Райт указывает на то, что дар был дан как благословение для тех, кому служил ближайший ученик ап. Павла [Райт, стр.43-44]. Какой именно был этот дар – неизвестно, однако бесспорно одно: ап. Павел заботился, чтобы Тимофей развивался согласно своему призванию.

Ап. Павел отзывался с одобрением о своем ученике. Например, в Послании к Филиппийцам он говорит, что планирует послать Тимофея в Филиппы, чтобы позаботиться там об учениках: «Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании» (Флп.2:20-22). Этот текст указывает на то, что ап. Павел не просто ценил Тимофея, но и видел в нем своего преемника. Важно и то, что Павел говорил подобное и самому Тимофею.

Ап. Павел заботился о Тимофее, вспоминая его в своих письмах церквям. В частности, в 1 Коринфянам сохранился фрагмент, где ап. Павел по-отцовски заботится о нем, попросив, чтобы местная церковь приняла ученика-преемника, указывая на то, что работа Тимофея является делом Божьим (1Кор.16:10-11). Апостол поднимал авторитет Тимофея, приравнивал его миссию к своей.

Равенство учителя и ученика проступает и в других письмах ап. Павла, где он называет Тимофея соавтором (2Кор.1:1; Флп.1:1; Кол.1:1; 1Фес.1:1; 2Фес.1:1; Филим.1:1 и, возможно, Рим.16:21). Это одновременно свидетельствует и о незаурядных способностях ученика, и о качествах учителя, который, заботясь не о собственной славе, замечал заслуги учеников, считая их своими соработниками в благодати. Стоит обратить внимание и на письма Тимофею, которые являются частью ученического процесса. Ап.Павел писал послание, руководствуясь, прежде всего, заботой о самом Тимофее. Он давал письменные указания не потому, что не наставлял молодого ученика перед тем, как оставить его в Эфесе (1Фес.2:7), а напоминал и систематизировал сказанное ранее, дополняя тем, что упустил. Это были своего рода советы, которые усиливали внешний авторитет адресата и добавляли внутренней уверенности Тимофею.

Первое письмо по своей сути похоже на Послание к Титу. Однако, в отличие от делового характера последнего, Первое послание к Тимофею содержит эмоциональную окраску, в нем чувствуется доверительное отношение учителя, проступают личностные мотивы. Говоря о Втором послании, согласимся с выводом Р.Сантала, что это – “лебединая песня” апостола [Сантала, стр.138]. В нем ап. Павел раскрывает душу, которая наполнена любовью к Богу и людям. Именно здесь апостол оставляет последнюю волю своему преемнику (2Тим.4:6-21) и выражает эсхатологическую надежду: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим.4:18). Последние слова являются лозунгом и мотивировкой апостола: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим.4:2).

То, что отношения ап. Павла и Тимофея являются созидательными в плане ученичества – неоспоримый факт. Также необходимо признать, что Тимофей был преемником великого апостола язычников, возможно, именно в этом была и его харизма. Верный ученик, имеющий большой духовный потенциал, Тимофей всегда испытывал потребность в общении и поддержке своего учителя; он был готов пожертвовать всем, чтобы находиться с апостолом язычников. Отношения ап. Павла и Тимофея – пример ученичества и преемственности, который, к сожалению, до конца не изучен и достойно не оценен теологами.

Тимофей как сотрудник и адресат ап. Павла. Из текстов Нового Завета видно, что с годами ап. Павел все больше полагался на помощь молодых служителей, которые были на свободе и могли сделать значительно больше для распространения Евангелия, чем мог сделать сам ап. Павел; это, возможно, и было мотивом написания пастырско-ученических посланий [Тенни, стр.337]. Именно Тимофей был одним из самых доверенных служителей апостола, на которого он возлагал надежды в служении распространения Евангелия.

Имя “Тимофей” упоминается не только в книге Деяний апостолов; оно неоднократно упоминается в текстах других посланий. Скорее всего, Тимофей был обращен во время Первого миссионерского путешествия ап. Павла и Варнавы [Гатри, стр.623]. Тимофей проявляет себя как неопытный верующий. П.Пеннер указывает на то, что, имея негативный опыт с Марком, ап. Павел уделяет большее значение обучению и воспитанию Тимофея [Пеннер, стр.75].

Из текста Священного Писания также видно, что Тимофей неоднократно был с ап. Павлом во время совершения им миссии. Он сопровождал ап. Павла и Силу во время Второго миссионерского путешествия (Деян.16:3-4), помогал ап. Павлу в Филиппах (Флп.2:19-24). Отправляясь в Афины, ап. Павел оставил молодого ученика в Македонии (Деян.17:14). После встречи в Афинах, он был отправлен в Салоники, затем вернулся в Коринф, доложив о том, что фессалоникийцы пребывают в любви и вере (1Фес.3:1). Тимофей проповедовал Евангелие, а потом, скорее всего, отнес в Фессалоники Первое письмо, которое было написано ап. Павлом в соавторстве с ним (1Фес.1:1), так же дело обстояло и со Вторым письмом (2Фес.1:1) [Б.Э.Брокгауза, стр.973].

Тимофей сопровождал ап. Павла и во время Третьего миссионерского путешествия. Он прибыл в Эфес, где ап. Павел написал Первое письмо к Коринфянам, куда впоследствии был послан апостолом решать церковные проблемы (1Кор.4:17; 16:10; Деян.19:22). При написании Второго послания (которое называется так сегодня), Тимофей был рядом с ап. Павлом (2Кор.1:1), сопровождая его в Иерусалим (Деян.20:4). После этого он, скорее всего, вернулся по поручению ап. Павла в Эфес, где впоследствии совершал служение (1Тим.1:3). Похоже, что Тимофей не сопровождал ап. Павла в Рим, но впоследствии прибыл туда, о чем свидетельствуют тексты посланий, написанных из Рима (Кол.1:1; Филим.1; Флп.1:1; 2:19). Также известно, что Тимофей был соавтором и других посланий ап. Павла (2Кор.1:1; Кол.1:1).

Из Рима Тимофей отправился в Эфес, возможно, после того, как доставил вышеупомянутые письма. Именно в Эфес было направлено Первое письмо ап. Павла. Скорее всего, туда было адресовано и Второе послание, после чего Тимофей был призван прийти к своему учителю и сотруднику в Рим (2Тим.4:9,21). Ап.Павел ценил Тимофея и нуждался в общении с ним. Это подтверждает то, что именно ему было адресовано завещание ап.Павла [Там же]. Также известно, что позже Тимофей был заключен под стражу (Евр.13:23).

Если говорить о личных качествах Тимофея, то нужно отметить следующее: он был ревностным служителем Господа (Флп.2:19-24; 2Тим.2:15; 4:5); верным последователем Христа (1Кор.4:17; Флп.2:22; 2Тим.1:13-14); пожалуй, робким (2Тим.1:6-7); нуждался в постоянном ободрении (1Тим.4:11-16; 6:11-14,20), а также имел некоторые проблемы со здоровьем (1Тим.5:23).

Тимофей был истинным духовным сыном и учеником ап.Павла (1Тим.1:2), которого он не раз хвалил, подбадривал и о котором тепло отзывался. Представленные факты указывают на тесную ученическую связь Тимофея с ап. Павлом. Из этого можно сделать вывод, что на содержание Посланий к Тимофею повлияли отношения и отцовская забота апостола Павла, а также сотрудничество в распространении Евангелия в процессе ученичества.

Ученичество в письмах ап. Павла Тимофею. Главной темой посланий ап. Павла к Тимофею является ученичество. Современные тенденции в исследованиях этих посланий зачастую ставят акцент на пастырском богословии [Olewski, p.169]. Ап. Павел, будучи раввином, понимал важность обучения и передачи опыта другим. Ап. Павел был учеником Гамалиила, знал историю Израиля и видел необходимость воспитания учеников и преемственности. Он понимал силу ученичества, особенно учитывая пример Иисуса.

К.Кинер приводит толкование термина «истинный сын», с которого начинаются Послания к Тимофею (1Тим.1:2), как юридического термина «истинный наследник» [Кинер, стр.519]. Тимофей по праву заслуживает такого звания. У ап. Павла было много учеников и последователей, но среди них заметно выделялся Тимофей как одаренный и избранный на служение (1Тим.4:14). Не вызывает сомнений и тот факт, что ап. Павел передавал ему свой опыт. Послания, обращенные к Тимофею, – один из многих способов воспитания компетентного служителя.

Д.Тидбол приводит несколько образов взаимодействия в процессе подготовки преемника. По словам Тидбола, ап. Павел в своих трудах только один раз обратился к образу пастора (Еф.4:11) [Тидбол, стр.94]. Среди образов ученичества встречаются «раб и слуга», «отец и сын», «кормилец и младенец», «пример и подражатели», «кормчий и корабль» и др. В вышеприведенном исследовании особо выделяется «учитель и ученик» [Там же, стр.98-104]. Ап. Павел был личным примером, духовным отцом, «кормильцем» своему ученику и написал ему по меньшей мере два письма. Апостол Христов заботился о духовном росте и становления Тимофея как совершенного служителя, которого назвал почетным ветхозаветным титулом «Божий человек» (1Тим.6:11).

Стоит обратить внимание на сам текст. Н.Т.Райт пишет, что эти письма можно воспринимать также как «пособие для учительства», где указано как нужно и как не следует учить [Райт, стр.2]. Проанализировав текст посланий, выделим взгляды и принципы ученичества, которые ап. Павел оставил в письмах, обращенных к Тимофею.

Первое послание к Тимофею начинается именно с ученичества, в чем и заключается суть апостольства: проповедовать Слово Евангелия и делать учениками все народы (Мф.28:19-20; Деян.6:2,4). Ап. Павел еще в начале пишет, что он апостол Иисуса Христа. То есть, на него также распространяется суть апостольства. Тимофея он называет сыном, но в этом тексте важно, какое прилагательное применено для определения сыновства: «законное дитя» (γνησίῳ τέκνῳ). В еврейской системе образования учителя называли отцом, а учеников – сыновьями. Но почему ап. Павел употребляет еще и прилагательное «законный»? Очевидно потому, что Тимофей обратился именно благодаря Павлу во время его Первого миссионерского путешествия. После приветствия ап. Павел просит Тимофея запретить ложным учителям распространять в Эфесе иное учение. Итак, основная причина написания письма Тимофею была связана с обучением, входящим в процесс ученичества.

Особым текстом в контексте ученичества является 1 Тимофею 4:13-16, где написано: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Ап. Павел дает повеление, чтобы его ученик находился в процессе ученичества, которое заключалось в чтении Святого Писания, возможно и ранних текстов из книг, которые апостол во Втором послании просит его принести. Он советует быть внимательным к себе и учению, что может означать как обучение, так и ученичество, чтобы развивать дар учительства для созидания церкви. Пребывание в ученичестве, как утверждает ап. Павел, спасет самого Тимофея и тех, кого он учит. Апостол Иисуса беспокоится о развитии духовного потенциала своего ученика, ведь успех учителя заключается в развитии его учеников.

Ученичество во Втором послании – процесс передачи знаний и навыков от учителя к ученику для преобразования ученика в учителя, способного обучать других, чтобы они, в свою очередь, также обучали последователей Христа.

Ап. Павел с первых строк послания проявляет отцовское отношение к Тимофею. Иногда складывается впечатление, что апостол относится к нему, как к кровному сыну. Ученичество, согласно Павлу, – это также душепопечительство: «Помня слезы твои» (2Тим.1:4). Это забота о духовном росте и физическом состоянии, ободрение и постоянное мотивирование (2Тим.1:5), беспрерывное напоминание ученику того, к чему призывает Господь, и готовность всегда его поддержать (2Тим.1:6).

Ученичество по ап. Павлу – это постоянное напоминание и поощрение сохранять чистоту Евангелия и здравого учения (2Тим.1:13-14). Это воспитание не учеников, а учителей, которые также будут воспитывать себе подобных (2Тим.2:2). Он воспринимает ученичество как борьбу: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем безупречным, верно преподающим слово науки правды» (2Тим.2:15). Главная задача учителя – правильно учить. Ученичество всегда имеет этический оттенок: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26). Ап. Павел также пишет: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня…» (2Тим.3:10-11). Ученичество предполагает следование за учителем, а следовательно – жертвы, потери, страдания. Но главное, что необходимо при ученичестве, – любовь и терпение. Ученичество требует постоянного бодрствования и пребывания в учении, а также верности учителю и его учению (2Тим.3:14).

Ученичество в контексте отношений Павла и Тимофея предусматривает подготовку к проблемам, с которыми может столкнуться ученик в самостоятельном практическом служении. Учитель всегда акцентирует внимание на главном. Например, ап. Павел пишет: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2Тим.4:2-3).

Выводы. Забота о Тимофее – одна из основных идей Первого послания. В 14-15 ст. 3 главы автором подчеркивается и выделяется цель написания: «Сие пишу тебе <…> дабы ты знал, как надо вести себя в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Ап. Павел сознательно пишет, акцентируя первоочередное внимание на заботе о Тимофее: «чтобы ты знал». Иными словами, “чтобы ты был компетентным, вооруженным, осознавал ответственность, чтобы ни в коем случае не пострадал твой авторитет как «человека Божьего», и чтобы выполнил все, что было сказано в пророчестве”. Сначала указывается на самого адресата, что подчеркивает главную идею истинной евангельской веры и истинности избрания Божьего, о котором пишет и евангелист Марк: «И [Иисус избрал] двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь» (Мк.3:14). Бесспорно, забота о церкви занимает, возможно, и высшее место в иерархии Божьего замысла. Но церковь состоит из «тимофеев». Церковь – не механизм, а организм, где каждый орган нельзя заменить, как деталь в механизме. В Теле Христовом важность и качество «дела» зависит от духовного состояния всех, понимания важности каждого человека и чувства заботы о каждом члене общины.

Следующий богословский принцип – забота ап. Павла об организации управления, духовный рост и умение отстаивать истину христианского учения. Из основных посланий ап. Павла трудно понять, какой была организация апостольской церкви. Четкое определение организации общины последователей Иисуса осуществлено в пастырских посланиях, особенно в Первом письме к Тимофею. Именно в нем открываются критерии для руководителей и служителей церквей (1Тим.3:1-10) и проведения самого богослужения. Через призму тем и структурных разделов текста ощутима забота и об авторитете церкви: «Это пишу тебе <…> чтобы ты знал, как надо вести себя в доме Божьем, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины». Здесь указано главное ожидание от Церкви: быть «колонной и опорой истины». Для осуществления этого ожидания нужно осуществлять «правильное поведение», то есть организовывать церковь таким образом, чтобы она была опорой истины в мире лжи, способной отстаивать интересы живого Бога.

Две предыдущие позиции являются частью ученичества. Главный образ новозаветного ученичества – отцовство. Учитель – это духовный отец, а не только педагог-воспитатель. Каждый родитель заботится и переживает о продолжении рода. Подобное применимо и к духовной жизни и служению. Примечательно, что ап. Павел заботился о продлении ученичества. Ученичество, как отцовство, проливает свет на Церковь, как на семью.

Современное евангельское христианство должно переосмыслить свои экклесиологические взгляды на предмет семейственности церкви. Административные проблемы современной экклесии заключаются в отсутствии восприятия себя как общины учащихся, семьи. Ученичество в общине, семье предусматривает восстановление межличностных отношений. Последнее влияет на восприятие церкви как общины, которая является сегодня вызовом для индивидуализма и коллективизма. Общинность порождает социальную заботу членов общины друг о друге, что является естественным в контексте семьи, поэтому возвращение к новозаветной практике ученичества является насущной необходимостью церкви в постмодернистском обществе.

Библиография

Библейская энциклопедия Брокгауза. Ред. Ф.Ринкер, Г.Майер. Киев: “Христианская зоря”, 1994.

Галатти, Р. Возрастание: как быть учеником, который взращивает учеников. Львов: “Християнське життя”.

Гатри, Д. “Пасторские послания”. Новый Библейский комментарий. С.-Пб.: “Мирт”, 2001.

Кинер, К. Библейский культурно-исторический комментарий. Том II. С.-Пб.: “Мирт”, 2005.

Левинская, И. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. С.-Пб.: “Логос”, 2000.

Пеннер, П. Научите все народы. С.-Пб.: “Библия для всех”, 1999.

Райт, Н.Т. Павел. Пастырские послания. І и ІІ Тимофею и Послание к Титу. М.: ББИ, 2008.

Сантала, Р. Апостол Павел: человек и учитель в свете иудейских источников. С.-Пб.: “Библия для всех”, 2002.

Стотт, Д. Первое послание к Тимофею и послание к Титу. С.-Пб.: “Мирт”, 2005.

Сухдео, П. За завесой. Учебное пособие по исламу. Киев: “Свет на востоке”, 2017.

Сьорл, Д. Будущность и надежда. Миссия, богословское образование и преобразование постсоветского общества. Ред. Д.Сьорл, М.Черенков. Черкассы: “Коллоквиум”, 2015.

Тенни, М. Обзор Нового Завета. Львов: “Християнське життя”, 1989.

Тидбол, Д. Мудрые пастыри. Исследование в пасторском богословии. Одесса: “Богомыслие”, 2013.

Флюгрант, С. “Второе послание к Тимофею”. Славянский библейский комментарий. Киев: ЕААА, “Книгоноша”, 2016: стр.1739–1748.

Халл, Б. Пастор, воспитивающий учеников. С.-Пб.: “Шандал”, 2001.

Хеддинг, Д. Деяния святых апостолов. Исследование новозаветного христианства. Ровно: “Живое слово”, 2008.

Olewski, M.W. “An Assessment of the Implications of the Discipleship Emphases of the Pastoral Epistles for Modern Church.” D.Min. Diss. New Orleans, LA: New Orleans Baptist Theological Seminary, 1995.

Photo: Pixabay.

© 2019 “Христианский мегаполис”. Материал опубликован с согласия автора.

Примечание: Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикуемых материалов, однако это не препятствует публикации статей, написанных с разных позиций и точек зрения. Редакция не несет ответственности за личную позицию авторов статей, точность и достоверность использованных авторами источников и переписку между авторами материалов и читателями.

При цитировании материалов портала “ХМ” в печатных и электронных СМИ гипер-ссылка на издание обязательна. Для полной перепечатки текста статей необходимо письменное разрешение редколлегии. Несанкционированное размещение полного текста материалов в печатных и электронных СМИ нарушает авторское право. Разрешение на перепечатку материалов “ХМ” можно получить, написав в редакцию по адресу: christianmegapolis@gmail.com.

Виталий Станкевич

Виталий Станкевич

Кандидат философских наук, магистр богословия. Преподаватель Одесской богословской семинарии.

More Posts - Website